Занятия по теме «Портрет в стиле Пикассо» в модели смешанного обучения «перевернутый класс»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятия по теме «Портрет в стиле Пикассо» в модели смешанного обучения «перевернутый класс»
Автор: Акимова Ольга Ивановна
Разработка занятия по теме Портрет в стиле Пикассо в модели смешанного обучения перевернутый класс.
Педагог дополнительного образования Акимова Ольга Ивановна.
Пояснительная записка:
Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в
основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-
урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых
дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными
средствами обучения. Одной из моделей смешанного обучения является модель перевернутый класс. Она состоит из 2 этапов:
Дома каждый ребёнок самостоятельно знакомится с новым материалом.
В классе обучающиеся углубляют и закрепляют полученные дома знания:
применяют их в новых условиях, решают поставленные задачи (самостоятельно, в парах, группах и вместе с учителем)
Данное занятие разработано в рамках общеобразовательной программы по изобразительному искусству, адресованной подросткам 11-15 лет. Один из разделов программы Графика и современное искусство предполагает знакомство с творчеством Пабло Пикассо.
Три урока (6 учебных часов) отведено на задание Портрет в стиле Пикассо. Это текущие занятия по программе, предполагают знакомство с кубистическим направлением, а так же с жанром портрет в творчестве художника. В качестве практической работы детям предлагается нарисовать творческую работу в стилистике художника.
Цель урока:
Развитие творческих способностей учащихся посредством знакомства с необычными портретами Пабло Пикассо.
Задачи:
Предметные:
Познакомить учащихся с живописными работами Пабло Пикассо.
Сформировать представление о творческих методах художника.
Активизировать творческий потенциал и фантазию учащихся.
Развивать у учащихся нестандартное мышление, умение анализировать, наблюдательность и креативность.
Развитие интереса к современному искусству.
Межпредметные:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно)
активизация творческой и мыслительной деятельности.
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы
Воспитательные:
воспитывать у детей эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному
способствовать развитию коммуникативных качеств
Модель урока Перевернутый класс.
Задание на дом.
Для развития у учеников самостоятельности в поисках и осмыслении знаний об искусстве им даются опережающие задания при подготовке к уроку. Домашняя работа предполагает самостоятельное изучение новой темы. В качестве учебного пособия с кратким изложением материала предлагается ознакомиться с презентацией о творчестве Пикассо ,
а так же с текстовым документом и иллюстративными файлами по ссылке на Google-диск ().
В качестве дополнительных источников, которые могут быть использованы по желанию учеников предлагаются ссылки на интернет страницы. Ссылки на предоставляемый материал даются обучающимся в созданной группе Whats App или личными сообщениями. Учащиеся работают с интернет – источниками, самостоятельно выбирают иллюстративный материал для работы в классе. Основной материал является необходимым и достаточным для освоения темы в соответствии с рабочей программой по предмету.
Помимо подготовки или подбора учебного материала используются инструменты для самоконтроля. В качестве таких инструментов применяются интерактивные дидактические игры (например, созданные в сервисе learningapps.org). Интерес к интерактивным заданиям мотивирует к самостоятельному обучению.
Для осуществления обратной связи и контроля за выполнением заданий используется тестирование с помощью Google- формы.
Занятие в классе.
Для понимания как учащиеся подготовлены к занятию, детям предлагается проверочное задание в классе. Оно закрепит полученные знания и подготовит к самостоятельной работе.
Дети делятся на две группы. Каждой дается задание:
1. Детям выдаются вырезанные элементы лиц, которые использует художник в своем произведении. Им предлагается составить лицо своего героя из кусочков работ Пабло:
Выбор контуров лица портрета
Контуры и элементы глаз
Носы, носики
Губы от Пикассо
Уши
Брови с картин Пабло
Волосы, шляпы
2. Детям выдаются карточки с иллюстрациями художников авангардистов. Необходимо определить среди них работы Пикассо, разделив иллюстрации на две группы.
Затем необходимо аргументировать свою позицию, сравнивая карточки по заданным критериям.
