Шахматы в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Шахматы в детском саду
Автор: Назарова Оксана Артемьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Сулусчаан» муниципального района«Таттинский улус»Республики Саха (Якутия)»Статья«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических шахматных игр»Назарова Оксана АртемьевнавоспитательАннотация: В статье рассмотрены наиболее эффективные шахматные дидактические игры с помощью которых развивается логическое мышление у детей и соответственно улучшаются навыки игры в шахматы. Проведен эксперимент на выявление у детей развития логического мышления. Также рассмотрен опыт обучения детей по авторской программе «Саахымакка маннайгы хардыылар» основными средствами, в которой являются дидактические шахматные игры.Ключевые слова: шахматные дидактические игры, обучение, развитие, формирование, логическое мышление, навыки;Важная предпосылка освоения научных знаний, по мнениюЯ.З. Неверовича, постепенный переход от эгоцентризма к децентрации, способности видеть предметы и явления с разных позиций. Иными словами, дошкольник, выполняя разные виды деятельности, начинает понимать: его точка зрения не единственная. Я.З. Неверович утверждал, что дальнейшее развитие образного мышления подводят ребенка к порогу логики. Однако роль эмоций в регуляции деятельности еще настолько существенна, что «эмоционально-образное мышление» надолго остается доминирующим в структуре интеллекта. Этой точки зрения придерживался и Л.С.Выготский, говоря о том, что единство аффекта и интеллекта не недостаток мышления,а его специфическая особенность, позволяющая решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения, не прибегая к логической формализации. При этом сам процесс решения носит эмоционально окрашенный характер, что делает его для ребенка интересным и значимым[10с.319].Логическое мышление - мышление при помощи рассуждений.В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношенияхВ психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация.Дидактические шахматные игры развивают интеллектуальные, познавательные и творческие способности ребенка и от этого зависит успешность обучения его в школе. Настольные игры в основном направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Мышление, в особенности логическое мышление, развивает такие качество личности ребенка как точность умение предвидеть свои действия, а именно развитие сообразительности, смекалки. Сюда входит способность быстро выделять и схватывать основное и главное в вопросе.С 2013 года наш детский сад работает по проекту «Шахматы детям», работу курирует Картузова Мария Егоровна, руководитель кружка, также все педагоги приняли активное участие в создании программы «Саахымакка маҥнайгы хардыылар».Программа учитывает возрастные особенности и длительность образовательной деятельности зависит от группы. В подготовительной группе совместная организованная деятельность с детьми рассчитана на 25 минут. Во второй половине дня в режимных моментах. В каждой группе созданы развивающие шахматные центры и имеется магнитное поле. При каждой новой теме педагог предусматривает свои цели и задачи образовательной деятельности.Перспективная программа разработана на якутском языке по темам для каждой группы начиная с младшей до подготовительной, учитывая возрастные особенности детей. Для примера годовая программа подготовительной группы (см. приложение 1).Особенностью этой программы является: охват всех детей начиная с младшей группы и использование разработанных педагогами игровых приемов и методов для ознакомления и умения детей играть в шахматы на родном якутском языке. В основу программы входят формы и методы работы с детьми, а также названия методических пособий, которыми можно воспользоваться, смотря какая тема проводиться в данное время.Программа содержит темы перспективного планирования многообразие игр для формирования шахматных представлений у детей 3 лет и умения играть в игру шахматы до 7 лет. Основным средством данной программы являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, сказки, инсценировки и.т.д.На первом этапе формирования представлений о шахматах мы использовали иллюстрации, слайды, но основное внимание уделили работе с реальными шахматными фигурами, сделанные из разного материала использовалась игра «Чудесный мешочек», а также подвижные игры, специальные шапочки шахматных фигур для игр на напольном поле.С каждым годом темы усложняются систематически используются игровые формы и методы работы. В подготовительной группе дети уже имеют представление, как ходить, по какому полю ходить «горизонтально», «вертикально», «диагональ», «черный слон», «белый слон». В дидактических шахматных играх (см.прил.2) дети помогали друг другу достигать целей игры, из которых можно оценить знания ребенка, внимательность, и умение логически мыслить.Сложные шахматные задачи, комбинации, маневры начиная со старшей группы дети обучаются в кружке «Шахматы». Шахматная дидактическая игра «Съешь клубничку» проводится на магнитном поле все фигуры на магнитах повторение хода «коня», два «коня» (белый и черный) фигура начинает ход и кто больше соберет клубничек тот и победил. (см.приложение 3)Игра «Морской бой» ходят ферзи, обходя препятствия ферзь должен дойти до дворца, побеждает тот кто первым дойдет до дворца. Так повторяем ходы любой фигуры.Игра «Пазл» играя повторяем шахматное поле детям трудно даются называть поля где стоят фигуры, поэтому шахматный пазл дает понятие о шахматном поле как о равном количестве черных и белых квадратов.