Проектирование современного урока в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование современного урока в начальной школе
Автор: Халиуллина Энзе Анасовна

Тема публикации:
Проектирование современного урока русского языка в начальной школе
в соответствии с ФГОС НОО
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть.
2.1. Понятие современного урока в условиях реализации ФГОС ………..6
2.2. Общие подходы к проектированию урока. ……….……………… 9
2.3. Особенности подготовки к современному уроку русского языка …..10
2.4.Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка…12
Заключение………………………………………………………………… 14
Список используемой литературы…………..………...……………….. 15
Приложение……..…………………………………………………..……...16
Конец формы
Урок, оснащающий ребёнка знаниями,не приближает
его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребёнка до
осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания
ценностны лишь как средство постижения тайн
жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве
собственной судьбы
Н.Е. Щурова
1. Введение.
Вопрос, как в настоящее время обучить детей русскому языку, стоит очень остро для любого педагога школы. Также появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь, изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
резко возросла информированность детей;
современные дети относительно мало читают;
несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
ограниченность общения со сверстниками.
Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
*применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
*создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Таким образом, учитель обязан перестроить урок так, чтобы он отвечал новым требованиям образования и наилучшим образом подготовил учащегося к современной жизни, связанной не только с информационной средой, но и жизненными приоритетами, поставленными самим выпускником.
Актуальность моей работы заключаются в необходимости постоянного совершенствования урока. Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. По-моему мнению, вот некоторые из них:
Существуют противоречия между объемом и содержанием учебного материала, которые жестко определены программой и естественным стремлением творчески работающего учителя выйти за ее границы, рассмотреть тот или иной вопрос в трактовке, отличной от принятой учебником;
Противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении учащимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников);
Противоречие между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;
Противоречие между массовостью школьного образования, неизбежно приводящей к известной стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания (выход из этого противоречия в дифференциации обучения на основе вариативности образования и обучения).
В школьном образовании сегодня можно выделить две проблемы:
не все школьники научены самостоятельно добывать информацию;
выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению. Исходя из этого, я определила свою тему.
Цель : Исследование особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО
Для достижения цели, ставлю следующие задачи:
Задачи :
1) Определить понятие современный урок, изучив научно-методическую литературу по разной теме;
2) Сравнить урок традиционной формы и урок в системно-деятельностном подходе;
3) Разработать технологическую карту урока русского языка в соотвествии с требованиями ФГОС.
2. Теоретическая часть
2.1 Понятие современного урока в условиях реализации ФГОС.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учётом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определённых элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определённую последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала. От дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.
Основные признаки урока:
- постоянный состав учащихся;
- каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;
- систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;
- сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;
- многообразие методов обучения и учения;
- наличие систематического текущего и индивидуального контроля.
Так или иначе, существуют некоторые недостатки традиционного урока:
- урок, построенный по схеме "опрос-объяснение-закрепление", не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;
- урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане;
- преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т. д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается);
- основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свёрнутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
В настоящее время современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
В новыхCтандартах сформулированы требования к современному учителю:
- во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
- во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
- в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века,современный урок– это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитиеуниверсальных учебных действий(УУД).
Можно выделять несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект –Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока – деятельностный аспект.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
2.2. Общие подходы к инжинирингу урока.
Реализация ФГОС НОО предполагает создание основной образовательной программы образовательного учреждения. В рамках данной программы учитель должен создать рабочую программу по каждому из предметов, реализуемых в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Остановимся на некоторых подходах к проектированию урока:
1.Проектирование урока в форме технологической карты. Данный способ в значительной степени соответствует одной из главных задач проектирования современного урока.
Технологическая карта урока- это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников соответствующих требованиям ФГОС.
2. Созданию условий для организации учебно-познавательной самостоятельности учащихся, так как в зоне особого внимания находятся планируемые результаты урока, соответствующие им виды деятельности учащихся на уроке, способы рефлексии и оценки достижения планируемых результатов.
Отметим, что проектирование урока в форме технологической карты не является единственно возможным. Учитель может представить урок в форме конспекта, сценария или развернутого плана. При этом на первый план выходит не форма представления урока, а наполнение его содержанием и методическими подходами, соответствующими идеям построения урока деятельностной направленности.
Активно используемый в последнее время по отношению к уроку термин
проектирование употребляется не случайно, так как данный подход помогает учителю рассматривать в качестве основной составляющей урока не столько свою деятельность, сколько деятельность учащихся.
2.3. Особенности подготовки к современному уроку русского языка.
На смену ведущего лозунга прошлых лет Образование для жизни пришёл лозунг Образование на протяжении всей жизни. Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Современный урок русского языка требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности.
Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа русского языка:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов:личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала (учить на уроке). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое опрос. Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь ученик — учитель. Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
2.4.Требования предъявляемые к современному уроку русского языка
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время сбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Общие требования к мотивации на уроке русского языка:
направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
возможность высказывать разные точки зрения;
связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
необычность формы или манеры подачи материала;
доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
проблемность или дискуссионность.
Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, зачёт — незачёт и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.
Ключевые положения:
оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
оценка не должна умалять достоинство человека;
следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать руки у школьников.
Рефлексияявляетсяне просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
Строя современный урок на основе изученного, с помощью курсов повышения квалификации и опробовав на классах, изложенного материала не всегда получается тот результат, который запланировал. Ввиду специфики класса, возрастных особенностей, но, тем не менее, попробовав это сделать один раз, пытаешься снова и снова.
Заключение.
