Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска
Автор: Иванова Елена Александровна

Архитектурные стили Симбирска-УльяновскаИванова Елена Александровна, учитель технологии и ИЗОМБОУ СШ №48 имени Героя России Д.С.Кожемякина

Учителя изобразительного искусства должны обратить внимание на особенности художественной культуры нашего края. Прежде всего необходимо обратиться к архитектурному облику старого города, использовать памятники старины для создания урбанистических пейзажей.

От барокко до модерна

Лекция посвящёна классическим и современным архитектурным стилям нашего города, их особенностям и характерным чертам. Само понятие «архитектурный стиль» появилось в середине 18 столетия. Оно было введено немецким учёным Иоганом Вилькенманом. При этом общепринятого определения этого понятия не существует. Оно может восприниматься и как территориальная(пространственная) и как современная характеристика архитектурного языка. Таким образом, архитектурный стиль – во многом условное понятие, служащее для лучшего осмысления истории мировой архитектуры.

Весомый вклад в изучение архитектуры Ульяновска внёс Б.В.Аржанцев – архитектор и краевед. Его книга «Архитектурная летопись Симбирска» - основной источник по составлению словаря «Архитектурные стили Симбирска-Ульяновска».

    С течением времени Симбирск-Ульяновск значительно изменил свой архитектурный облик. В послереволюционные годы была объявлена война дворцам, храмам и прочему архитектурному наследию «проклятого царизма». Так был практически стерт с лица земли целый город Симбирск, который до революции за красоту называли «дворянином на Волге». В 20-30-ые годы XX века была уничтожена культовая архитектура, а это более 40 храмов. Оказался полностью утрачен высотный силуэт Симбирска. Исторический облик города, его неповторимое архитектурное очарование замечательно передает панорама г. Симбирска в Ленинском мемориале. Но и пришедший ему на смену Ульяновск перенес новую волну разрушений в конце 1960-х годов. Тогда к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина полностью реконструировали город за счет разрушения его исторической части. В настоящее время набирает силу новый всплеск разрушительства – под натиском коттеджей уходит в небытие деревянное зодчество XX века в центральной и северной части города. Будущие поколения и наши современники будут помнить город уже совсем другим – многоэтажным, современным, одетым в стекло и бетон, со множеством торговых и развлекательных комплексов в ярком футуристическом и неоклассическом стиле.

Архитектура – искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

Барокко. Искусству барокко в отличие от упорядоченности и сдержанности классицизма свойственны динамичность и бурное движение, контрасты форм, олицетворяющие жизненную силу, борьбу эмоций и страстей.

Особняк известного симбирского купца, фабриканта и мецената Н. Я. Шатрова, — одно из самых красивых зданий города Симбирска-Ульяновска. Известен как Дворец бракосочетания. Расположен он в одном из исторических уголков в центральной части города, по соседству со зданием Городской управы (постройка 1840-х годов) и домом дворян Языковых (конец XVIII века).

Кирпичный особняк был окончательно перестроен в 1901 году по проекту архитектора В.А.Анненкова. Этот памятник архитектуры начала 20-го века был построен в стиле барокко. Фасады данного особняка обработаны одним ярусом пилястр, рустом, кронштейнами, веранда украшена небольшими колоннами, венчающий карниз - зубчиками и модульонами. Ярусное построение здания подчёркнуто высоким ступенчатым цоколем, междуэтажным карнизом и горизонтальными тягами.

1918 году дом семьи Шатровых был реквизирован. Здесь размещались: комиссариат призрения, народная библиотека-читальня. В этом же 1918 году здесь располагался штаб 1-го полка Железной дивизии, в 1919 году — штаб-квартира командующего Восточным фронтом С. С. Каменева, позднее — Симбирский губком РКП(б) и губисполком, затем исполком Ульяновского горсовета. С 1986 года здание занимает Дворец бракосочетания.

На сегодняшний день от прежней усадьбы сохранились главный дом, ограждение с чугунными воротами, калитками и решёткой, часть территории сада. Таким образом, помимо архитектурного, здание имеет и большое историческое значение и в настоящее время охраняется государством как памятник местного значения.