Игра «Кто больше?» слон против ладьи соревнуются кто больше соберет цветов. Фигуры ходят только по своему полю не наступая на препятствия.Игра «Весы» детям предлагается взвесить шахматные фигуры на весах, специально взвешенные фигуры ставятся на весы начиная с пешек. Предварительно дети знакомятся с таблицей ценности фигур, наглядно видно что все ценные фигуры в шахматах измеряются пешками.Сколько пешек весит конь? Дети ставят на весы коня смотрят и считают сколько пешек. На которой пешке весы покажут равную массу. (конь весит 3 пешки). Сколько пешек весит слон? Действия повторяются ( слон весит 3 пешки) значит конь и слон по массе какие? равные. Сколько весит ладья? на весы поставили 5 пешек значит ладья сильнее слона и коня. Сколько весит ферзь? Считаем на весы поставили 9 пешек. Дети понимают , что ферзь самая сильная фигура в шахматах. Из игры «Весы» дети узнают самое важное, что нужно знать при игре в шахматы это ценности фигур. Если дети знают хорошо какая фигура ценнее при игре он будет правильно обмениваться фигурами равного на равного. А также будет защищать и правильно пользоваться сильной фигурой. Игру «Весы» можно использовать в формировании элементарных математических представлениях по теме «Масса», при знакомстве и повторении знаков «<;>;=» систематическая игра в ценности фигур положительно влияет на логическое мышление и помогает в образовательном процессе по математике.Игры-иллюстрации отличаются от игр с предметами тем, что при играх предметами дети понимают суть игры быстро не приходиться долго объяснять. С показом соответствующих предметов или их изображений.Непременным условием проведения эксперимента было сравнение исходных и конечных результатов, и выявление динамики по итогам эксперимента.В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет игра в шахматы. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый опыт умения играть в шахматы ребенок может применить в разнообразных видах повседневной деятельности. В результате целенаправленного проведения систематической работы с дидактическими шахматными играми, мы пришли к выводу, что дети при поступлении в школу приобретут следующие знания:- понимание структур задач, выделять ее условие, вопрос, числовые данные, отличать задачу от рассказа, загадки, пословицы, стихотворения;- на основе пониманий отношений величин; умение сравнивать, пространственное мышление, - выполнять простые арифметические действия в уме;- объяснять свои действия просчитывать их вперед; умению играть в игре шахматы; Для достижения этих знаний необходимо систематически заниматься настольными шахматными играми, желательно предназначенными для его возраста.Ни в коем случае нельзя без предварительной подготовки усаживать ребенка к игре шахматы, ребенку следует давать ознакомиться с фигурами, с доской учитывая возрастные особенности шаг за шагом предлагая новые игры, в которых задания усложняются давая ребенку время для формирования психических, физических качеств. Нужно научить ребенка рассуждать, аргументировать свои действия. Обязательно научить ребенка выделять в задаче условие и вопрос, научить его давать к задаче полный ответ, научить составлять задачи самостоятельно.Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако, логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др. Занятия должны быть регулярными, продолжительность их не должна превышать 20-25 минут. Ребенок не должен переутомляться.Активные дети быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Далее предлагаем перспективный план работы практическим работникам и родителям(см.приложение 4)Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума,формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Развитие логического мышления у детей - важная тема и очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Навыки, умения, приобретенные в дошкольном периоде, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Дидактическая шахматная игра способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Тем самым интеллектуальные настольные игры являются основным средством развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.После проведения эксперимента оказалось, что работа по развитию логического мышления посредством дидактических шахматных игр имеет хорошие результаты. Полученные результаты также показывают, что система занятий по развитию логического мышления по своему содержанию достаточно доступна для детей. Присутствие наглядных материалов в работе по развитию логического мышления у детей является необходимым условием. Использование в учебном процессе разных систем работы по развитию логического мышления посредством решения арифметических задач у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что дети без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.Развитие познавательных способностей, в котором мышление одно из основных следует уделять большое внимание именно в дошкольном возрасте, так как ребенок готов воспринимать новые знания в большом объеме. Необходимо научить ребенка рассуждать, аргументировать свои действия.Таким образом, использование дидактических шахматных игр в процессе работы по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что дети приобретают определенные знания, умения, навыки и постепенно устраняются недостатки логического мышления.Список использованной литературы:
  • Абрамова, А.С. Диагностика познавательных процессов у детей /А.С. Абрамова.- СПб. : Дельта, 2004.- 276 с.
