МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В помощь методисту дополнительного образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В помощь методисту дополнительного образования
Автор: Зацепина Виктория Николаевна


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования города Владикавказа
структурное подразделение Школа детского творчества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
В помощь
методисту дополнительного образования
Автор: Зацепина В.В.
методист
г.Владикавказ 2022
В пособии раскрываются цели и содержание методической работы в учреждении дополнительного образования, рассмотрены деятельность и профессиональная компетентность методиста, содержатся практические материалы методической деятельности на основе новых профессиональных функций.
Предназначено методистам, работающим в системе дополнительного образования, руководителям методических объединений. Носит рекомендательный характер.
Содержание
Вступление
5
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей
6
Организационные структуры методической работы
11
Сферы сервисных услуг, оказываемых образовательным учреждениям.
12
Профессия методист
14
Характеристика функциональных умений методиста
18
Основные средства и формы методической помощи
19
Аттестация
22
Планирование методической работы
27
Примерный перечень рабочей документации методиста
31
Материалы в помощь методисту
Самоанализ занятия
35
Схема анализа воспитательного мероприятия
37
Методы педагогической диагностики
40
Виды методической продукции
40
Рекомендации к проведению методических мероприятий
41
Рекомендации по разработке самоанализа деятельности и на его основе формирования портфолио
43
Примерные рекомендации по составлению портфолио методиста
45
Примерные вопросы и темы
для подготовки к тестированию для методистов
47
Примерное положение о проведении мастер- класса
50
Словарь методиста
51
Список используемой литературы
58
Вступление
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника
И.Иманцуми
Часто задают вопрос, в чем суть работы методиста? Кто он? Наставник? Помощник? Советчик? Все эти определения не отражают главного качества методиста.
Методист – это человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице. Методистами, как правило, становится человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.
Какими качествами и способностями должен обладать методист?
Основные качества это:
Способности организатора и лидера;
Умение объединять коллектив;
Грамотно дать нужное направление практикующим специалистам.
Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в доступной и понятной форме. Коммуникабельность и эрудиция - непременные атрибуты хорошего методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.
Методистом, чаще всего, является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится желание помочь людям. Найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.
С чего начинается работа методиста? Безусловно, первым шагом является составление плана или тематической программы. Далее необходимо утвердить свои методические разработки, оформить всю необходимую документацию. Методист организует и координирует работу всего коллектива. На его плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников. Он не только является постоянным участников совещаний, конференций, семинаров, но и занимается подготовкой докладов, готовит методические материалы (памятки, рекомендации и др.)
Профессия методиста относится к профессиям исключительного умственного (творческого или интеллектуального) труда. В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Методисты отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.
Организация методической работы
в учреждениях дополнительного образования детей
Методическая работа
Определение методическая работа – это система взаимосвязанных действий. Она отличается целостностью, многоуровневостью, многофункциональностью. Основывается на конкретном анализе результатов работы организации, учебно-воспитательного процесса, его условий, на научно-обоснованном передовом педагогическом опыте, достижениях науки. Методическая работа направлена на достижение высокого профессионализма педагогических работников, на оптимальный результат обучения, воспитания и развития
Направления и содержание методической работы
Дидактическое – обновление знаний по наиболее актуальным проблемам обучения, воспитания, развития учащихся.
Частнометодическое – изучение нового содержания учебных предметов и частных предметных методик.
Психолого-физиологическое – повышения квалификации педагогов в области общей, социальной, возрастной физиологии и школьной гигиены, охраны здоровья детей.
Техническое – подготовка педагогов по изучению основ компьютерной грамотности, различных видов учебного образования.
Работа по повышению интеллектуального уровня, эрудиции педагогических кадров.
Воспитательное.
Опытно-экспериментальное.
Функции методической работы
по отношению конкретному педагогу:
совершенствование, обогащение знаний;
формирование мотивов творческой деятельности;
освоение новых педагогических технологий;
знание возрастной психологии, основ психологии учителя;
формирование у учителя готовности к самообразовательной работе;
развитие современного стиля педагогического общения.
по отношению к педагогическому коллективу:
сплочение коллектива;
разработка педагогических позиций, общих духовных ценностей, ее традиций;
выявление, обобщение передового опыта, рожденного внутри коллектива.
стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов.
по отношению к государственной системе повышения квалификации:
осмысление социального заказа, программно-методических требований
и рекомендаций, доведение их до каждого работника;
внедрение педагогического опыта.
Приоритетные направления методической деятельности
в современных условиях
Оказание практической помощи учителю, воспитателю, в выборе образовательных программ, образовательного учебного материала, технологий (учебных и воспитательных), с учетом типа и вида образовательного учреждения.
Диагностика уровня профессионального мастерства и результативности деятельности педагога.
Методобъединения – предметные, межпредметные, цикловые, кафедры (для инновационных). (Основы работы: открытые уроки, педконсилиумы, особенности классных коллективов, творческие отчеты, информация о ходе самообразовательной работы, исследовательской деятельности).
