Игра: её значение в развитии ребёнка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра: её значение в развитии ребёнка.
Автор: Дорошенко Наталья Алексеевна

Игра: ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В развитии РЕБЁНКА.Н.А. Дорошенко, воспитатель продлённого дня МБОУ "Общеобра-зовательная школа психолого-педагогической поддержки" № 104 г. Кемерово"Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький.Игра возникает в ходе исторического развития общества.Теорию игры разрабатывали многие мыслители и психологи. Они определяли игру как самое распространённое явление жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства."Игра - обширный круг действий человеческих, ...не претендующих на тяжёлую работу и доставляющих людям веселье и радость..." - утверждал Е.А. Покровской. Немецкий учёный К. Гросс предпринял попытку систематизировать изучения игры: "... в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование".Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В. Плеханов, указавший на её возникновение из труда. Д.В. Эльконин утверждает , игра - это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребёнок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку, для этого он ещё мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью. [7]А.Ф. Лазурский определил так: "игра - это занятие, в котором при помощи определённых заранее установленных средств и приёмов в определённых рамках (правил игры) требуется достигнуть определённой цели, не имеющей практического значения".Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки, и проявляет потребности ребёнка воздействовать на мир. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребёнка в пределах его возможностей. Она как бы создаёт перед ребёнком подобие жизни, которая ещё только ждёт его впереди. Чтобы ребёнку было интересно жить и познавать новое, его нужно научить играть.В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребёнка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре - культуре общения.Рассмотрим основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте.Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.В средний период дошкольного детства ребёнку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают - мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная - няня, воспитательница в детском саду; профессиональная - врач, командир, пилот; сказочная - козлик, волк, заяц и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных - всё зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:- развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;- коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;- самореализация в игре, как в человеческой жизни;- игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных, внешкольных и школьных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие;2. Познавательные, воспитательные, развивающие;3. Репродуктивные, продуктивные, творческие;4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.Игра - это деятельность, которой принадлежит значительная роль в развитии личности ребёнка, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. В процессе развития ребёнка личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия, которые, став доступными ещё не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и ещё не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру. В игре соответствующие действия закрепляются, а ребёнок, играя, всё лучше овладевает ими. Список литературы.1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология». - «Академия».- М. - 1999 г.2. «Воспитание детей в игре» / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. - М. - 1983 г.3. «Краткий психологический словарь» / Сост. Карпенко Л.А.- М.- 1985 г.4. Мухина В.С. «Детская психология». - М. - 1985 г.5. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей». - М. - 1976 г.6. Эльконин Д.Б. «Игра, ее место и роль в жизни и развитие детей». / «Дошкольное воспитание». - 5. - 1976 г.7. Эльконин Д.В. Психология игры: Могорафия/ Эльконин, Д.В. - М., 1978 г.