"Современный психологический подход к обучению игры на фортепиано в ДШИ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современный психологический подход к обучению игры на фортепиано в ДШИ"
Автор: Лебедева Ирина Петровна
Мурманск Обучение игре на фортепиано – очень сложный процесс, и во времени достаточно протяженный. Обучение проходит многогранно. А так как каждый обучающийся – это индивидуальность, с присущим ей сочетанием комплексом особенностей личности, характера, темперамента, то обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. Поэтому, единственно возможен именно индивидуальный подход обучения. Сегодня процент учеников, продолжающих музыкальное образование, очень низкий. В основном, выпускники музыкальных школ, несмотря на то, что участвуют в различных конкурсах и имеют хорошие результаты, не продолжают музыкальное образование. Престиж нашей профессии катастрофически падает. Необходимо менять подход к обучению детей игре на фортепиано. Поэтому те предпрофессиональные программы, которые мы сегодня реализуем, не всегда отвечают реальным условиям, в которых мы работаем. Главная ориентация нашего педагогического труда – воспитание любителей и ценителей музыки. Необходимо выработать у детей потребность слушать хорошую музыку, ходить в оперные театры, филармонии, и научиться музицировать самим. Музыкальные способности проявляются у детей совершенно по-разному: у одних проявляются рано и очень ярко, но быстро угасают, другие учащиеся, не очень заметные при поступлении в музыкальную школу, постепенно проявляют свои способности и, благодаря старанию и труду, становятся яркими музыкантами. Главная цель для преподавателя - выявить и раскрыть лучшие задатки каждого ученика, способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень его развития, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Практика показывает, что те дети, которые не просто учились в музыкальной школе, а принимали участие в публичных выступлениях (участвовали в конкурсах и фестиваля), очень успешны и в жизни, так как занятия за инструментом, формирует внимательность, выносливость, настойчивость, кропотливость в занятиях. Поэтому, перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности.Есть замечательная книга В. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», в которой он, пишет: «Все в воспитании зависит от учителя, от его любви к детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка». Педагог должен стремиться научить каждого учащегося любить и понимать музыку, каждому он помогает найти свой путь. Отсюда основное этическое требование к педагогу: заботиться о своих учениках больше, нежели заниматься решением вопросов собственных амбиций. Поэтому иногда трудно дать справедливую оценку деятельности педагога, ведь отдельные успехи конкурсные выступления, у всех на виду. Хотя истинным и глубоким критерием при оценке деятельности педагога может служить вклад преподавателя в музыкальную, эстетическую развитость его учеников.Важную роль в процессе обучения играет моральный облик педагога. То, как вы говорите, мыслите, общаетесь, - зависит многое, даже то, - станет ли ученик вашим соратником. Учить играть на фортепиано - не механическое дело. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вы с нетерпением ждали ученика, чтобы продолжить работу прошлого с ним занятия, и вам приятно заниматься именно этим делом. Если учащийся почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой, он к вам может больше не прийти на урок. Дети очень тонко чувствуют отношение к ним и соответственно реагируют.На уроках преподавателю просто необходимо играть самому. Живое, заразительное исполнение может дать толчок к творческому началу ученика. И хотя есть много книг о том, как надо играть на фортепиано, однако во многих книгах нет ни одного слова о музыке! … Надо больше говорить о музыке, исполнителях. Иногда, ребенок, закончивший школы, не может ответить на элементарный вопрос: «Каких исполнителей-пианистов ты знаешь?». А ведь музыка и ее исполнение, это две важные, между собой тесно связанные, вещи. Я согласна с теми педагогами - пианистами которые считают, что нельзя начинать обучение ребёнка с «ремесла», нельзя ставить художественно-творческие задачи перед учеником лишь после освоения массы теоретических сведений. Это трудный и скучный для ребёнка путь! Мой путь – дугой, когда педагог стремится развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально слуховые представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки. Петь с ним любимые детские песни, придумывать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах, так постепенно накапливаются музыкальные впечатления, занятия всё больше заинтересовывают ребёнка. Учить ненавязчиво! И только так развивается любовь к музыке. Прекрасно выразил эту мысль Г.Г.Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного - музыки. Ребёнок без души может сыграть несколько нот, но можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь народную мелодию, и, если она весёлая, научить его играть весело, а если печальная - печально». Важнейший показатель педагогического мастерства - умение подбирать наилучший репертуар для каждого ученика. Программа каждого ученика должна быть разнообразной. Ведь то, что одному кажется скучным, - другому может нравиться. Детям нужны и легкие, для того чтобы почувствовать себя уверенным, что он может справиться, и требующие больших усилий произведения, чтобы преодолеть себя, и научиться чему-то новому. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна пьеса, которую он с довольствием сможет исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе всегда должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения. Основу программы должны составлять произведения, соответствующие возможностям ученика на данный момент. Сегодня, тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам, является типичной ошибкой. Не каждый ученик сможет справиться. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности, поэтому нельзя всех учеников подводить «под одну гребенку».«Постепенно, последовательно, не травмируя!» - вот девиз для обучения детей в ДШИ.