Египетский стиль

Здание первой электростанции Симбирска - «Храм Солнца», возведён в1913 году по проекту архитектора Феофана Евтифиевича Вольсова. Оно отличается своим оригинальным архитектурно-художественным обликом как главного, так и боковых фасадов. У всех зодчих Симбирска наблюдается стремление обратиться ко всему мировому искусству в целях поиска особенностей, традиций, архитектурных форм и целых архитектурных стилей-прототипов всех сооружений, таким прототипом для Симбирской электростанции послужили древнейшие сооружения Древнего Египта, а именно храмы Солнца в Луксоре и Карнаке. Это неизбежно два обелиска на главном фасаде и фронтально-глубинное развитие объёмно-планировочного решения

Классицизм. Это эстетическое направление и художественный стиль в европейском искусстве 17-19 веков. Основной чертой архитектуры классицизма является обращение к античному зодчеству, как эталону простоты, логической ясности и монументальности.

1. Дворец книги - здание бывшего Дворянского Собрания, построено в стиле русского классицизма. Строительство подобных величественных зданий было вызвано дарованием дворянскому сословию особых прав и привилегий и введением Императрицею Екатериной Великой дворянского самоуправления в первой половине 19 века. Сооружали их с целью проведения собраний и съездов дворян, балов, осуществления канцелярских нужд. Всё вместе – помещение для заседаний и торжеств, в вестибюле « раздевальни» и канцелярия – образовывали остов здания, который был облечён в красивую форму. Получился новый тип здания, характерный для русского провинциального города. Это не дворец. Архитектура дома Дворянского собрания была провинциальной. Но своей величественностью, мощью, благородным видом оно не уступало дворцу или Дому губернатора. Сама архитектура выражала сущность и назначение подобных зданий. Автром проекта Симбирского дома Дворянского собрания является известный в нашем городе архитектор Иван Адольфович Бенземан. Это его творение – самая крупная удача. Великолепие и изящество отличали здание с первых лет его существования. Особенно привлекают спокойные архитектурные формы здания. Симметричное построение отдельных уравновешенных объёмов постепенно нарастает к центру, где на втором этаже расположен великолепный зал, являющийся главным элементом объёмно- пространственной композиции здания; вокруг зала группируются другие помещения. Богат и лаконичен образ здания, в архитектурных формах которого отражено глубокое человеческое содержание. Ионические колонны в представлении древнегреческой архитектуры выражали пропорции, красоту, нежность и грацию женского тела. Вертикальные углубления – каннелюры, покрывающие поверхность колонн, уподоблялись складкам одежды древнегреческих женщин –туникам, а завитые линии завершающие капители, - локонам ниспадающих с головы волос. По прошествии времени изменилось первоначальное назначение здания. В 1925 году игравшие второстепенную роль небольшие помещения стали основными, библиотека заняла всё здание и была названа « Дворцом книги».

2.Дом Ермоловых представляет собой дворянский особняк конца XVIII века. Здесь, предположительно, родился поэт Николай Языков. В 1902 г . особняк был продан помещице Е. Перси-Френч. В 1920-1932 гг. в этом здании размещался художественный музей, а в настоящее время здесь находится Областной военкомат

3.Дом Языковых был построен на рубеже XVIII-XIX вв. в стиле классицизма. Один из немногих памятников истории и архитектуры в Ульяновске, дошедших до наших дней, принадлежал дворянской семье Языковых, из которой вышел поэт Николай Михайлович Языков и его брат – ученый-геолог и фольклорист Петр Михайлович Языков. Дом Языковых в разные годы посещали многие известные писатели и поэты: П.В. Анненков, М.П. Погодин, А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, Д.В. Давыдов. В 1833 г. здесь был А.С. Пушкин. С 1986 г. в здании размещается Литературный музей.

4. Каменное двухэтажное здание Городской управы (думы) построено в начале 1840 гг. по проекту утвержденному в Петербурге в Департаменте путей сообщения и публичных зданий МВД. Стиль позднего классицизма. 
Впоследствии здесь размещался городской общественный суд, часть здания в разное время сдавалось под Военную гимназию, Губернскую классическую гимназию (в 1-м классе здесь учился В.И. Ленин).

