"Кейс-технологии в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Кейс-технологии в ДОУ"
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна

Кейс – технологии в ДОУ. Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.2. Формировать навыки практической работы над кейсом.Участники: воспитателиДидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс для ролевой игры.Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель , карточки для игры, кубики для игры (парковка).Ожидаемые результаты:Участники получат знания:
  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила разработки кейсов для обучения;
  • Выработают умения:
  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
  • План проведения:1. Введение – 2 мин.2. Теоретическая часть –10- 15 мин3. Практическая часть – 10 мин
  • Введение
  • Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки я держу в руках объемный кейс.  Основная часть.1. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
  • Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года
  • Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
  • Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
  • Для чего нужен кейс?
  • Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
  • Кейс – метод развивает:
  • 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
  • 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  • 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  • 4. практические умения.
  • 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
  • В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии: в ДОУ
  • игровое проектирование-
  • Цель — процесс создания или совершенствования проектов.Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах.
  • метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;
  • метод ситуационного анализа.
  • Для дошкольников чаще всего используют:- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стадии;- кейс- иллюстрации.- фото-кейсы.
  • Прежде всего мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:
  • 1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;3. Определение контекста;4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;6. Описание и редактирование кейса;7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
  • Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
  • Первый этап: подготовительный.
  • Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
  • Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.
  • Технология кейс – стадии.
  • Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.Технология кейс – стадии направлена на:- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.Рассмотрите технологическую карту деятельности по технологии кейс-стади. Мы видим в ней все этапы технологии. На слайде представлена технологическая карта деятельности по технологии кейс – стадии.Рассмотрим, например, кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.Продолжение формирования культуры общения.Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.- Юру позовите.- Юры нет дома. А с кем я говорю?- Ну ладно, потом позвоню.Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.
  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.
  • Кейс-иллюстрация
  • Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.Чаще всего используется в ООД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед.задачи.Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.1.Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.2.Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.3.Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.1.Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес2.Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. В «фото – кейс» входит:1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости есть суп.Кейс состоит: 1. Фото « Дети обедают» 2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора? Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
  • Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
  • Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:
  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.
  • Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейса – технологии «ролевое проектирование»
  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.
  • Практическая часть. Я приготовила для вас кейс ситуационно-ролевая игра «Настоящие друзья»Ситуация: « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»Обсуждение ситуации: что произошло?Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя. Воспитателям обыгрывают ситуации. В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?Список литературы
  • 1. Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
  • М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
  • 2. Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа,
  • 1984. – 175 с.
  • Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  • Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ:
  • Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL:
  • ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
  • Педагогические технологии и инновации
  • Развивающие педагогические технологии