Творческие группы педагогов (3-6 человек). Группы создаются на тот период, когда необходимо освоить новое (методику, опты, идею). Основы объединения (по стажу, по опыту, по интересам, по творческим индивидуальному характеру, симпатиям). Каждый член группы может изучать какой-то новый опыт его теорию, практику, обмен мнениями, выработка направления, идеи концепции. Затем члены группы реализуют выработанную сообща идею на практике, идет процесс взаимопосещения, самооанализа, анализа, подведение полученных результатов. Освоенный опыт доводится до всего коллектива.
Педагогические мастерские (школы передового опыта) - создаются только в тех коллективах, где есть мастера педагогического труда.
Методические аукционы, дни, недели и т.д.
Психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары (требуют подготовки, привлечение по возможности специалистов, научных работников).
Научно-практические конференции учащихся (в конце года)
Педагогические клубы для проведения досуга, неформальные объединения.
В каждом учреждении дополнительного образования необходим или методический уголок, методический кабинет, выставки, видеотека, методические бюллетени и др.
Основные требования методической работы (при аттестации)
Самодиагностика;
Защита методических концепций;
Успех в профессиональной деятельности, свой индивидуальный стиль.
Организационно-педагогическая деятельность предусматривает:
создание наилучших условий для деятельности и стимулирование труда педагогов;
планирование и организацию учебно-воспитательного процесса;
взаимодействие с внешней средой;
материально-техническое обеспечение учебного процесса;
организацию контрольно-диагностической деятельности;
создание общественно-педагогических объединений педагогов;
способствование установлению в образовательном учреждении положительного устойчивого психолого-педагогического климата;
аттестацию педагогических кадров;
отчетно-документальную деятельность;
организацию внеклассной и внешкольной творческой деятельности учащихся;
организацию общественно-педагогической деятельности педагогического коллектива;
осуществление связей с внешней средой.
Собственно методическая деятельность
Предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых кружков и по всем видам педагогической деятельности.
Другое определение этой деятельности предлагается в книге Методическая работа в школе: организация и управление, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, и включает широкий набор видов форм и содержания деятельности.
Задачи методической работы по отношению к педагогам
Повышение уровня педагогических знаний.
Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания
Принятие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью.
Повышение уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники.
Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
Повышение уровня психологической оснащенности и готовности учителя.
Формирование устойчивых профессиональных ценностей и взглядов.
Изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности.
Изучение и использование на практике современных методик воспитания.
Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.
Организация информационного обеспечения педагогов.
Внедрение в практику работы педагогов основ научной организации труда.
Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу
Согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции.
Сохранение и поддержка разумных традиций.
Способствование формированию созидательной педагогической среды.
Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов.
Использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений для повышения квалификации педагогов.
Создание условий для зарождения оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта.
Организация и стимулирование общественно-педагогической деятельности педагогов.
Методическая, организационно-методическая работа, экспериментально-методическая работа – все эти направления деятельности могут оказаться действительно необходимым, если на практике удается реализовать следующиеподходы:
Проблемно-диагностический подход;
Организация и управление успехом;
Встречное планирование снизу – вверх;
Стимулирование в процессе и по результатам деятельности;
Использование диалогической и микрогрупповой работы;
Индивидуальное проектирование;
Реализация принципов индивидуальной поддержки;
Отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу
реальных педагогических затруднений (малая педагогика)
Делегирование педагогическому самоуправлению наибольших полномочий, которые педагоги хотели бы взять в интересах повышения качества собственной деятельности,
Индивидуализация управленческих решений
Составные элементы содержания
методической деятельности учреждения дополнительного образования детей
выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности;
оказание методической помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;
обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных
исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;
организация системы повышения квалификации педагогического персонала:
планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и т.д.;
планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;
подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.
Аспекты научной методической работы
Методическая работа является школой педагогического и профессионального мастерства педагогов, так как неразрывно связана и является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы.
Методическая работа в учреждении дополнительного образования –
необходимое условие роста творческой активности педагогов.
Все существующие формы методической работы представляют собой
самую массовую школу повышения квалификации педагогов без отрыва от непосредственной работы.
Работа над единой методической темой -одна из важных форм методической службы учреждения дополнительного образования
Единая методическая тема сегодня актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для учреждения, должна быть сориентирована на повышение творческого потенциала педагога и обучающегося.
Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в Программе развития. Единая методическая тема пронизывает все звенья образовательного учреждения:
организационные,
управленческие,
методические.
Соответственно необходимо:
изучение теории по методической теме,
подготовка стенда в помощь педагогу,
проведение тематических педсоветов, круглых столов, семинаров
по методической теме, пополнение методического кабинета различными материалами в соответствии с темой. Работа над единой методической темой позволяет координировать деятельность педагогов для совместного решения наиболее важных и актуальных вопросов.
