"Погода и народные приметы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Погода и народные приметы"
Автор: Ягодинская Ирина Викторовна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 2Локомотивного городского округаЧелябинской областиИсследовательская работа на тему:«Прогноз погоды и народные приметы» Выполнила:Колмагорова Кристина РУКОВОДИТЕЛЬ: Ягодинская Ирина Викторовна Локомотивный городской округ, 2018г.СОДЕРЖАНИЕВступление. Народные приметы, основанные на многолетних наблюдениях. Основная часть.1.Прогнозы метеорологов.2.Приметы о погоде – народное творчество.3.Неживая природа о погоде. Подсказки погоды.4.Живые индикаторы.5.Анкетирование.6.Вывод. Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕАктуальность. В каждой национальной культуре есть много примет, предсказывающих погоду. Верите вы или нет – дело личное, но знать приметы, соотносить их с прогнозами погоды метеослужб позволит предвидеть наводнения, лесные пожары, смерчи, ураганы, сильные снегопады. Предупреждён – значит вооружен! Стоит учитывать, что глобальные изменения климата могут привести к опасным последствиям для всего человечества. Цель работы:Иметь позитивное отношение к окружающему миру.Развивать наблюдательность, внимание, память.Уметь добывать информацию с Интернета и литературы, вести дневник собственных наблюдений.ВСТУПЛЕНИЕ(слайд 1,2,3) Когда мы хотим узнать о погоде, то обращаемся к прогнозам в интернете, забывая при этом народные приметы, основанные на многовековых наблюдениях за природными явлениями: состоянием растений, поведением животных и птиц, насекомых. Можно ли им доверять в век прогресса, не утратили ли они свою актуальность?ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1.Технические возможности для ведения метеонаблюдений в современном мире чрезвычайно великие. Запуск метеоспутников (слайд 4), метеозондов в разные слои атмосферы, снимки из космоса (слайд 5), позволяющие наблюдать движение и перемещение воздушных и водных масс – позволяют составлять метеокарты и делать выводы о погодных изменениях. Работают метеостанции в различных областях, которые каждые 2 часа снимают показания и отправляют их в Гидрометцентр. Есть метеостанции на Северном и Южном полюсах (слайд 6), в Крыму (слайд 7), высоко в горах (слайд 8) и на равнинах (слайд 9).Только тогда создаётся полная картина об изменениях в природе.2.Люди веками вели наблюдения за природой, связанные с выращиванием с/х культур и получением высоких урожаев, укрытием в холодное время года. Они запоминали приметы природы, передавали их из поколения в поколение.В 1714 году по приказу императора Петра 1 была организована «Служба наблюдений и записи погоды» в России (слайд 10)Первая метеостанция в Челябинске была построена по приказу Петра 1 (слайд 8) в 1714 году.Самая первая метеостанция на территории Челябинской области, одна из старейших в России – создана в Златоусте в 1735 году (слайд 11).В 1835 году образована метеостанция в Екатеринбурге (слайд 12).Позже возникли метеостанции в Миассе, Верхнеуральске, Троицке (слайд 13). В Челябинске метеостанцию построили в 1893 году (слайд 14).Мы живём в городе Карталы. В г.Карталы тоже есть своя метеостанция (слайд 15). Она создана в 1950 году. Все метеостанции сейчас оснащены современными автоматическими приборами: (слайд 16)- гелиограф – регистрирует продолжительность солнечного сияния;- метелемер – применяется для определения количества снега, переносимого ветром;- осадкометр – для измерения атмосферных осадков;- современные барометры – приборы для измерения атмосферного давления.3.Для весенних прогнозов большое значение имеет снег. (слайд 17) Весна, таяние снега: - если сугробы таят с северной стороны – лето долгое, теплое. А вот «южный уход» снега – лето короткое и прохладное. Снег тает на глазах и бежит ручьём – лето дождливое.Если обратить внимание на то, от чего началось таяние снега:а) от весеннего дождя – лето засушливое;б) от весеннего солнца – урожай обильный. 4. Солнце и все его небесные светила – луна, звёзды, облака – сигнализируют о погодных явлениях (слайд 18). Утренняя заря багряна – погода ветреная.Края лунного серпа направлены вниз – приближается тепло.Яркие и четкие контуры месяца – придёт холод.Капризы погоды могут выдавать облака ( слайд 19). Утром «легкие», «кучерявые» облака к вечеру превращаются в большие тучи – на следующий день берите зонт, ожидается дождь и гроза.