Урок в 10 кл.Ф.М.Достоевский Роман "Преступление и наказание". "Правда" Родиона Раскольникова и "правда" Сони Мармеладовой. Анализ эпизода.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок в 10 кл.Ф.М.Достоевский Роман "Преступление и наказание". "Правда" Родиона Раскольникова и "правда" Сони Мармеладовой. Анализ эпизода.
Автор: Попова Мария Владимировна
Тема: Роман «Преступление и наказание». «Правда» Родиона Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Анализ эпизода.Цель урока: определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова; проследить с помощью анализа эпизода, как меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки.Задачи урока:- обучающие: 1) продолжать формировать умение воспринимать информацию на слух и составлять конспект урока в виде схем и таблиц, 2) сформировать представление об особенностях творчества писателя; 3) раскрыть значение образов Раскольникова и Сони через их «правду» (идейное содержание) и выявить художественные приемы построения образов героев;- развивающие: 1) стимулировать у учащихся проявлять инициативу, 2) развивать эмоциональную сферу учащихся, 3) развивать устную и письменную речь учащихся, 4) развивать умение выразительно читать и анализировать художественный текст; 5) развивать навыки аналитического чтения и художественного пересказа;- воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (вере, истине, правде, состраданию), 2) воспитывать интерес к биографии писателя и произведению классической литературы.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником.Ход урока.I. Организационный моментПриветствие:-Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста. Проверка отсутствующих:-Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.Оформление тетради:-Запишем дату, 08.03.17, тему урока.II. Проверка д/з, репродуктивная беседаВедущее слово учителя:- Дома вам необходимо было дочитать роман «Преступление и наказание» и заполнить таблицу, связанную с характеристикой героев. Проверим, как вы выполнили задание. III. Изучение нового материала.Вступительное слово учителяМы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.Проблемный диалог с опорой на текст романа– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?Художественный пересказ эпизода учащимися.О внешности Сони Мармеладовой известно следующее: "...белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." "...худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях." Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... Да-с! Ну да нечего вспоминать о том! Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки... гм!.. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — «Физиологию» Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение. Теперь же обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные... А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда... ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.– Расскажите, как это произойдет.Художественный пересказ эпизода.Ч.1, гл.2- Пойдемте, сударь, - сказал вдруг Мармеладов, поднимая голову иобращаясь к Раскольникову, - доведите меня.. . Дом Козеля, на дворе. Пора.. . к Катерине Ивановне... " Так Раскольников увидел комнату Мармеладовых, Катерину Ивановну и детей.Ну а Соню он увидел позже, когда несчастье случилось с ее отцом и, благодаря Раскольникову, умирающего Мармеладова принесли домой - за Соней бегала Поленька.Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.Намечены два пути: примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование. Раскольников этого понимать не хочет.И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.– В каком эпизоде это произойдет?(У постели умирающего отца)Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)По окончании просмотра – обсуждение:Почему Соня остановилась у порога?Такой ли вы представляли себе героиню?В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.– Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне. Просмотр видеофрагмента – 3 втреча. 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне.Откройте эту сцену.- Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.) –Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он. Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?) -О чем они разговаривают? - Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах? (Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).- Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»? - Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз». - Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».- Как ведет себя Соня? (Раскольников, «стараясь не глядеть на нее» прошел в комнату…Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова). - Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).(В их первую встречу Раскольников и Соня разговаривают о Боге. Раскольников просит Соню прочитать ему отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. В первый визит Раскольникова к Соне он говорит ей, что им нужно быть вместе, потому что они похожи. Соня плохо понимает эти загадочные слова. Уходя, Раскольников обещает Соне в следующую встречу рассказать, кто же убил Лизавету и старуху-процентщицу. )– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)Комната Сони:Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула... ...небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок." - Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает? (Целует ноги Соне с порога. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»)Затем Раскольников требует, чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.Художественный пересказ эпизода.Вчитаемся внимательнее в финальные строки анализируемого эпизода «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».– Какое слово в этом авторском контексте синонимично слову «чудо»? (Слово «странно».) Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.В этом же эпизоде романа Раскольников скажет о детях: «Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».И когда Соня спрашивает: «Что же делать?» – Раскольников ответит: «Ломать надо всё и навсегда! Свобода и власть!»– В чем же новое слово Раскольникова?