  • Авербах, Ю.Л. О чем молчат фигуры /Ю.Л. Авербах.- М. : РИПОЛ классик, 2007.- 303 с.
  • Агеева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно-пространственного моделирования /Е.Л. Агеева.- М., 1998.- 224 с. Нейштадт, Я.И. Шахматный практикум /Я.И. Нейштадт.- М. : Изд.физкультура и спорт, 2011.- 234 с.
  • Азаров, Ю.П. Игра в дошкольном возрасте /Ю.П. Азаров.- М. : Мысль, 2000.- 48 с.
  • Алексеева, Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений /Е.О.Алексеева.- М.: Пресса, 2002.- 65 с.
  • Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили.- М., 1995.- 293 с.
  • Аникеева, Н.П. Дети и мир /Н.П. Аникеева.- М. : Донарх, 2003.- 245 с.
  • Бабкина, Н.В. Развивающие игры с элементами логики /Н.В. Бабкина.- М. : Психологическое обозрение,
  • Немов, Р.С. Психология. Книга 1 /Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 683с.
  • Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей /Н.И. Непомнящая.- М., 1983.- 91с.
  • Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников /Е.А. Носова, Р.Л. Непомняшая.- М.: Детство-Пресс, 2007.- 108с.
  • Приложение 16-7 саастаах оҕолорго саахымат оонньуутун билиһиннэриигэ аналлаах үлэ былаана.Сүрүн сыала:Саахымат оонньуутунан оҕо болҕомтотун түмэр, ырытар, сааһылыыр үөрүйэхтэрин, өркөн өйүн сайыннарыы. Дьарыктар соруктара :
  • Саахымат фигураларын хаамыыларын, күүһүн чиҥэтии.
  • Саахымат садаачаларын суоттатыы.
  • Оҕолор оонньуу ирдэбиллэрин, быраабылаларын тутуһалларын ситиһии.
  • Оҕолор оонньуур үөрүйэхтэрин чочуйуу.
  • Саха сирин, Аан дойду аатырбыт саахыматчыттарын билиһиннэрии.
  • Туттуллар ньымалар:
  • Сэһэргэһиилэр, таабырыннар, хоһооннор, ырыалар, үҥкүүлэр.
  • Дидактическай уонна хамсаныылаах оонньуулар.
  • Лотолар, ойуулар, викториналар, аралдьытыылар.
  • Утарыта оонньооһуннар.