Здесь летом 1888 года проходила первая в истории Ульяновска художественная выставка. Здесь, обеспокоенная «значительным увеличением в городе числа велосипедистов, а также распространением мотоциклов и автомобилей» (страшные цифры – три автомобиля, 157 велосипедов и один мотоцикл!), осенью 1909 года Симбирская городская дума приняла первые в истории Ульяновска правила дорожного движения.

На балкон над входом в Музыкальное училище трибуной для ораторских выступлений в эпоху Февральской революции 1917 года. На нём же скоропостижно скончался Яков Васильевич Глинка (1870 – 1950), видный российский политик, руководитель аппарата четырёх Государственных Дум в дореволюционной России. Я.В. Глинка прожил в Ульяновске последние двенадцать лет жизни, работая художником в Драмтеатре.

5.Сельхозакадемия, светло-серое здание с колоннами - одно из старейших в городе. Здание построено в стиле русского классицизма, он основывался на достижениях античной архитектуры, которая привлекла своей неразрывной связью с искусствами, науками и ремёслами. Фасад здания разделён на три части шестиколонным портиком, который увенчан треугольным фронтоном. Крупные по отношению к фронтону колонны придают зданию ощущение лёгкости. Высокий цоколь, широкая парадная лестница, которую защищает цепочка прямоугольных зубчиков, создающих игру света и тени на своих плоскостях, придают ему монументальность и торжественность. Строилось оно для губернских присутственных мест выдающимся архитектором Адрияном Дмитриевичем Захаровым с 1804 по 1808 год. Здание имело огромное значение в плане застройки набережной Волги. Оно заключалось в том, что здание было развёрнуто главным фасадом к Венцу. Этим было положено начало формирования парадной части «Верхней набережной» и подчёркнуто решающее значение Волги в композиционной оси города. Прежде этот архитектурный шедевр был зданием Губернской администрации. Это здание – сама история. Мимо его проходили А.С.Пушкин, с ним были знакомы Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский, декабрист И.А.Тургенев.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

16 апреля 1970 г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала - памятника истории, культуры, архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленина на месте его рождения.

Уникальное здание Ленинского мемориала сооружено по проекту, выполненному коллективом Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева инженеров:М.П.Константионва, ГГ.Исакович, В.А.Шульрихтернт, И.С.Рогашова, скульпторов НВ.Томского, П.И Бондаренко методом комсомольской ударной стройки, к 100 – летию со дня рождения В.И.(Ульянова) Ленина в стиле конструктивизма.

Авторам проекта удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным.

Совместное расположение Музея-мемориала В. И. Ленина, Общественно-политического центра, Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяет комплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, полезная площадь которого составляет 19,2 тысячи квадратных метров, а его объём - 133,1 тысячи кубических метров. Приподнятое на пятидесяти 7,5 метровых колоннах здание образует внутренний дворик. Здесь располагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанные с рождением и ранним детством Владимира Ульянова. Это здание является украшением нашего города.

2. «Тарелка» УлГТУ. В 1991 году был сдан в эксплуатацию киноконцертный зал Ульяновского государственного технического университета на 800 мест. Вся основная творческая деятельность студентов переместилась туда. По своему архитектурному виду киноконцертный зал получил второе название «Тарелка», которое теперь уже стало его визитной карточкой.

И вот уже много лет в «Тарелке» действует студенческий клуб - Центр культуры и досуга студентов (ЦКД «Полэкс»). Вся деятельность по организации художественной самодеятельности и организации досуга студентов осуществляется Центром. Деятельность ЦКД «Полэкс» включает в себя две составляющие: организацию художественной самодеятельности и организацию культурно-массовых мероприятий.

В ЦКД «Полэкс» действует множество кружков и студий художественной самодеятельности, в которых занимаются более 200 студентов и сотрудников.


Модерн - слово французское, означает «новейший», «современный». Архитекторы, работавшие в этом стиле, противопоставляли живопись и разнообразие своих композиций мёртвому академизму.

1.Кинотеатр «Художественный», старейший из сохранившихся кинотеатров Ульяновска, был построен еще тогда, когда город назывался Симбирском. Весной 1912 года архитектор Федор Ливчак начал реализовывать проект «электротеатра», как его тогда называли. Ливчак строил здание в своем любимом стиле модерн, хотя название новое заведение получило в честь другого архитектурного стиля – «Ампир». Это было помещение с фойе и кинозалом, а также с магазинами и даже парикмахерской. Он считался лучшим «синематографом» Симбирска. В 1921 году в кинотеатре случился пожар. Открылся он спустя шесть лет уже с названием «Художественный». В 1980 году тут сделали ремонт, а уже в начале нынешнего столетия в кинотеатре установили современное оборудование.