Делая вывод из всего перечисленного выше, можно сказать, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.Однако известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт, ведь деятельность учителя русского языка после введения ФГОС существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, учитель русского языка должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Список использованной литературы
1.Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
2.Глаголева Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина Новое качество урока в начальной школе. Алгоритм проектирования/- Санкт-Петербург: КАРО, 2017г.
3.Даутова О.Б., Муштавинская И.В. Реализация системно-деятельностного подхода: Учебно-методическое пособие, М.: Русское слово-Учебник, 2015г.
4.Капранова М. Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. ФГОС/ Капранова М. - Волгоград: Учитель, 2019г.
5.Копытева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия/ Копытева Г.Л., Логвинова И.М.- Волгоград: Учитель, 2014г.
6.Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в контексте ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2013 г.
7.Лиханова В.И. Егорова Р.И. Роль Модуль-инжиниринга в современном образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.
Класс
4
Тема урока
Неопределённая форма глагола.
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом.
УМК
Перспектива.
Цель урока:
Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.
Задачи урока:
-познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
-способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
-воспитывать чувства патриотизма; любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
-упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
-способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов;
-содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
-продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД
–-учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные УУД
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- учить использовать знаково-символические средства, схемы;
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний;
Личностные
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;- формированиемотивации к обучению и познанию;- формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;- формирование уважительного отношения к иному мнению.
Оборудование:
у учителя:
-ноутбук, мультимедийный проектор, экран,
карточки ,
презентация учителя,
у учащихся:
-учебник и тетрадь .
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2 мин
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.
Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока.
Личностные УУД
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
3 мин
Запишите в тетради число и классная работа.
Для орфографической разминки я задумала слово - узнайте его
Жёлтый - прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков
- Составьте предложение с этим словом.
Ученики задают вопросы о составе слогов, звуков, букв , запрашивают информацию, с какой буквы начинается и обобщают.
Затем находят это слово в словаре и записывают в тетрадь.
Познавательные УУД.
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
-умение слушать и понимать речь других
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4 мин
Подберите к слову жёлтый родственные слова ( работа в парах)
Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький (На какие группы мы можем разделить родственные слова)
Назовите грамматические характеристики слов
Желтеет, желтел, пожелтеет
( работа в группах)
А можно ли отнести глагол Желтеть к одной из этих групп?
Учащиеся рассуждают, анализируют, делают вывод
Желтеет – глагол, наст времени, ед. ч.,3л.
Желтел - глагол прош. вр., ед. ч., м. р.
Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л.
Фиксируют индивидуальное затруднение
Коммуникативные УУД
-уметь оформлять свои мысли в устной форме).
Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД
Познавательные УУД:
-общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
5 мин
Так какая будет сегодня тема урока.( Неопределённая форма глагола)
Какую поставим цель?
Что нас может заинтересовать ?
(можно ли определить время, число, лицо у глагола неопределённой формы)
Какие задачи мы можем перед собой поставить?
Выделяют тему , цель,задачи урока.
Предполагают , что будет изучаться на данном уроке.
Регулятивные УУД
- планирование своей деятельности
- прогнозирование поиска информации
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение цели
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
3 мин
Где можно найти интересующую нас информацию?
Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя перегибать переплет. Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней.
Найдите глаголы.
Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы
1. На какой вопрос отвечает
2. Какой суффикс.
Что можете сказать?
Сделаем вывод.
Как мы будем находить глаголы неопределённой формы?
Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет в книге
Из предложенного текста находят глаголы. Составляют алгоритм. Анализируют . делают вывод
У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, число и лицо
Коммуникативные
УУД:
-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
8 мин
Поработаем по тесту упражнения № 136 с. 84-85
Прочитайте задание. Как вы его понимаете ?
Давайте разделимся на группы
1и 2 группа , замените словосочетание глаголом неопределённой формы.
3 и 4группа, замените фразеологизм глаголом неопределённой формы.
5 группа,
замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.
6 группа
попробует образовать глаголы неопределенной формы от других частей речи.
Учащиеся работают в группах. Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке.
Коммуникативные
УУД:
-сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации
Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение рассуждений, анализ, синтез.
Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8 мин
Проверим работу наших групп. Проверим, что хотели нам рассказать авторы учебника.
Игра Узнай меня.
Помогите найти глаголы неопределённой формы.
Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься
1 ученик от группы рассказывает по своей карточке.
Другие учащиеся могут дополнять, оценивают ответ.
Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи.
РегулятивныеУУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные УУД:
общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
5 мин
Поработаем в тетради.
-Зачем нам так важно изучить глаголы неопределённой формы?
Проведём исследование :
Поставьте глагол учить во все возможные временные формы наст. вр- учит прош. вр - учил
буд. Вр- будет учить
А теперь попробуем поставить глагол научить почему не получается форма настоящего времени. – действие уже произошло.
Самостоятельная работа
с.77 упр.107
Как будете выполнять упражнение?
1 ученик выполняет упр. у доски
Взаимопроверка тетрадей.
– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания?Высказывания детей.
– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?
– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Сами оцените свои работы.
– Остальным нужно быть внимательными.
Анализируют, сравнивают заполняют модель, делают вывод
Познавтельные УУД
-моделирование
вид
Нас. в
Прош. в
Буд. в
Несов. в
+
+
2 слова
Сов. В.
-
+
+
- анализ и синтез
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
2 мин
Какую мы поставили цель? Мы её достигли?
Где ещё можно потренироваться?
Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично.
- Какое настроение у вас после этого урока?
.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
Регулятивные УУД.
-оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
10.Домашнее задание
С.77У .108
Записывают домашнее задание
3