  • Нэдиэлэҕэ иккилии дьарыктаныы ыытыллар, уһуна 30 мүнүүтэ. Приложение2Дидактическай оонньуулары тылбаастаатылар:Назарова О.А., иитээччиМохначевская И.Е., психолог3-4 саастаах оҕолорго аналлаах дидактическай оонньуулар:“Саахымат фигуратын бул”.Сыала: оҕо өйдөөн чопчу арааран булар дьоҕурун,болҕомтотун сайыннарыы, саахымат фигураларын ааттарын чиҥэтии.Туттуллар тэрил: предметнэй хартыыналар, саахымат фигураларын ойуулара.Оонньуухаамыыта: Иитээччи оҕолоргопредметнэйхартыыналары көрдөрөр. Олбыыһыгарсаахыматфигураларабааллар. Оҕо саахыматфигуратынбуларуонна сөпкөааттыыр. Оонньуу 6-7 хатыланар. «Саахыматхонуутунбул».Сыала: оҕо өйдөөн көрөр дьоҕурун, болҕомтотун сайыннарыы;саахыматдуоскатын билиһиннэрии.Туттуллар тэрил: А4 лиискэуруһуйдар (араасатынуруһуйдар, саахыматхонуутауруһуй)Оонньуухаамыыта:Иитээччи оҕолоргохартыыналары көрдөрөр. Олбыыһыгарсаахыматхонуутунуруһуйабаар. Оҕо саахыматхонуутун сөпкөбулуохтаах.4-5 саастаах оҕолорго аналлаах дидактическай оонньуулар:«Фигура аҥаарын бул».Сыала: Саахымат фигураларын хатылааһын; оҕо өйдөөн көрөр дьоҕурун, болҕомтотун сайыннарыы.Туттуллар тэрил: саахыматфигураларын аҥаардарынануруһуй (карточкалар).Оонньуухаамыыта: Оҕолоргосаахыматфигуратын аҥаарынанкырыллыбытуруһуйдарабэриллэр (хоруол, ферзь, ладья, слон, пешка, ат). Оҕолоркарточкалартанфигура сөптөөх аҥаарынбулантуруоруохтаахтар. «Үтүлүк аҥаарынбул».Сыала:Саахыматфигураларынааттарынчиҥэтии; оҕо өйдөөн көрөр дьоҕурун, болҕомтотун сайыннарыы;уҥа-хаҥас хайысханычиҥэтии.Туттуллар тэрил: А4 лиискэуруһуйдаммытүтүлүк ойуулара.Оонньуухаамыыта:Иитээччи оҕоҕо хаҥас үтүлүк уруһуйунбиэрэр. Үтүлүк иһигэратфигуратауруһуйданасылдьар. Оҕо остуолгасытарэлбэхүтүлүктэн уҥа илиитигэркэтэр, үтүлүгү сөпкөбулар. «Саахымат хонуута».Сыала: Саахымат дуоскатын билиһиннэрии; оҕо интэриэһин тардыы; «хара», «маҥан» , көнө муннуктары билиһиннэрии, «сытыары», «туруоруу» диэн тыллары көрдөрөн биэрэн быһаарыы.Туттуллар тэрил: 16 устуука сурааһыннар, хара уонна маҥан өҥнөөх фломастер.Оонньуу хаамыыта: Оонньууга оҕолор толкуйдааннар бэриллибит сурааһыннары харанан кырааскалыыллар. Ол кэннэ сурааһыннары сөпкө хатыйа уураннар саахымат дуоскатын оҥорон таһаараллар (плетенка). «Ханнык фигура саспытый?»Сыала: саахымат фигураларын ааттарын хатылааһын, оонньуу саҕаланыытыгар турар миэстэлэрин үөрэтии; оҕо болҕомтотун сайыннарыы, саахымат оонньуутугар интэриэһи үөскэтии.Туттуллартэрил: Саахыматфигуралара, саахыматхонуута.Оонньуухаамыыта: Иитээччисаахыматоонньуутугар фигуралармаҥнайгытурар миэстэлэринбулларан оҕолориннилэригэруурар. Оҕолор өйдөөн көрөллөр уоннахарахтарынсимэллэр. Олбириэмэҕэ иитээччибиирсаахыматфигуратынкистиир. Оҕолорхарахтарын аһалларуоннамиэстэтинэн көрөн ханнык фигура суохбуолбутунтаайаллар. Оонньуу фигура көруҥунэн хатыланар.