О великом воине - Александре Невском


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: О великом воине - Александре Невском
Автор: Сорокина Мария Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 216.Занятиепо познавательному развитию в средней группеТема: «О великом воине – Александре Невском»Воспитатель: Сорокина Мария АнатольевнаУльяновскЗанятие по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни. Знакомство с великим воином защитником нашей Родины: «О великом воине – Александре Невском».Тема: «О великом воине – Александре Невском».Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину.Задачи:  Образовательные:
  • Формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему.
  • Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  • Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  • Развивающие:
  • Развивать интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям.
  • Развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга. 
  • Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей истории.
  • Воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского.
  • Планируемые результаты:- Знают о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.Дошкольники  интересуются   историческими событиям,  у них развита любознательность, чувство сопереживания героям,  дети обогащаются  нравственными качествами – доброта, ответственность, чувство долга.  - Развиваются  коммуникативные навыки, умение вести диалог.Предварительная работа: беседы с детьми о воинах древней Руси, рисование, рассматривание портретов русских богатырей, беседы и рассматривание книг о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, обмундировании, оружии; разучивание стихотворений и физкультминуткиОборудование:  картины с воинами древней Руси: Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, князь Владимир, пазл (шлем разрезанный на несколько частей, на две команды); раскраска (щит) на каждого ребенка, цветные карандаши.Организационный момент:Воспитатель: Люблю тебя моя Россия,За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей!   Люблю, глубоко понимаю  Степей задумчивую грусть,Люблю все то, что называютОдним широким словом “Русь”! С. ВасильевВоспитатель: Как выдумаете, о чем говориться в этом стихотворении?Дети: О Руси, о России.Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Величава и красива наша Россия. Богата Отчизна лесами, реками, животными разными и растениями. Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. Раньше в древней Руси очень часто совершались на города набеги чужеземцев т. е. врагов и поэтому люди старались какими-то способами защитить свой город.- Ребята. А давайте подумаем вместе, какими способами наши предки защищали города.Дети: Воздвигали стены вокруг города, вырывали ров.Воспитатель: А кто же защищал города в случаях нападения врагов?Дети: Богатыри, воины.Воспитатель: Правильно. Молодцы! Посмотрите на доску. (Висят портреты воинов)-Ребята кого вы узнали на этой выставке? Ответы детей (Илья Муромец, Дмитрий Донской, князь Владимир).Воспитатель: Молодцы!- Ребята, а что мы знаем о них?Дети: Они жили давно, были сильные, смелые люди, защищали нашу родину от врагов.Воспитатель: Молодцы! А есть у нас здесь воин, о котором мы с вами еще не знаем? (дети показывают его изображение). Этот воин – Александр Невский. Ребята, вы хотите о нем узнать?Дети: да.Воспитатель: тогда я вам расскажу сейчас о нем. В семье новгородского русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Александр рано научился ценить смелость решений князя и церковное книжное слово, в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком.В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу. В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом. Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и враги из другой страны –  из Швеции – (мы, россияне, потому что живем в России, а жителей Швеции называют шведами.   Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве.  Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов (врагов из Монголии).Шведский руководитель прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле».И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?»Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на реке Неве победу.Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте представим себя дружиной князя.Физкультминутка:Дружно встали – раз, два. три, мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.И направо и еще через левое плечо.Буквой Л расставим ноги, точно в танце – руки в боки.Наклонились влево – вправо, получается на славу.Воспитатель: Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные.Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию! Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? (Ответы детей)Воспитатель: Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему? (Ответы детей) Давайте проверим вашу смекалку, разделитесь на две команды, я приготовила для вас одно задание.Чья команда быстрее сложит «богатырский шлем».Дети выполняют задание.Воспитатель: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?Дети: Нет, ему помогали другие воины.Воспитатель: Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, кто запомнил, как их называли (дружинниками).Воспитатель: Почему дружина Александра Невского победила врагов?Дети: Она защищала свою Родину от врагов.Воспитатель: Скажите, почему князя Александра назвали Невским?Дети: Потому что он разбил шведов на реке Неве, тогда ему было всего 20 лет.Воспитатель: Ребята, а хотите тоже стать великими полководцами?(Ответы детей).Воспитатель: Я приготовила вам доспехи, но их надо разукрасить!Дети выполняют задание.Воспитатель: Народ русский никогда не забывал своих героев. Храбрость их прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях. В честь Александра Невского была названа Александро-Невская Лавра, был учрежден орден Александра Невского, были названы во многих городах улицы его именем, поставлены памятники.Рефлексия: Вы молодцы!Скажите почему такая крепкая дружина была у Александра Невского?Кого победил Александр Невский со своей дружиной?Как вы думаете мог ли он в одиночку защитить свою Родину?Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины - России.