Облака движутся против направления ветра – дождливая погода. Туман – верный подсказчик. Образует облака – будет дождь; Стелется по земле – погода солнечная.5.Листопад не только красивое явление, но и природный гидрометеоцентр.- Крона берёзы стала желтой с верхушки – раннее наступление следующей весны; пожелтение снизу пошло – зима продлится долго.- Быстрый листопад – наступление заморозков и холодной зимы.(слайд 20).- Приглядитесь: если листочки, опадая, пристают «лицом» к земле, то зима будет не очень холодной (слайд 20). Если осенью дождь переходит в первый снег, то он быстро растает (слайд 21). Но если снег упадёт на сухую землю, то задержится надолго.6.Очень тонко чувствуют перемены погоды представители фауны. Птицы могут о многом рассказать – и высотой своего полёта, и песнями, и купанием в пыли, и даже шумными «драками». - Если летят высоко, то слишком мёрзнуть не придётся (слайд 22). - Ранний прилёт жаворонков и грачей – раннее таяние снега.- Синицы, журавли, снегири отлетели в леса раньше – наступившая весна порадует теплом.- Ранний вылет пчёл – погожие деньки (слайд 22).- Много паутины – лето жаркое и засушливое (слайд 22). Отлично предсказывают погоду по весне домашние любимцы.- Пёс роет землю – дождь будет (слайд 23)- Пёс по земле катается – жди ненастья. - Лежит, свернувшись клубком, будто грустит – одевайся теплее, будут холода.- Собака лежит, вытянувшись – прохладная погода уступит место теплу. Я заметила в деревне:- Куры себя ощипывают, петухи; закукарекали средь бела дня – быть дождю.- Утки и гуси подолгу плещутся в водоёме – быть дождю (слайд 24).- Кошка умывается - будет плохая погода (слайд 24).- Воробьи уже попрятались, а стрижи и ласточки ещё летают – готовьтесь грозу встречать. Осадки всегда предваряются повышением влажности воздуха. Человек не может чувствовать. А вот у насекомых начинают тяжелеть крылья, и они начинают опускаться с привычных высот.- Если комары разлетались поздней осенью, они тёплую зиму предвещают.- Молчат кузнечики и сверчки – будет дождь. 7.ЗАГАДКИ.Над рекой повисла белая холстина. (Туман. слайд 26).Кто всю ночь по крышеБьёт да постукивает,И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь. слайд 27).Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды. слайд 28).Зимою греет, весною тлеет, Летом умирает, осенью оживает. (Снег. слайд 29). Крашеное коромысло через речку повисло. (Радуга. слайд 30). Уж не солнце ль виновато,Что висит на небе вата? (облака. слайд 31). Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз. слайд 32). И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней. слайд 33). ВЫВОД: Окружающий нас мир прекрасен. Мы любуемся лесом, полем, рекой, животными и растениями, но строя города, фабрики, заводы, плотины надо обязательно подумать и учесть характер погодных условий, что поможет сохранить сооружения и жизнь людей.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: (слайд 37)Люди веками вели наблюдения за природой, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур и получением высоких урожаев, укрытием в холодное время года. Они запоминали приметы природы, передавали их из поколения в поколение. Человек хочет управлять всем, но не всегда это получается, не всегда это нужно, и это способствует возникновению климатического оружия, создавая опасность для всей планеты Земля.От чего зависит погода? (Андрей Усачёв)От места, в котором находишься ты:Его высоты, широты, долготы…От времени, ветра, давления…А также – от настроения! Для правильного определения ближайших перемен погоды надо учитывать весь доступный комплекс примет и чаще наблюдать за природой. ПРИЛОЖЕНИЯ:АнкетированиеВопросы анкеты. Верите ли вы в природные приметы? Учителя Ученики90 % - не всегда 50 % - верят 30 % - не всегда Слушают ли прогноз погоды? Учителя Ученики 100 % 40 % - да 20 % - читают в интернете 40 % - не слушаютОпрошены ученики 3а, 3б, 3г.ЛИТЕРАТУРА «Знай больше. Приметы о погоде». «РЭМ – ИНФО» Минск, 2010г.В.Я.Сюньков «Природа – Человек – Общество» Москва, 2004г.И.К.Торопов «Природа и безопасность человека» Москва «Просвещение», 2010г.А.С.Смирнов «Правила поведения на природе» Москва «Просвещение», 2007г.«Детям обо всём на свете», Популярная энциклопедия. Харьков, 2009г.С.Д.Пасько «Для детей про птиц и зверей» Кишинев изд. «Литература для детей», 2007г.В.Г.Лысаков «1000 загадок» Москва изд. «Сталкер»,2007г. «Портал о живой природе». «Образовательно – энциклопедический портал «Живая планета». «Юный натуралист» - научно – популярный журнал.