Игра как основная форма познавательной деятельности в физическом воспитании
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как основная форма познавательной деятельности в физическом воспитании
Автор: Павлова Людмила Николаевна
Игра как основная форма познавательной деятельности в физическом воспитанииПавлова Людмила НиколаевнаИнструктор по физической культуреМБОУ «Марковская СОШ» д/с «Источник» п. МарковскийДошкольный возраст является началом формирования личностной культуры с 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, раскрываются личностные качества и способности ребенка, проявляется интерес к занятиям, любимым делом. Ребенок познает мир через движение. Особенно ярко это проявляется в раннем детстве, когда основным видом познавательной деятельности ребёнка является его двигательная активность. Известно, что маленькие «непоседы» и «ходунки» быстрее своих «ленивых» сверстников познают окружающий мир и овладевают речью. Поэтому в дошкольный период детства необходимо воспитывать любовь к движениям, опираясь на познавательную потребность ребенка.Тема, над которой я работаю: «Воспитание здорового ребенка на основе комплексного использования средств физической деятельности», основу которой составляет интеграция познавательной и двигательной активности. Содержание проводимых мной игровых занятий, как правило, основывается на познавательном материале - это может быть путешествие по сказкам, игры со сказочными героями, животными, гостьей - игрушкой, исследование строение тела человека, изучение правил поведения в природе, ознакомление с разными видами спорта и т.д. Использование на занятиях сказочного сюжета помогает детям глубже почувствовать, понять, оценить поступки сказочных персонажей и их действия: нельзя без спроса выходить на улицу (в сказке «Гуси лебеди), нельзя пить из лужицы («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). В данной психологической ситуации значительно актуализируется выразительная двигательная деятельность детей при выполнении упражнений. Выполняя различные двигательные действия, дети познают качество предметов (размер, вес, форму, материал), совершенствуют свою моторную сферу, тренируют функциональные системы. С первых дней в детском саду дети играют и через игру познают мир движений. Используя в своей деятельности игровые приемы, стараюсь привлечь внимание детей к активному участию, вызывая радость от физических движений, пробуждая искренний интерес к творческой активности, удовлетворении потребности в движениях.Игровые занятия способствуют расширению кругозора углублению знаний и представлений об окружающем мире. Встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги («У Медведя во бору», «Гуси-лебеди») непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности, воображения, артистизма. Двигательные познавательные, дидактические игры использую не только для закрепления и совершенствования физического развития, но и обучения, («Раз, два, три к дереву беги!», «Сделай столько бросков в цель, сколько яблок на яблоне» - на занятии - путешествие по сказке «Гуси-лебеди», «Измерь, кто дальше прыгнул», «Пройти по кругу, квадрату»).Проводимые занятия в сюжетной форме способствует возникновению в сознании ребёнка положительного настроя, мотивации к предстоящей деятельности. Чтобы ребенок осознанно стремился к выполнению физических упражнений, помимо интригующего сюжета важно очаровать его игровым предметом, добрым отношением, своим личным обаянием, собственными двигательными умениями. Очаровывать предметом легко - в каждом предмете есть много интересного для ребёнка (мяч - весёлый, озорной, круглый, прыгает вокруг нас, играет с нами). Важно каждый раз открывать для ребенка новые качества предмета и делать это надо при непосредственном участии самого ребенка. Учу детей восхищаться собой, друг другом - особенно при изучении частей тела. («Посмотрите, какой у вас нос?». «И у каждого свой, неповторимый». «Одинаковые или разные носы?» и т.д.). Дети внимательно рассматривают друг друга, удивляются и учатся восхищаться неповторимостью. Большую роль в организации познавательно-игровых занятий имеет использование имитационных, мимических, пантомимических упражнений с названиями, которые помогают детям представить образ того или иного персонажа. Дети стараются, как можно выразительнее передать характерные особенности. Образ выбранного героя помогает качественнее выполнять основные движения и мысленно представить себя тем или иным персонажем, используя собственный жизненный опыт. Например, в прыжках в высоту с места через шнур, брус, куб детям предлагаю представить себя зайчиками, кузнечиками, лягушками, которые перепрыгивают через небольшие препятствия, помогая себе лапками и пружиня ножками. Затем спрашиваю детей: «Что им помогло прыгать? Какие части тела участвовали в прыжке? Что нужно делать, чтобы еще лучше прыгать? В каких жизненных ситуациях помогают прыжки?» (В прыжках с высоты - детям предлагается представить себя Маугли, прыгающим с дерева).Прекрасным обрамлением содержания двигательных упражнений являются сюжетные игры с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Короткие стихотворные тексты помогают побудить детей к действию (Топ-топ шагали наши ножки, топ-топ шагали по дорожке - Ходьба. Долго заинька гулял, по дорожке побежал - Бег).На тематическом занятии «Мое сердце» (в основе сказка "Снегурочка") - дети играя, изучают строение и функции сердца, «оживляют» Снегурочку, согревая ее своим теплом. В этом случае преследуется цель не только развития физических и познавательных качеств, но и духовных (доброта, красота, осторожность, тепло). Для закрепления полученных знаний, умений и двигательных навыков регулярно провожу с детьми спортивные праздники, развлечения, Дни Здоровья, походы, экскурсии, где дети с удовольствием играют и двигаются. Игра и различные по содержанию виды деятельности детей на физкультурном занятии повышают его эффективность, экономят время, способствуют установлению доброжелательных отношений между детьми и педагогом, способствует формированию в сознании ребенка целостной картины окружающего мира.