Использование мнемотехники в певческой деятельности на музыкальных занятиях с дошкольниками
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мнемотехники в певческой деятельности на музыкальных занятиях с дошкольниками
Автор: Купцова Елена Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
Индивидуальный план
по самообразованию
музыкального руководителя
Купцовой Елены Александровны
на 2019 – 2020 учебный год
р.п. Ильиногорск
Тема: Использование мнемотехники в певческой деятельности намузыкальных занятиях
Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу использования мнемотехники в певческой деятельности намузыкальных занятиях с дошкольниками.
Задачи:
повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения новинок методической литературы, интернет-источников;
накапливать личный опыт использования мнемотехник в профессиональной деятельности педагога ДОУ;
внедрять их в совместную деятельность педагога и детей;
использовать полученные знания в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей;
обобщить полученный педагогический опыт и распространить его, создать видеотеку.
Актуальность:
Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают, как одну из форм музыкотерапии воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Всё вышеперечисленное подводит нас к мысли, что пение способствует успешному обучению и развитию органично развитой личности.
Проводямузыкальныезанятия в детском саду, беря во внимание вокальную её часть,сталкиваешься с проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. А переучивание неправильного произношения окончания слов превращается в целую трагедию. Справитьсяс этой проблемой хорошопомогаетметодикамнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”.Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей.Этасистема методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным, так какимеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человекагораздо проще опирается на образы.Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем, при вспоминании одного, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить текст песни, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается.Значитвнашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Содержание работы
Задачи
Формы работы
Сроки
Результат о выполнении
Подготовительный этап
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной проблеме.
Теоретическое изучение проблемы (анализ и составление тезисов) для знакомства с новыми формами, методами и приёмами обучения для повышения профессиональной компетентности.
Сбор и анализ информации, накопление материала, конспектирование.
Сентябрь и в течение года
Накопление материала, конспектирование.
Изучение опыта педагогов ДОУ.
Изучить и проанализировать опыт педагогов, позаимстсвовать его.
Просмотр вебинаров, просмотр мнемотаблиц, картотек.
Сентябрь
Составление анализа просмотренныхзанятий, вебинаров, иллюстративного материала. Использование этого опыта на практике, в работе с детьми.
Практический этап
Подбор практического материала
Разнообразить наглядный материал для привлечения внимания детей, стимуляции их певческой деятельности.
Отбор материала и его анализ для составления картотек
Октябрь - Ноябрь
Картотеки мнемотаблиц, схем песенного материала.
Внесение мнемотаблиц в предметно - развивающую среду.
Расположение мнемотаблиц в музыкальном уголке
Разработка конспектов НОД с использованием мнемотаблиц и их реализация. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на музыкальных занятиях.
Совершенствование процесса обучения и развития детей, формирование певческих навыков.
Конспекты НОД
Декабрь- май
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Привлечение родителей к совместной работе
Познакомить родителей с понятием мнемотехника. Расширить знания родителей об использовании мнемотехники в музыкалном развитии детей, оказать помощь в составлении мнемотаблиц дома.
Консультация для родителей Использование мнемотехники при разучивании песенного материала с детьми,
Февраль-Март
Анкетирование, памятки, выставка мнемотаблиц.
Изготовление буклетов Учим песни вместе с детьми с помощью мнемотаблиц, Составляем и используем мнемотаблицы дома.
Папки-передвижки,
буклеты.
Подготовка плана мероприятия
Родительское собрание на тему: Разучивание песен с детьми при помощи приема мнемотехники.
Помощь родителям в создании благоприятных условий для развития речевых и певческих навыков детей посредством мнемотехник.
Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на педсовете;
Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования
Показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет
Апрель
Публикация в интернете
Презентация картотеки
Поделиться с коллегами накопленным материалом
Подготовка картотек, оформление картотек
Май
Выставка картотек
Литература и интернет-источники:
1. Нищева Н. В.Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Изд. –ДЕТСТВО – ПРЕСС. Санкт-Петербург. – 2016 г.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста; Учебно-методическое пособие. Изд. –ДЕТСТВО – ПРЕСС. Санкт-Петербург. – 2009 г.
3. Память – на 5(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
4. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство-Пресс, 2001г.
5. Веселые встречи. – СПб.: Детство – Пресс, 2003г. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание. – 1990г. - №10.
6. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003г. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2006г.