Основные направления, содержание и формы методической работыопределяетпедагогический совет.
Координационный центр методической работы и рабочий орган педагогического совета - методический совет, который является одной из форм коллективной методической работы и занимается повышением научно-теоретического уровня педагогов, совершенствованием их педагогического мастерства.
Методический совет разрабатывает программу семинаров, индивидуальных консультаций и занятий с педагогами по отдельным вопросам; определяет тематику и методические цели открытых занятий, информирует и консультирует молодых педагогов по вопросам учебно-воспитательной работы. На Методическом Совете рассматриваются и утверждаются дополнительные образовательные программы, учебно-тематические планы педагогов.
Эффективная методическая работа, развитие образовательного потенциала учреждений дополнительного образования детей в первую очередь связано с развитием творческого потенциала педагога, с освоением им педагогических инноваций. Одним из факторов, влияющих на развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования, является степень вовлеченности педагога в методическую деятельность (работа МО, участие в семинарах, конференциях, курсах).
Особая роль в творческом саморазвитии педагога принадлежит методической службе учреждения. Стимулируют саморазвитие педагогов панорамы открытых занятий, педагогические гостиные и творческие мастерские, мастер – классы, проблемно – творческие группы, педагогические чтения, встречи с учеными, конкурсы методических и дидактических материалов, деловые игры, психологические тренинги и погружения. Это сочетание традиционных и инновационных форм работы.
Эффективность методической работы в учреждении во многом зависит и от индивидуальной методической работы с педагогами. Главным принципом в ее организации должен быть принцип строгой дифференциации, поскольку в коллективе нет двух одинаковых педагогов, одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении. Хорошая школа для педагога – квалификационный анализ занятия с позиций современных требований к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Вместе с педагогом необходимо найти причины педагогических неудач, если таковые выявлены в результате анализа итогов работы педагога за определенный промежуток времени, продумать систему мер по их устранению, помочь выйти на новый уровень.
Для этого необходимо познакомится с качеством подготовки педагога к занятиям, какими педагогическими средствами обеспечивается качество знаний, умений и навыков воспитанников. При анализе деятельности детей на занятии необходимо обратить внимание на уровень их познавательной активности, на наличие интереса к занятию, степень самостоятельности, навыки конкретной деятельности, уровень коллективной работы. Получив все необходимые данные о системе работы педагога, методист намечает план индивидуальной работы с данным педагогом.
Особое место в методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В дополнительное образование приходит много людей, не имеющих базового педагогического образования. В связи с этим особую систематическую и помощь следует оказывать начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог смажет прийти к своему мастерству.
О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного педагога и всего коллектива свидетельствует и рост методической культуры педагогов, которое выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий: сказкотерапия, ролевые и деловые игры, психотренинг, методика эмоционально-творческого развития, интеграция, например, экологии с предметами эстетического цикла и др.
Творческая мастерскаяреализует следующие функции: информационная, проектировочная, обучающая.
Задачи творческой мастерской -конструирование педагогических технологий обучения и воспитания; повышение квалификации педагогических кадров; внедрение передового педагогического опыта.
Составные содержательные элементы деятельности творческой мастерской- овладение актуальными технологиями обучения и воспитания; конструирование педагогических ситуаций, нетрадиционных форм педагогической деятельности.
Результатами работы творческих мастерскихмогут стать виды продукции:
сборник творческих работ педагогов (программ, методических пособий);
учебные пособия;
раздаточный материал для занятий;
картотеки педагогических находок;
методические разработки форм обучения и воспитания;
педагогические технологии;
ролевые игры;
программы курсов повышения квалификации, семинаров, практикумов;
положения о творческих и массовых мероприятиях;
сценарии массовых мероприятий.
Лаборатория,основные функциикоторой - информационная, аналитическая,
прогностическая, проектировочная.
Задачи лаборатории -проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса;
разработка программы развития УДО, образовательных программ; разработка нормативных и методических документов.
В содержание работы лаборатории входитсоздание опытно - экспериментальныхплощадокдля апробации образовательных программ (в УДО и блоках дополнительного образования в школах), включающее три этапа:
Проектирующий этаппредполагает выявление образовательных потребностей
детей и их родителей; поиск способов и средств их удовлетворения; разработку образовательных программ (экспериментальных).
Этот этап осуществляется педагогами дополнительного образования с привлечением методистов и научных специалистов.
Организационно-внедренческийэтапорганизует определение опытно-
экспериментальных площадок педагогов; апробацию на них программ; диагностику результатов реализации программ и подготовку методического пособия.
Редакционно-оформительскийэтап включает оформление программ и
методических пособий для издания; участие в педагогических конкурсах.
Работа лаборатории осуществляется в форме консультаций, открытых занятий, творческих мастерских, практикумов, семинаров.
