Современные здоровьесберегающие техногологии. Тема:"Пальчиковая гимнастика для малышей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные здоровьесберегающие техногологии. Тема:"Пальчиковая гимнастика для малышей"
Автор: Кузьменко Елена Николаевна
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, не замечайте, если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцамииндуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории,7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.
Перчатка.Весёлая мышкаПерчатку нашла,Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.Гнездо в ней устроив,Складываем ладоши ковшомМышат позвала.Сгибаем — разгибаем пальцы (зовущий жест)Им корочку хлебаДала покусать,Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.Погладила (отшлёпала) всехБольшим пальцем гладим (шлёпаем) остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).и отправила спать.Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Котята.Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.У кошечки нашей есть десять котят,Покачиваем руками, не разъединяя их.Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.Постукиваем соответствующими пальцами друг о друг .
Кролик.Маленький кролик с большими ушами,Кисти прижать к голове, как ушки.Розовым носом,Указательными пальцами дотронуться до носа.Смешными усамиУказательные пальцы прижаты к губам.Норку глубокую роет себеСильными лапками в мягкой земле.Роем норку (колени).Чистит он шёрстку себеЧистим шёрстку.Или спит.Руки складываем, кладём под щёку.Кролик ушами всегда шевелит.Шевелим ушами.Слышит шаги и лисиц, и волков,Прячется в норку свою от врагов.Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки
Черепашка.Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.Моя черепашка в коробке живёт,Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).Купается в ванне,Волнообразные движение кулаком в воздухе.По полу ползёт.Черепашка ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).Её на ладошке я буду носить,Руки возвращаются в исходное положение.Она не захочет меня укуситьОтрицательный жест головой.