(Достоевский отмечает, что оно состоит «из расхожих словечек», что Раскольникову было отведено место среди «тварей дрожащих». Он осмелился протестовать. Так выглядит его идея в его собственных глазах.)Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).- Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?(нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи).Вывод:В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко. В его поведении много напускной циничности и холодности. Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова. После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой. После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню. - Просмотр и обсуждение видеофрагмента «2 визит Р-ва к Соне». IV гл. ч. 5 романа. 2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5 глава IV) Второй визит Раскольникова к Соне это насыщенный и волнующий эпизод. В эту встречу Раскольников доверяет Соне свою тайну - он признается в своем преступлении. Соня потрясена, но она не отвергает Раскольникова. Соня жалеет его и понимает, что он погубил не только старуху и Лизавету, но и себя. В этот второй визит Раскольников объясняет Соне причины преступления и свою теорию. Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Но Раскольников не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. Сам на себя он не готов доносить. -Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? - в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников. Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на чтото наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!..." (Соня Раскольникову) Раскольникову трудно говорить с Соней искренне. Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску: "... Он вдруг переменился; выделаннонахальный и бессильновызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел ..." (автор о Раскольникове) Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другом, без цинизма: "... он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак..." (автор о Раскольникове) Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца. -Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве? Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова. В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: "... Что вы, что вы это над собой сделали! <...> Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..." (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников) Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория: "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию..." (Раскольников о себе) После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете. Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил <...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!..." (Раскольников о себе)-В чем Раскольников хочет убедить Соню? Раскольников признается Соне в том, что сам понимает всю катастрофу. Он знает, что погубил не только двух своих жертв, но и убил самого себя: "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут тактаки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…" (Раскольников о себе) Во время этой второй встречи Раскольников просит у Сони совет - что ему делать. Соня советует Раскольникову покаяться: "... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю <...> и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..." (Соня Раскольникову) Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони. Он не готов покаяться. Кроме того, он знает, что у следователя против него нет никаких улик: "...Я еще с ними поборюсь, и ничего не сделают. Нет у них настоящих улик..." (Раскольников) Соня не разделяет взгляды Раскольникова, но и не отворачивается от него. Она предлагает Раскольникову надеть крест. Но Раскольников говорит, что крест лучше надеть "потом". Соня соглашается: "...Да, да, лучше, лучше <...> как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем..." (Соня).Вывод: Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) стал его верой и законом. Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей. Раскольников, живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6 глава VIII) Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. В эту встречу Раскольников приходит к Соне, чтобы та надела на него крест. Этот кипарисовый крест, который надевает ему Соня - символ креста, который на себя берет Раскольников. Соня просит Раскольникова помолиться и перекреститься перед уходом. Раскольников просит Соню не идти с ним. Он отправляется один на улицу, где встает не колени перед толпой - как и советовала ему Соня. Затем Раскольников идет в контору, где признается в убийстве старухи и ее сестры. Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?Соня Мармеладова является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет. Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов. Соня Мармеладова - кроткая, робкая, безответная девушка. Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: "...стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, "о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании"..." "...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!" "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтыйто билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.." (Катерина Ивановна о Соне) Соня - доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца. Соня - малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам. Соня - глубоко верующая девушка. Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину. Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи - на квартире у портного Капернаумова. Соня содержит отца, мачеху и ее троих детей. Бедная девушка является единственным источником дохода в семье. За это Раскольников называет Соню "колодцем", которым пользуются Мармеладовы. Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. В конец концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь.IV. Домашнее заданиеВедущее слово учителя:-Запишем домашнее задание. Вам необходимо выучить записи в тетради. Дочитать роман «Преступление и наказание». Тест на знание текста.V. Обобщение изученного материалаОбобщающее слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с правдой двух главных героев романа.Заключительное слово учителя: Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.