Возможными видами продукции лабораториимогут быть общеобразовательные программы; методические пособия по реализации программы; учебные пособия;
методические разработки открытых занятий, творческих мастерских; семинаров,
практикумов; нормативные документы; методические документы по организации деятельности учреждений дополнительного образования.
Развитие содержания деятельности методической службы в современных условиях предполагает дальнейшие научные исследования этой области, что, в свою очередь, может обуславливать выявление и создание других функций и организационных структур, присущих данной службе, или изменение выше описанных.
Авторская методическая система- это совокупность индивидуальных приемов, средств, а так же оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
В целом, результаты методической работы в учреждениях дополнительного образования можно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развития детей, с положительными результатами в этих показателях. Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями, которые можно представить следующим образом: критерий результативности; критерий рационального использования времени; критерий удовлетворенности педагогов своим трудом; критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждения с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.
Профессия методист
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики.Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею.
Описание профессии
Слово методист с греч. methodos означает следование чему-нибудь.
Профессия методиста по предмету труда относится к типу Человек-Знак, так как ориентирована на разработку и использование в процессе работы знаковых систем – текстов, таблиц, схем, шаблонов и пр. Дополнительный тип профессии - Человек–Человек, она связана с непосредственным и опосредованным взаимодействием с людьми. По характеру труда профессия методиста относится к эвристическому (творческому) классу, связанному с анализом, планированием, контролем, созданием нового, управлением другими людьми.
Методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.
Образование- высшее педагогическое образование.
Место работы зависит от специализации, полученной в вузе (учреждениядополнительного образования, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры и др.)
Обязанности: организация учебного процесса‚ планирование учебно-методической работы‚ оказание педагогам методической помощи, проведение методических мероприятий (семинары, деловые игры, круглые столы и др.); организация открытых занятий / уроки, и контроль за их работой, контакты с внешними организациями, ведение документации и др.
Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся специалисты из числа рядовых педагогов.
Необходимые качества:
Профессиональные: навыки делопроизводства, знание принципов и порядка разработки учебно-программной документации‚ учебных планов‚ образовательных программ.
Личностные: организованность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность.
Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями.Хороший методист продолжает своё образование постоянно: он посещает тематические конференции, семинары, проходит курсы повышения квалификации.
Функции методистов:
Информационно-организаторская функция.
Главная задача методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.
Организационно-педагогическая функцияпредполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.
Пропагандистская функцияобеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педагогических технологий, пособий, Учебно-методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.
Диагностико-аналитическая функцияодна из важнейших функций методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал учреждений, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.
Контрольно-диагностическая функцияпредполагает посещение и анализ практической работы педагогов, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и применяемых педагогических технологий, состояния образовательного процесса в учреждении.
Функция прогнозирования-без прогнозирования образовательного процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.
Инновационная функция-методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы в учреждениях; внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.
Конструктивная функция . В функцию методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка образовательных программ учреждений, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.
Координационная функция -методист обеспечивает координациюсетевого взаимодействия учреждений образования,сотрудничество образовательных учреждений с разными социальными институтами детства.
Стимулирующая функция -все вышеперечисленные функции, так как они так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании. Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие. Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств методиста.
Как профессионал, методистсознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. И стремиться к суперпрофессионализму, т.е. выйти за пределы профессии, творчески обогатить профессию своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма методиста наиболее существенно влияет на прогресс системы образования в целом. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим методистом, учителем учителя, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства.
И коль у методиста есть миссия, значит, естьзаповеди:приметить застенчивого; возвеличить скромного; возвысить вежливого; успокоить пылкого; напоить жаждущего; просветить заблудшего; мобилизовать ленивого; зажечь инертного; взорвать равнодушного; озарить примитивного; вдохновить творческого.
И ни одна миссия, в том числе и миссия методиста, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность методиста, его отдельные качества как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот арсенал личностных качеств методиста.
Профессионально значимые личностные качества методиста
В современных условиях методист должен обладать следующимикачествами:
аналитический склад ума; развитый социальный интеллект; широкий кругозор и общекультурная эрудиция; высокий уровень развития абстрактно-логического мышления; открытость новому, инициативность; развитая грамотная речь; большой лексический запас; ораторские и организаторские способности; развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др. Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь иобширный объем теоретических и прикладных знанийиз следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента; общей, педагогической, социальной психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и педагогической инноватики. Все эти знания необходимо органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области дополнительного образования детей, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.
Методисту необходимо знать
Конституцию РК, законы (Закон РК "Об образовании"; Концепцию развития образования, Концепцию воспитания ), нормативно-правовые акты; специальную терминологию;
Основные положения республиканской и областной программы развития образования; нормативные документы по вопросам деятельности учреждений дополнительного образования детей;
региональные положения об экспериментальных площадках, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
Устав образовательного учреждения;
положения о различных структурных подразделениях учреждения;
особенности и возможности социального окружения образовательного учреждения, характеристики социального заказа на образовательные услуги;
круг потенциальных партнеров для организации совместной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной, реабилитационной деятельности; работы по развитию учреждения, организации экспериментальной работы и др.;
состояние образовательно-воспитательного процесса учреждения, педагогического коллектива; проблем инновационного процесса;
особенности систематизации методических и информационных материалов;
порядок разработки различных программ; методической документации;
процесс организации педсоветов, методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.;
методику выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта и др.