«Аптаах мөһөөччүк»Сыала: Саахымат фигураларын уонна бастаан турар бэрээдэктэрин хатылааһын, тарбахтарын былчыҥнарын сайыннарыы, оонньууга интэриэһи үөскэтии.Туттуллар тэрил: саахымат дуоската, саахымат фигуралара, мөһөөччүк, үрүҥ уонна хара пластилин.Оонньуу хаамыыта: 1) Оҕолор мөһөөччүктэн саахымат фигуратын хостууллар, ханнык фигуратын этэллэр уонна дуоскаҕа оонньуу саҕаланыыта туруохтаах миэстэтигэр туруораллар.2)Оҕолоргоүрүҥуоннахара пластилин туҥэтиллэр. Биир оҕо мөһөөччүктэнсаахыматфигуратынхостуур. Атыттаролфигуранымэһийэн оҥороллор. Хостообут оҕо ханныкфигуратынэтэруоннадуоскаҕа оонньуусаҕаланыытатуруохтаахмиэстэтигэруурар. 5-6 саастаах оҕолорго аналлаах дидактическай оонньуулар:«Саахымат кирилиэһэ».Сыала: Саахымат фигураларын арааран көрүү сатабылын чиҥэтии, ааттааһын; фигуралар сыаналарын билиини үөскэтии, саахымат фигуралара дуоскаҕа турууларын аттаран көрүү, ахсаан уонна чыыһыла кэрискэлэрин араарарга үөрэтии.Туттуллар тэрил: кирилиэс уруһуйа, уруһуйдаммыт саахымат фигуралара, 3*3 карточкаҕа 1-10 диэри сыыппаралар.Оонньуу хаамыыта: Иитээччи оҕоҕо кирилиэс уруһуйун уурар. Хаскирилиэсүрдүгэрсаахыматфигураларатураллар. Оҕо толкуйдаансыыппаралардаахкарточкалартанфигураларсыаналарын сөпкөкирилиэсанныгарууруохтаах.Холобура: Кирилиэсүрдүгэрсаахыматсаамай күүстээхфигурата ферзь (королева) 9 сыыппараҕа тэҥнэһэр. Онтон аллараа сыанабылларынан кыра фигуралар тураллар. «Куурусса уонна туорахтар».Сыала: Саахымат дуоскатыгар фигуралар хаамыыларын хатылааһын.Туттуллар тэрил: ханнык баҕарар саахымат фигурата – куурусса, пешкалар- туорахтар, көрдөрөр дуоска.Оонньуу хаамыыта: Саахымат дуоскатыгар онон-манан пешкалар(туорахтар) тураллар. Куурусса ханнык фигура буолбутунан ол фигура хаамыытынан бу туорахтары барыларын сиэхтээх. «Саахыматынан лото».Сыала: саахымат фигураларын хатылааһын, оҕо болҕомтотун сайыннарыы, саахымат оонньуутугар интэриэһи үөскэтии.Туттуллар тэрил: мөһөөччүк, саахымат фигуралара, саахымат фигуралара ойуулаах 20-30 устуука карточка, 50-80 устуука фишка.Оонньуу хаамыыта: Оҕолорго 2-3 устуука улахан карточка, 15-20 устуука фишка туҥэтиллэр. 1 оҕо мөһөөччүктэн фигуралары таһааран көрдөрөр уонна ааттыыр. Карточкатыгар оннук фигура ойуута баар оҕо, ол фигуратын үрдүгэр фишка уурар. Ким урут ууран бүтэрбит ол кыайар.«Ыйааһын», фигуралар барыллааһын күүстэрэ.Сыала: Саахымат сыаналаах фигураларын күүстэрин пешканан мээрэйдииллэрин билиһиннэрии. Хоруол саамай күүстээх сыаналаммат фигура буоларын өйдөтүү. Оҕолор саахымат оонньуутун интэриэһиргииллэрин ситиһии.Туттуллар тэрил: маһынан оҥоһуллубут ыйааһын, дьон курдук сирэйдээх саахымат фигуралара.