"Человеком надо быть всегда" по рассказу Е. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Человеком надо быть всегда" по рассказу Е. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро"
Автор: Лидия Александровна Кушкова

Орловское СУВУ
Самоанализ открытого урока
по теме:
" Человеком надо быть всегда"(порассказу Елены Габовой Не пускайте Рыжую на озеро ).

Учитель русского языка
и литературы Кушкова Л.А.
Орлов, 2021г.
Самоанализ урока по родной (русской) литературе в 9 б классе.
Краткая характеристика класса.
В классе 6 обучающихся. У большинства воспитанников познавательные способности (память, внимание, мышление) cформированы на среднем уровне, у двух обучающихся способности не позволяют успешно усвоить программу. Это создаёт трудности, возникает необходимость учитывать этот факт при построении урока. У воспитанников недостаточно сформированы УУД, процессы мышления и формирование памяти протекают не всегда эффективно, поэтому обучение идёт на данном этапе на репродуктивном уровне, но подростки учатся выполнять проблемные задания, прослеживается положительная динамика. Класс работоспособный, ребята старательные, с интересом включаются в работу, дисциплину не нарушают, психологический климат благоприятный.
Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2021 учебный год, урок № 13 .
Оборудование и техническое оснащение урока:
презентация;
текст (рассказ Е.Габовой Не пускайте рыжую на озеро).
Тема урока: Человеком надо быть всегда"(порассказу Елены Габовой Не пускайте Рыжую на озеро.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом Елены Габовой Не пускайте Рыжую на озеро с помощью приёма чтение с остановками;
- определить проблематику произведения, идейное содержание.
Развивающие:
- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
- развивать умение сравнивать различные точки зрения по проблеме
Воспитательные:
- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
- сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся давать оценки поступкам героев, анализировать текст с извлечением конкретной информации в соответствии с требованиями программы.
Результатом работы по развитию метапредметных навыков будет формирование УУД:
познавательные – воспитанники учатся адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения, извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные – учатся определять цели деятельности, последовательность действий;
коммуникативные – учатся осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
личностные - усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Тип урока – открытие новых знаний.
Технология: продуктивное чтение.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Структура урока.
1. Оргмомент.
Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.
2.Мотивация к изучению темы урока.
Задача: показать актуальность и важность темы для опыта речевого общения.
Продуктивным чтениемявляется такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Всю работу можно разделить натри этапа.
Первый этап технологии– работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения.
Цель этапа – вызвать у ребенка мотивацию прочитать текст.
Второй этап– работа с текстом во время чтения: в ходе медленного чтения следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Цель этапа – обеспечить полноценное восприятие текста учащимися.
Третий этап– работа с текстом после чтения.
Цель -достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
2) По названию художественного произведения и по иллюстрациям давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
3) Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
4) Какова цель нашего урока? (Осмыслить содержание произведения, определить тему, обозначить проблему)
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
По ходу чтения ведётся Диалог с автором (приём).
Чтение текста(с остановками).
I остановка:
Кто герой произведения?
От какого лица ведётся повествование?
Чей голос мы слышим?
Вступите в диалог с автором?
Почему Светку в классе не любили?
II остановка:
Почему ребята не любили Рыжуху брать с собой в походы?
С чем сравнивает герой её голос?
III остановка:
Почему в поход Женька не хотел пустить Рыжуху?
Как вы думаете, что чувствовала Светка, когда её сумку выбросили на пол причала?
IV остановка:
Что показалось необычным рассказчику в театре?
Почему только сейчас рассказчик это понимает?
Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения в тексте?
Какую роль играют контекстные синонимы пела-выла?
Обобщающая беседа.
Ответьте на вопрос: Что же помогло героине выстоять?.
*Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором использованием ряда однородных членов "в предложении:в её голосе было что-то родственное "с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом". Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе. Исцеляло ее озеро. Определим символику озера в рассказе. Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею уровней — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.
3 этап – работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла
- Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий. Почему рассказчик делает такой вывод?(Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир. Слова рыжий – золотой употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку золотой, повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что рыжие они, весь класс рыжий рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный цвет каждого.называя Светку золотой, повествователь подчеркивает, что она расцвела (предл.47), её умение петь, которое так раздражало всех одноклассников (предл.7-11), раскрылось во всей красе. Жизнь со временем показала истинный цвет каждого).
- Нашла ли Света СВОЁ ОЗЕРО? - Почему рассказ назван Не пускайте Рыжую на озеро? Согласны ли вы, что достоинство – человеческая стоимость, оценка деяний и образа жизни человека?
- Другого мучить – так прикольно.Все счастливы и все довольны.Подумаешь – немножко больно,Но мы ж по-дружески, любя.И громко я кричу: довольно!Ведь круг замкнется. И невольноПрошепчешь тихо: Братцы, больно! -Когда возьмутся за тебя.
Ваши впечатления о рассказе?
Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
О чём этот рассказ?(О жестокости. Автор пожнимает проблему жестокости, бездушного отношения среди подростков. Данная тема актуальна и в наши дни).
- По мнению академика РАО Б.М.Бим-Бада, слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила - в великодушии и благородстве. Согласны ли вы с его мнением? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком?
- Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прощать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.
Рассказ учителя о писателе и беседа с обучающимися о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: обучающийся сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития.
Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.