Методист должен уметь
эффективно использовать программно-методический материал, нормативно-правовую базу и кадровый потенциал методической службы;
разрабатывать и внедрять новые образовательные программы, технологии обучения, инновационные проекты, методики обучения и воспитания, а также модифицировать существующие;
активно использовать современные информационные технологии в области создания, сохранения, управления и обработки данных;
пользоваться современными мультимедийными средствами;
четко, ясно излагать свои мысли;
анализировать, сопоставлять, дифференцировать, объединять;
работать на результат;
выявлять причины и сущность события;
диагностировать проблемы, предвидеть благоприятные возможности их ликвидации;
организовать работу по прогнозированию, подготовке вероятных сценариев развития ситуаций;
организовать повышение квалификации педагогических кадров, совместную деятельность творческих групп, координировать их работу
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогов, осуществляетсяразличными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением.
Тематическая консультацияпозволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультацияпроводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.
Наставничествоиспользуется в работе с молодыми специалистами, а также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое руководствовыражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое обучение- это участие методиста в работе методических объединений, педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля.
Единая методическая тема
Это коллективный поиск решения научно- методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.
Единая методическая тема определяется для всего педагогического коллектива на 3- 5 лет.
Работа над единой методической темой проходит поэтапно:
1 этап (первый год работы над темой):
изучение документации, методической литературы по проблеме;
определение тематики педагогических советов, теоретических семинаров и психологических практикумов;
формулировка методических тем методических объединений (творческих групп и др.);
разработка индивидуальных тем самообразования;
составление плана- графика контроля.
2 этап (второй год работы над темой)- осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:
практическое обучение педагогов дополнительного образования по вопросам единой методической темы;
апробация новых приемов и методов;
организация внутри учреждения модели повышения квалификации по вопросам единой методической темы (круглые столы, семинары, игры и др.);
реализация плана- графика контроля (изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в практической деятельности);
3 этап – сбор и обработка полученной информации:
сбор и первичная обработка информации о результатах работы над единой методической темой руководителями методических объединений, творческих групп и др.;
обработка информации для дальнейшего управления;
принятие конкретных решений, разработка рекомендаций, корректировка плана работы над единой методической темой с учетом полученных результатов;
4 этап – обобщение результатов деятельности:
обобщение опыта работы педагогов ОУ по выбранной теме в форме открытых занятий, самообощения и презентации опыта, мастер- класса, выставки и др.;
активное внедрение опыта.
5 этап – завершающий:
анализ работы педагогического коллектива над единой методической темой (заседания МО, методического совета, педагогического совета, конференции и др.);
сбор и систематизация материалов по вопросам единой методической темы;
определение перспектив дальнейшего роста.
Индивидуальная самообразовательная работа
Методист определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
В плане предусматривается следующие структурные элементы:
подбор литературы;
поиск адресов ППО;
определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме;
анализ литературы, знакомство с практическим опытом других;
посещение занятий;
отрабатываются технологии;
осуществляется практическая работа по теме исследования;
анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы.
Результатом очередного этапа работы могут быть:
доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета,
отчета по теме самообразования,
доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д.
Работа по теме самообразования оформляется документально.
Аттестация
Одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности методиста
дополнительного образования, которая:
стимулирует повышение уровня квалификации, профессионализма, продуктивности труда,
обеспечивает социальную защищенность педагогов.
Стимулом для творческого саморазвития можно считать обращение всего коллектива педагогов к исследовательской и инновационной деятельности. Что может стать результатом инновационной деятельности и профессионального развития педагога?
Такими результатами являются:
индивидуальный стиль педагогической деятельности,
авторские программы, методики, технологии;
методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога;
авторская педагогическая – дидактическая, воспитательная, методическая система
Примерная оценка уровня квалификации методиста
Компетентность в области личностных качеств
Эмпатийность и социорефлексия
1
2
3
4
5
Работники образовательного учреждения и родители обучающихся (воспитанников, детей) обращаются к методисту за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
Умеет поддержать коллег по работе в сложных жизненных ситуациях
Умеет анализировать причины поступков и поведения коллег, обучающихся (воспитанников, детей)
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для коллег и обучающихся (воспитанников, детей)
Самоорганизованность
1
2
3
4
5
6.