На каждое задание дается 5-10 минут. Затем обсуждаются результаты (5-10 мин):
-1.Другие варианты композиционных решений.
-2. По каким признакам распределяли карточки по группам.
(классифицируют по заданным основаниям, делают выводы.):
портреты просматриваются с разных углов
фронтальный вид и одновременно вид в профиль в одном же образе
геометризм форм
деформрмация фигур
разграничения в использовании цветов
простота и открытость цвета.
Показ чувств напрямую, представление их в зримой форме.
Передача характера, настроения, состояния человека через цвет и форму.
Таким образом, дети выделяют характерные черты, которые свойственны творчеству художника.
Далее каждый приступает к индивидуальному практическому заданию. Для работы детям предлагается распечатка с различными нарисованными элементами лица в стиле художника.
Этапы работы:
Творческое и композиционное решение (соответствие стилистике)
Контурная проработка изображения черным маркером.
Цветовое решение, выбор гаммы исходя из замысла. Передача условности цвета (фломастеры или заливка акварелью, на выбор).
Выберите объект изображения - женский или мужской портрет. Определите положение фигуры в листе: размер, ракурс, движение. Нанесите на лист общие черты объекта с помощью карандаша.
Используйте в рисунке одновременный ракурс с разных точек зрения, разномасштабный размер различных частей лица. Можно пользоваться таблицей
((1,2,3) ссыка на Гугл-диске
().
Не беспокойтесь о мелких деталях. Рисуйте широкими размашистыми движениями.
После того как вы создадите общий набросок, заострите его очертания.
В тех местах, где линии наброска имеют гладкий и закругленный вид, подправьте их, чтобы у вас получились прямые линии и четко очерченные углы.
Например, у фигуры человека, заострите скругленные плечи и сделайте так, чтобы их очертания напоминали прямоугольник.
Нарисуйте дополнительные линии.Необходимо развить геометрию картины, чтобы она не состояла из одних внешних очертаний объекта. Подумайте над тем, как можно разбить данный объект на дополнительные геометрические фигуры.
Обратите внимание на освещение. В кубизме вместо изображения теней и полутонов свет используется для того, чтобы подчеркнуть геометрические формы. Изобразите на фигурах то направление, откуда падает свет. Помимо прочего, используйте линии для того, чтобы обозначить тень. Не бойтесь наносить пересекающиеся линии.
(Как образец, смотрите пример линейного рисунка.) (см. ссылку выше)
Определитесь с выбором материала. Это может быть: гуашь, акварель с чёрным или цветным маркером, цветные карандаши или фломастеры. Выберите цветовую палитру.В кубизме художники уделяют особое внимание формам, а не цвету. Часто используются нейтральные коричневые и черные цвета.Если вы хотите использовать яркие цвета, выберите 1–3 основных цвета, чтобы картина сохранила свои четкие геометрические формы.Можно также использовать монохроматическую палитру какого-то одного цвета. Например, во многих картинах Пикассо использовал оттенки синего. Подчеркните более темными красками очертания фигур. В отличие от традиционных стилей, не нужно смешивать различные цвета друг с другом, чтобы получить переходные оттенки. Линии должны остаться ясными и четкими.
Во время практической работы осуществляются индивидуальные консультации по ходу выполнения задания:
контроль правильности выполнения приемов работы
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
контроль объема и качества выполненной работы
Готовые рисунки – портреты вывешиваются на доске. Авторы рисунков поясняют свой творческий замысел. Предлагается придумать название работе.
Детям задается вопрос:
- Как художник относится к объекту изображения, к зрителю? Хочет ли он наиболее точно передать изображаемый объект или хочет изобразить его внутреннее состояние?
Вывод:
- Художник в своем творчестве осуществляет диалог со зрителем.
-Возможности и способы художественного изображения многообразны и все они имеют право на существование.
Вывод в эффективности модели обучения перевернутый класс :
Таким образом, данная модель урока позволяет минимизировать теоретическую часть занятия в классе, а на уроке углубить и закрепить полученные дома знания. Применить их в новых условиях, решая поставленные задачи. А так же
больше времени уделить практическому заданию.