В целом, профессия преподавателя - музыканта на сегодняшний день связана с отличным знанием психологии детей, поскольку именно он закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на учеников, именно по этой причине ему следует обладать высоким уровнем культуры общения, умением находить нужные слова и методы, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано. Даже внешний вид преподавателя играет не последнюю роль.Знание педагогом возрастных особенностей детей - важный момент в обучении. Разберем только некоторые из них.Дети младшего школьного возраста (6-8 лет): характерно образное и достаточно медленное мышление, дети легко воспринимают и так же легко забывают; любят играть, но не любят работать; не могут долго находиться в одной позе. Поэтому с малышами просто необходимо менять приёмы работы: разбор и разучивание произведения чередовать со слушанием музыки в исполнение педагога, пением песенок, игровыми упражнениями, беседами о музыке. Репертуарные произведения для младших школьников должны быть яркими, образными, с программным содержанием («Зайчик поранил лапу», «Дождик накрапывает», «Новая кукла»), и соответствовать уровню мышления ребёнка. Даже если произведение не имеет программного содержания, например, «Марш», «Этюд», педагог может вместе с ребёнком найти подходящий образ, сравнение и дать подзаголовок этой пьесе. Например, «Этюд» К. Черни до-мажор можно сравнить с прыжками на батуте, и придумать вместе с учеником - кто на нем прыгает и как. Особое значение на уроке имеет поведение самого преподавателя: важно, чтобы он был очень доброжелателен, ласков, внимателен ко всем проявлениям ребёнка.В период 9-10 лет дети становятся более эмоционально устойчивыми. У них появляется физическая выносливость, развивается логическое мышление. В этот период появляется потребность в принятии его со стороны других людей, повышается зависимость от мнения сверстников, а влияние семьи снижается. В этот момент важно научить ребёнка работать самостоятельно. 10 лет – это «золотой возраст», он считается идеальным для обучения. Так называемый переходный возраст (11-14 лет) требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия к взрослому. Бурный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно - сосудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда учащийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности учащихся.Помимо всего, есть важные аспекты, которые необходимо знать преподавателю, которые касаются воспитания юного музыканта-исполнителя и относится к любому возрасту. В процессе обучения педагогу следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной задачи, умение и желание трудиться, систематичность в работе. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано.Воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый мультсериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста, от состояния здоровья, иногда от времени суток. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и очень часто - небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.Самостоятельность мышления - еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одарённее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям. Нужно использовать для работы в классе популярную и так называемую «лёгкую» музыку, помогать в подборе любимых песен, поощрять любую творческую инициативу. Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Одной из педагогических ошибок является «натаскивание» учащихся. Не надо сразу на одном произведении добиваться от него и полного красивого звука, эмоциональности, и еще чего-то. Пусть лучше ученик играет средним звуком, пусть он не делает множества оттенков, но пусть он работает самостоятельно. С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, уметь описать своё выступление, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков. Очень важно для музыканта – исполнителя развивать музыкальную память. Музыкальная память может быть трёх родов: слуховая память, зрительная память, или память сознания, когда человек представляет себе напечатанные ноты; и моторная память – выработка привычных движений в пьесах, которые человек играет. Самая важная память – слуховая. Моторная память, несомненно, необходима: исполнитель не мог бы играть, если бы ему нужно было проводить «сквозь сознание» каждое движение; должна быть выработана инерция движения. Но ничего не может быть ужаснее того, что моторная память заменяет собою слуховую. Почти все педагоги прошлого столетия настаивают на том, чтобы пьеса после разбора была выучена на память. Но ноты во время занятия должны быть открыты. Мы должны воспитывать в учащемся сознательную память; музыкант должен уметь до мельчайших подробностей воспроизвести у себя в голове произведения, которое он играет. Необходимо воспитывать память как музыкальное явление, а не моторное. Домашние занятия учеников должны соответствовать возрасту. В 7 лет начинающему ученику больше получаса не нужно, если же это десятилетний ребёнок, то ему нужно заниматься полтора - два часа.Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.Очень важны выступления на публике. Но все дети хотят. Мы хорошо знаем, что исполнение только тогда становится законченным, когда произведение сыграешь на эстраде. Но насколько полезны выступления ребёнка несколько раз в году, это все индивидуально. Одному ребенку полезно, другому – вредно. У одного нервная система закаляется, у другого - нервный может случиться срыв.Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, то есть оптимизирует и формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.Список используемой литературы:Баренбойм Л. Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда. М., 1964.Бронфин Е. Н. И. Голубовская — исполнитель и педагог. Л., 1978.Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М.-Магнитогорск, 1998,2-е изд. — М, 2006.Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 1997; 2-е изд — М. 2006Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования М., 2005Нильсен В. Артист и учитель. СПб., 2004 Оборин-педагог М, 1989.Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина М, 2003Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М.. 2002.Рахманинов С. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности // Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М — Л., 1964; 2-е изд. — М., 2004.В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд. — М„ 2003.Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л, 1986Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947; 3-е изд. — М., 2002.