Умеет организовать свою деятельность и деятельность педагогов учреждения для достижения всех намеченных целей
Рабочее пространство методиста хорошо организовано
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации деятельности
Своевременно вносит коррективы в намеченный план деятельности в зависимости от сложившейся ситуации
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
Общая культура
1
2
3
4
5
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
Поведение и внешний вид методиста соответствуют этическим нормам
Обсуждает с коллегами, сотрудниками учреждения актуальные вопросы современности
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
Высказывания методиста построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
Компетентность в области постановки целей и задач, планировании деятельности
Умение обоснованно ставить цели и задачи
1
2
3
4
5
Умеет обоснованно ставить цели и задачи методической работы
Реализуемые методистом цели деятельности соответствуют современным направлениям развития системы образования и образовательного учреждения
Обсуждает цели методической работы с коллегами, педагогами и формулирует цель на основе совместных решений
Формулирует цели методической работы в соответствии с запросами органов управления образованием и образовательных учреждений
Формулирует цели методической работы в соответствии с запросами педагогов образовательного учреждения
Умение конкретизировать цель в систему задач
1
2
3
4
5
Умеет вовлечь педагогов ОУ в процесс постановки целей и задач, связанных с обеспечением методической эффективности их образовательной деятельности
Сформулированные методистом цели деятельности отличаются реалистичностью и реализуемостью в рамках образовательного учреждения
Умеет конкретизировать цель работы до комплекса взаимосвязанных задач
Умеет добиться понимания поставленных целей и задач всеми участниками образовательного процесса
Умеет соотнести результаты образовательной и методической деятельности с поставленными целями
Умение планировать деятельность
1
2
3
4
5
Планирует работу таким образом, чтобы избежать возможных сбоев в процессе деятельности
Умеет планировать деятельность образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой учреждения
При составлении комплексных планов умеет согласовывать деятельность различных подразделений и специалистов образовательного учреждения
Умеет планировать работу по оказанию методической помощи педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам при проведении ими открытых занятий, мероприятий
Умеет сочетать принципы обязательного соблюдения плана работы и его оперативного изменения в соответствии с профессиональной ситуацией
Компетентность в области мотивации деятельности
Знание мотивов, потребностей реализуемых участниками образовательного процесса
1
2
3
4
5
В работе с педагогами и обучающимися (воспитанниками, детьми) использует знания в области мотивации
Освещает и демонстрирует успехи педагогов и обучающихся (воспитанников, детей) другим участникам образовательного процесса
Мотивируя педагогов на обобщение и распространение опыта, ориентируется на их индивидуальные особенности, ведущие мотивы
Знает теоретические основы мотивирующего управления сотрудниками
Учитывает этапы карьеры и уровень профессионализации педагогов при работе с ними
Умение мотивировать работников системы образования
на освоение, реализацию и разработку новых современных форм и методов работы; на обобщение и распространение опыта деятельности
1
2
3
4
5
Умеет вызвать интерес у педагогов к новым формам и методам работы
Умеет организовать работу по повышению квалификации педагогов с учетом их индивидуальных интересов, потребностей и актуальных запросов образовательного учреждения
Демонстрирует педагогам эффективность применения современных форм и методов организации образовательного процесса
Умеет аргументировать значимость анализа, обобщения и передачи опыта для профессионального развития педагогов, повышения статуса образовательного учреждения и т.д.
Педагоги и обучающиеся (воспитанники, дети) удовлетворены деятельностью, выстраиваемой методистом: содержание, методы, результаты и др.
Умение обеспечить собственную мотивационную готовность к выполнению работ
1
2
3
4
5
Владеет приемами регуляции эмоциональных состояний, способами повышения работоспособности
Осознает личностную значимость качественного выполнения той или иной работы
Отличается высокой работоспособностью
Проявляет заинтересованность в нововведениях, в новом перспективном опыте
Позитивно мыслит, видит в любой задаче личные и организационные перспективы
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
Компетентность в технологиях, методах (в том числе с использованием современных ИКТ) реализации дополнительного образования
1
2
3
4
5
Владеет современными методами реализации образовательных программ
Применяемые методы соответствуют целям и задачам реализуемой деятельности
Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на реализацию поставленных целей
Владеет современными методами реализации образовательной деятельности
Обоснованно использует в деятельности современные информационно-коммуникационные технологии
Компетентность в содержании методической деятельности
1
2
3
4
5
Хорошо знает специфику методической деятельности и содержание реализуемой деятельности
Владеет современными методами систематизации методических и информационных материалов
Знает современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения
Знает и учитывает требования техники безопасности и охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) при организации образовательного процесса
Добивается высоких результатов в методической деятельности
Компетентность в субъективных условиях деятельности
1
2
3
4
5
Знает и учитывает в своей деятельности индивидуальные особенности обучающихся (воспитанников, детей) и педагогов, с которыми работает
Хорошо знает положения Конвенции о правах ребенка и действует в соответствии с ними
Умеет привлечь к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность
Умеет организовать деятельность рабочей группы (коллектива педагогов) для решения поставленной задачи
Ориентируется в социальной ситуации группы, с которой работает, знает и учитывает взаимоотношения в ней
Компетентность в области разработки программно-методических материалов и принятия решений