Оонньуу хаамыыта: иитээччи оҕолорго ыйааһыны көрдөрөр. Фигуралар пешканан( саахымакка пешка саллаат-саамай кыра фигура) мээрэйдэнэллэрин быһаарар.Ол кэннэ слонтан саҕалаан фигуралары ыйааһынныыллар.Холобура: Слон хас пешкаҕа тэҥий?(оҕолор сөпкө хоруйдаатахтарына ыйааһын тэҥнэһэр).Пешка=ПешкаҕаСлон=үс пешкаҕа Ат=үс пешкаҕаЛадья= биэс пешкаҕаФерзь= тоҕус пешкаҕа( саамай сыаналаах дэгиттэр фигура)Хоруол сыаналаммат!«Фигуралары тэҥнээ».Сыала: Саахымат фигураларын барыллааһын күүстэрин чиҥэтии, оҕо толкуйдуур, ахсаан ааҕар, тэҥниир дьоҕурун сайыннарыы, саахымакка оонньууругар фигуралары сөптөөхтүк атастаһарыгар бэлэмнээһин. Туттуллар тэрил: магнитнай дуоскаҕа сыстар фигуралар, (улахан, кыра,тэҥ =,<, >; бэлиэлэр).Оонньуу хаамыыта:Иитээччи тахсан икки фигураны сыһыарар уонна ыйытар (“Слон улахан дуу, пешка улахан дуу?”), эппиэттээччи оҕо тахсан бэлиэни сөпкө ууруохтаах. Сыыһа уурар түгэнигэр атын оҕо тахсан көмөлөһөр.слон > пешка. Оҕо эппиэттиир: “ Слон пешкаттан улахан”.Ат уонна слон, хайалара улаханый? (=) Слон уонна ладья, Ат уонна Ладья, Ладья уонна Ферзь. Ханнык фигура саамай сыаналааҕый? Ханнык саамай кыраный маҥнайгы?«Аптаах мөһөөччүк».Сыала: 1. Саахымат фигураларын хатылааһын. 2. Оонньуу саҕаланыытыгар фигуралар турар бэрээдэктэрин чиҥэтии. 3. Оҕо интэриэһин тардан, тобуллаҕас толкуйун сайыннарыы.Туттуллар тэрил: мөһөөччүк, саахымат дуоската, фигуралара, пластилин, дуоска (пластилиҥҥа).1 көрүҥ: Оонньууга оҕо барыта кыттар. Оҕолор биирдии – биирдии «Аптаах мөһөөччүктэн» саахымат фигураларын таһаараллар уонна турар миэстэлэринэн наардаан уураллар. 2 көрүҥ: Оонньууга оҕо барыта кыттар. Кыттааччыларга барыларыгар маҥан уонна хара өҥнөөх пластилин, дуоска ирдэнэр. Оҕолор уочаратынан «Аптаах мөһөөччүктэн» саахымат фигураларын таһаараллар. Фигураны таһаарбыт оҕо саахымат хонуутугар фигура миэстэтин булан туруорар, атын кыттааччылар кини ханнык фигураны таһаарбытын пластилинынан оҥороллор.«Дьикти куб».Сыала: 1. Саахымат фигуратын хатылааһын; 2. Фигура хонууга хаамар быраабылатын билиһиннэрии; 3. Саахымат оонньуутугар иитиллээччи интэриэһин тардыы.Туттуллар тэрил: маҥан эбэтэр хара эрэ өҥнөөх «Саахымат дьикти кууба», саахымат дуоската, саахымат фигуратын бэргэһэтэ.Оонньуу сүрүн быраабылата:1 көрүҥ: Саахымат хонуута. Оҕолор уочаратынан «Саахымат дьикти кубун» быраҕаллар. Куубу бырахпыт оҕо ханнык фигура буоларын быһааран биэрэр уонна сөптөөх саахымат «бэргэһэтин» төбөтүгэр кэтэр. Ол кэнниттэн саахымат хонуутугар миэстэтин булан туруорар, ханнык буукубаҕа, сыыппараҕа турарын быһааран этэр.2 көрүҥ: Оҕолор уочаратынан маҥан эбэтэр хара эрэ өҥнөөх «Саахымат дьикти кубун» быраҕаллар. Куубу бырахпыт оҕо