2.Бывший дом врача П. С. Петрова

Проект 1911 года реконструкции жилого дома врача Симбирского уездного земства П. С. Петрова составил А. А. Шодэ. Построенный в 1878 году «деревянный на подвальном этаже дом» располагался на усадьбе в Зотовском переулке (ныне пер. Кузнецова, 14).

Архитектор ориентировался на каноны популярного в то время стиля модерн — асимметричный уличный фасад, рельефная пластика стен с выступами и углублениями. Дом был облицован кирпичом, углы обработаны огибающими рустованными лопатками, фриз оформлен нишами. Со стороны двора был пристроен двухэтажный деревянный объём, оштукатуренный с имитацией под кирпичную кладку, на уровне второго этажа находилась застеклённая балконная дверь. Именно эта «дворовая» пристройка с мезонином, завершающаяся шатровой башенкой с декоративным узорчатым металлическим гребнем, придала зданию особую выразительность. Одновременно с домом в дворовой части усадьбы по проекту А. А. Шодэ были выстроены деревянные холодные службы..

В 1980-е годы в здании размещались Дом архитектора, клуб деловых людей, затем кафе, МП «Универсал», страховая компания «Дина». В настоящее время — офисное здание.

В 1993 году в пожаре были уничтожены мансарда и верхняя кровля здания. В результате реконструкции здания в середине 1990-х годов облик дома заметно изменился.

3.«Здание общества взаимного кредита1910 г.

История здания, с 1900 г. принадлежавшего Симбирскому отделению Общества взаимного кредита, прослеживается с 1870-х гг., когда купец И.С. Бабушкин построил на усадьбе каменный двухэтажный дом и угловой флигель. В соответствии с проектом, составленным в 1912 г. архитектором Ф.О. Ливчаком в стиле модерн, к существующему дому была возведена двухэтажная пристройка. По-новому были оформлены фасады. Широкие окна первого этажа сочетаются с узкими дверными проёмами между ними. Стены первого этажа и частично верхнего – гладкие. От уровня окон до фриза второго этажа стена украшена майоликовой плиткой сиреневого цвета. Угол здания оформлен «висячим» эркером, завершённым куполом со шпилем - такой приём был характерен для городской застройки Петербурга.
Симбирское окружное отделение Общества взаимного поземельного кредита осуществляло деятельность до 1918 г. Кроме размещения конторы Общества дом использовался как доходный. Помещения первого этажа занимали магазины товариществ «Оборот» и «Проводник», К.Ш. Абушева, С.П. Иванова, Г.Д. Фейш, П.В. Григорьева, М.Р. Алмазова. В настоящее время в здании располагается Ульяновский центр научно-технической информации и ряд других организаций.
        В 20-30-е гг. ХХ в. был утрачен шпиль с кадуцеем над фронтоном ризалита, вазы с южного фронтона, растительный декор фриза башни и арочного проёма углового входа. В конце 60-х гг. ХХ в. заложен вход со стороны ул. Дмитрия Ульянова. Лестничный пролёт закрыт междуэтажным перекрытием, образовав новое помещение на втором этаже. Со стороны северного дворового фасада сделан новый тамбур входа в подвал из силикатного кирпича. В 70-е гг. ХХ в. заложены три входа по ул. Гончарова и угловой вход. В 90-е гг. ХХ в. построен новый тамбур входа в подвал южного крыла. Утрачены лепные сандрики второго этажа (пять). В 2003 г. со стороны ул. Дмитрия Ульянова сделан новый вход в подвал под металлическим навесом. В 2007 г. утрачен картуш и растительный декор ризалита (фрагменты хранятся в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»). В настоящее время утрачена большая часть сандриков второго этажа, часть лепных деталей с растительными мотивами между окнами второго этажа, лепные детали карниза. 

Литература:

Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска : (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симбирская книга, 1994. – 208 с.

Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска / Б. В. Аржанцев. – Ульяновск : Печатный Двор, 2003. – 168 с.