Умение оценить и обосновать выбор методических и дидактических материалов
1
2
3
4
5
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам образовательнойдеятельности, учебные и методические пособия
Может провести сравнительный анализ учебных программ, методических и дидактических материалов выявить их достоинства и недостатки
Имеет систему обоснованных критериев при оценке методических, дидактических, информационных материалов
Умеет составить рабочие программы с учетом нормативных требований, темпа усвоения знаний и навыков, преемственности и др. моментов, повышающих их обоснованность
Учитывает решение воспитательных задач при составлении рабочих программ
Умение разрабатывать программные, дидактические и методические материалы
1
2
3
4
5
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов
Самостоятельно разработанные методистом программные, методические и дидактические материалы отличает высокое качество
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих различные проекты, программы, методические и дидактические материалы
Выступает перед коллегами на педагогических советах, методических объединениях, конференциях с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства
Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемых программ, новых методических и дидактических материалов
Умение принимать решения в педагогических ситуациях
1
2
3
4
5
Умеет разобраться в сложной педагогической ситуации и принять взвешенное решение
Коллеги по работе используют предложения методиста по разрешению актуальных вопросов
Умеет аргументировать предлагаемые им решения
Умеет пересмотреть свое решение на основе анализа ситуации или новых фактов
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся (воспитанников, детей) при принятии решений
Компетентность в области организации деятельности
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, конструктивно взаимодействовать с участниками образовательного процесса
1
2
3
4
5
Умеет организовать конструктивное взаимодействие с педагогами, обучающимися (воспитанниками, детьми), родителями
Помогает педагогам организовать работу с родителями, приобщая их к реализации общих целей достижения результатов деятельности
Умеет насыщать общение с коллегами и обучающимися (воспитанниками, детьми) положительными эмоциями и чувствами
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
Умеет создать рабочую атмосферу при проведении занятий
Умение организовать деятельность по методическому обеспечению образовательного процесса по курируемому направлению
1
2
3
4
5
Умеет организовать свою деятельность с учетом запросов и актуальных потребностей образовательного учреждения и педагогов
Организует оформление, издание и распространение методических разработок, осуществляемых в образовательном учреждении
Умеет обеспечить условия охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процессов
Умеет проводить анализ и обобщение результатов, содержания и опыта работы педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов
Создает условия для профессионального роста педагогов, способствует их участию в конкурсах профессионального мастерства и т.д.
Умение анализировать и оценивать результаты деятельности
1
2
3
4
5
Владеет приемами анализа уровня подготовленности обучающихся (воспитанников, детей) на основе достигнутых результатов и других диагностических показателей
Умеет провести анализ занятия, мероприятия и сформулировать рекомендации для педагога
Умеет использовать оценивание деятельности педагогов как стимулирующий фактор
Применяет различные методы оценивания деятельности педагогов и обучающихся (воспитанников, детей)
Аргументирует оценки, показывает педагогам и обучающимся (воспитанникам, детям), с которыми работает, их достижения и недоработки
Ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности методиста, используя 5-ти балльную шкалу.
5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению методиста. Ответ экспертов – да.
4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в профессиональных ситуациях. Периодически возникают случаи, когда качества или поведение методиста не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – скорее да, чем нет.
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение методиста соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – среднее значение.
2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в профессиональных ситуациях. Поведение и качества методиста лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – скорее нет, чем да.
1 – характеристика не представлена в деятельности методиста. Качества и поведение методиста не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – нет.
Планирование методической работы
Перспективный проблемно-тематический планпредставляет собой поименное распределение тем и заданий между членами коллектива, последовательность их выполнения.Перспективный план обеспечивает преемственность, системность в работе, специализацию учителей по определенной проблеме.
Календарно-тематический план заседанийметод объединений (МО), семинара, советаобеспечивает хронологическую последовательность радикальных проблем, рабочий и инструмент оперативного управления. Составляется ежегодно. На каждое заседание МО выносится,как правило, три вопроса:
Анализ и оценка урока, занятия(с рекомендациями педагогу).
Обсуждение сообщения, доклада, выступленияпо запланированной теме, анализ, оценка, утверждение рецензий на разработку и т.д.
Вопросы, связанные с методическим обеспечением учебного процесса.
Критерии оценки методической работы:результаты учебной и воспитательной деятельности; количество и качество разработанной учебно-методической и научно- методической продукции.
Анализ методической работы
Методический инструмент анализа
Полнота анализа
Глубина
Анализ основных направлений в работе(содержание):
повышение квалификации;
самообразование;
эффективность всех форм комплексной
методической работы в том числе: результативность заседаний МО, изучение, обобщение опыта, изучение состояния преподавания и результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся, т.е., уровня обученности и обучаемости (навыки самостоятельной работы, исследования, логическое мышление, творческие способы)
наставничество;
развитие кабинетной системы.