ханнык фигура түспүтүн быһааран биэрэр. Онтон миэстэтин булан туруоран баран, ханнык буукубаҕа уонна сыыппараҕа турарын этэр. Ол кэнниттэн саахымат «бэргэһэтин» төбөтүгэр кэтэр. (саахымат маҥан эбэтэр хара эрэ өҥнөөх буолар).3 көрүҥ: Оонньууга оҕо барыта кыттыан сөп. Саахымат дуоскатыгар «Саахымат дьикти куба» ууруллар. Остуолга дуоска үрдүгэр маҥан уонна хара өҥнөөх пластилин ууруллубут. Оҕолор уочаратынан бэриллибит кубу биирдии – биирдии быраҕаллар. Куубу бырахпыт оҕо ханнык фигура буоларын этэр, атын оҕолор ааттаммыт фигураны пластилинынан оҥороллор.«Муораҕа киирсии».Сыала: Саахымат дуоскатын ханнык баҕар хонуутун тургэнник булары,ааттыыры ситиһии.Туттуллар тэрил:2 устуука саахымат дуоската, саахымат фигуралара. Оонньуу быраабылата: Икки оҕо оонньуур. Оҕолор бэйэ-бэйэлэриттэн тэйиччи олороллор, дуоскаларыгар биирэ маҥан, атына хара фигуралары туруорар. Фигуралар хараабыл оруолун толороллор, оҕолор адмирал буолаллар, оттон дуоска - муора. Адмираллар хардары таары утарылаһааччыларын фигуратын миэстэтин этэллэр. Ол аата ытыалыыллар. Ити курдук киирсии саҕаланар. Бастакынан маҥан фигуралар саҕалыыллар. Киирсии кэнниттэн фигуралары атастаһаллар. Өскөтүн буомба сыалы таба ыппатах буоллаҕына- «сыыһа»,таба ыппыт буоллаҕына- «өлөр». Таппыт оҕо салгыы сыыһыар диэри ытыалыыр. Ким элбэҕи таба ыппыт, ол кыайыылаах буолар. Оонньооччу соруга: Утарсааччы хараабылын бастакынан тимирдии. Уочаратынан ытыы эрээри, өскөтүн таба ыттаххына, хаамыы эйиэнэ буолар.«Тыыннаах саахыматтар».Сыала: Саахымат фигураларын билиилэрин хатылааһын, чиҥэтии. Оонньууга интэриэһи үөскэтии.Туттуллар тэрил: муостаҕа улахан саахымат дуоската, саахымат фигураларынан бэргэһэлэр.Оонньуу хаамыыта: Оҕолор саахымат фигураларынан бэргэһэлэри кэтэн хонууга маҥнайгы балаһыанньа бэрээдэгинэн тураллар. Муусука тыаһыыр, фигуралар үҥкүүлүүллэр, музыка тохтоотоҕуна миэстэлэригэр баран тураллар. Ханнык миэстэҕэ, тоҕо турбуттарын кэпсииллэр. Онтон фигураларын атастаһаллар. Оҕолор миэстэлэрин бутуйуо суохтаахтар.6-7 саастаах оҕолорго аналлаах дидактическай оонньуу«Куорат».Сыала:саахыматфигураларынбилиилэрин чиҥэтии.Туттуллартэрил: саахыматдуоската, саахыматфигуралара.Оонньуухаамыыта: Оҕолоргосаахыматкуоратынхарахтарыгаройуулаан көрөллөрүн этии. Уулуссалар – туруору (кэккэлэр) суоллар, дьиэлэрсытыарысуоллар (кэккэлэр).Аанбастаанфигураларбытынкуораккаолохсутабыт. Хасбиирдиихонуу (клетка)тэлгэһэбуолар, оннодьиэлэртураллар. Оҕолорханнаханнык фигура олорорунааттыахтаахтар. Ханныкуулуссаҕа олороруй? Киниаттыгарханнык фигура ыаллыыолорор? Ким саамайэлбэх фигура ханнаолорорунбилэрий? Холобур: хоруол 7 нүөмэрдээх «b» уулуссаҕа олорор, ферзь 4 нүөмэрдээх «с» уулуссаҕаолороруо.д.а.