Оценка достигнутых результатов, в т.ч. оценка результатов в решении задач методической помощи.
Выявление, наличие причинно-следственных связей в ходе анализа: общая характеристика итогов работы.
Определение факторов оказавших положительное или отрицательное влияние причин, положительно или отрицательно, влияющих на осуществление различных направлений в методической работе.
Всесторонность анализа
Оценка состояния методической работы
Внедрение в практику достижений науки и передового опыта.
Результативность мероприятий по повышению методических знаний педагогов.
Возможные недостатки в организации и проведении методической работы.
Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год
Вытекают ли задачи из анализа результатов работы.
Конкретны ли они? Реально ли их выполнение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение?
Наблюдается ли преемственность в постановке задач.
Оценить качество и содержание работы
Соответствие системы мер по повышению квалификации педагогических кадров поставленным задачам.
Наличие единства, научно-теоретической и методической подготовки в работе с кадрами.
Наличие связи самообразования пед. кадров с коллективными формами методической работы.
Анализ работы метод.объединенийс указанием самого существенного, ценного опыта, (задачи стоящие перед МО, степень их выполнения по предметам, какие формы и методы оказались самыми эффективными (по результативности).
Оценка результативностивсех форм повышения квалификации (опираясь на результаты обученности и обучаемости учащихся). Характеристика и анализ форм повышения квалификации и результативность.
Результаты проведения– районных, школьных, педагогических чтений и конференций; качество рекомендаций, аттестаций, работа по их выполнению в межаттестационный период. Проведение открытых уроков, цель, качество, форма.
Рабочая учебно-методическая документация.
Составной частью деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей является разработка качественной учебно-методической документации. В зависимости от характера учебно-методической документации она может быть предназначена для педагогов и обучающихся.
Виды, требования к разработке и оформлению.
Методические указания по проведению занятийявляются видом учебно- методического документа, содержащим материал по организации учебного процесса, методике или технологии проведения занятий. Данный документ носит нормативно-регламентирующий характер и предусматривает обязательное его выполнение в учебно-методической деятельности. Методические указания по проведению занятий - это вид учебно-методического документа, содержащий предложения, советы, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения отдельных занятий, а также по использованию в учебном процессе технических и дидактических средств обучения.
Методические указания (рекомендации) по изучению темы общеобразовательной программысостоят из следующих элементов:
вводной части, с изложением места изучаемой темы в общеобразовательной
программе, цели и задачи обучения;
основной части, с изложением основных положений по каждому вопросу темы.
Изложение каждого вопроса сопровождается методическими советами, фактическими материалами, данными или ссылками на источник, где их можно получить, заканчивается краткими выводами с рекомендациями по изучению передового опыта по данной проблеме, и списком рекомендуемой литературы.
Методические указания(рекомендации) по подготовке и участию
обучающихся в занятиях,в которыхизлагаются задачи изучения данной темы, приводятся учебные вопросы и перечень литературы. К практическим занятиям разрабатываются конкретные задания и рекомендации по их подготовке. В процессе проведения таких занятий раскрывается роль и участие обучающихся.
Повышение квалификации педагогических кадров в текущем учебном году:
общая оценка методического уровня педагогов;
проведение открытых занятий (какие формы, качество, цель);
работа педагогов по самообразованию;
аттестация педагогов (сколько, что было сделано в рамках аттестации компании, какие проблемы выявились, сколько на следующий год);
оценка работы методиста педагогами;
применение новых форм, методов;
проведение различного рода конкурсов: профессионального мастерства, дидактических материалов, другое;
курсовая переподготовка (где, тема, когда, сколько человек);
разработаны карты личностного роста (у кого, суть, вывод, результат)
Список используемой литературы
1.Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации
образовательных учреждений. Сборник научно-методических и инструктивных материалов. – М.: АРКТИ, 2000.
2. Большой энциклопедический словарь в 2 т. /Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1991.
3. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Сибирский учитель. 2003.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1999.
5. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования: методические рекомендации. – М.: 2005.
6. Дубинина В.В., Зарубин А.В., Медвеева О.И. Методическая служба общеобразовательного учреждения.- Волгоград.: 2009.
7. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
10. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.- м., 2004
11. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
12. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург. 2002
13. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. – М.: АРКТИ, 2002.
14. Левин С.А., Суслов Ю.Н., Белоусов Э.Г. Детский творческий центр: Организация методической работы – Волгоград, 2008.
15. Методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).
16. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях – Волгоград,2007
17. Научно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений. Екатеринбург. 2002.
18.Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1993.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993.
19. Словарь основных психолого-педагогических понятий. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998.
20. Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессиональной культуры. Школа 2006 №2.
21. Философский энциклопедический словарь. – М., 2000.
22. Ширшина Н.В. Повышение педагогического мастерства учителя.- Волгоград, 2008
23. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002