Игра в воде как универсальная форма организации познания и совершенствования физических и психических качеств у ребёнка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра в воде как универсальная форма организации познания и совершенствования физических и психических качеств у ребёнка.
Автор: Машкова Валентина Борисовна

Игра в воде как универсальная форма организации познания и совершенствования физических и психических качеств у ребёнка. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней подготовленности и его целостного гармонического развития. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «От Здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Занятия плаванием в детском саду помогают разрешить одну из актуальных проблем современности – сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья детей. Значительное место в занятиях по плаванию отводится играм. Социальные эксперименты показали, что «Дети, играющие в воде и с водой, раже запаздывают в речевом развитии» (А.С. Сивиловская,1981 г.) Игры на занятиях по плаванию применяю целенаправленно с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи с изучаемым на занятиях учебным материалом. Для меня очень важно правильно подобрать наиболее эффективные методы и приемы в организации игровой деятельности на занятиях. Принимаю во внимание уровень физической и плавательной подготовленности детей, учет настроения детей, функциональные и психологические особенности детей. Игры в воде разной направленности, помогают детям легко справляться с температурными, осязательно-мышечными ощущениями, чувством давления воды, неприятными ощущениями попадания воды в глаза, нос, поддерживать интерес детей на занятиях, обогащать опыт ребенка, повышать эмоциональный уровень детей. Особенность методики проведения игровых занятий по обучению плаванию состоит в том, что между темой занятий, играми, заданиями, упражнениями, обеспечена тесная организационно-методическая, смысловая взаимосвязь. Игры и задания распределяются по степени трудности в зависимости от этапов обучения, с учетом половых и возрастных особенностей детей. При обучении плаванию использую различные пособия, игровой материал, инвентарь, который создаю своими руками - это позволяет сделать занятия интереснее, обогатить процесс обучения новыми играми. Детям очень нравиться бегать между морскими животными, нырять за ними и плавать под водой, изменять направление движения, ориентироваться под водой. Для закрепления знаний и плавательных умениях разработала дидактические игры. Для младших групп: “Плавает не плавает ”, “Где живет вода”, а старшим посложнее: “ Кто живет под водой”, “Морское царство”. Игры повышают интерес к занятиям, помогают закреплять навыки и умения, осознать выполнение упражнений. Дети, играя, легко находят выход из созданных на занятиях проблемных ситуаций. - какой вид плавания самой скоростной? - Движение, каких животных напоминают стиль «брасс»? - Как, выполняя упражнения «Медуза», «Звезда», не задеть товарища? - Как нужно выполнить вздох и выдох при плавании кролем? На первом этапе обучения использую игровые сюжетные упражнения, это вызывает у малышей желание войти в воду, поплескаться в ней, поиграть. Игры сопровождаются стихами, прибаутками, песенками. Использование на занятиях сюжетов из сказок, позволяет мне разнообразить занятия по плаванию, повысить эмоциональный фон на занятиях, моторную плотность и успешность освоения навыков плавания. Использование ярких надувных игрушек и морских обитателей, помогает решить проблему привыкания к водной среде быстро, естественно. Игры в воде успокаивают малыша, побуждают его к участию в совместной деятельности, учат передвигаться по воде, прыгать, бегать, погружаться в воду, лежать на воде, выполнять выдох в воду, снять мышечное напряжение. На следующем этапе обучения усложняются методы обучения плаванию: показ и объяснение инструктора, исправление ошибок, осознание детьми своих действий в воде. Ребенок учиться: сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать, окунаться и погружаться в воду с головой, выполнять неоднократные погружения с выдохом в воду и вдохом над водой, дрейфовать и скользить по воде без поддерживающих средств. Самое сложное на данном этапе научить ребенка перемещать центр тяжести тела и открывать глаза в воде. Я использую для этого ряд образных упражнений и игр. Такие как: «Поплавок», «Улитка», «Медуза», «Звезда», «Стрела», «Торпеда», «Винтик», «Водолазы», «Буксир», «Акробаты». Ребенок лишь тогда способен отказаться от прочной основы под ногами (дно бассейна), когда появляется уверенность, что он из любого положения сможет встать на ноги. Ребенок осваивает новое качество – подъемную силу воды. Дети пяти – шести лет максимально любознательны, поэтому в занятия включаю игры познавательно-экологической направленности. Дети узнают о необходимости защиты природных водоемов от загрязнений, о бережном отношении к воде и природным источникам, о правилах поведения на воде, о круговороте воды в природе, о пользе воды для жизни человека на земле. Главный этап - овладение плавательными движениями. На данном этапе дети обучаются технике плавания, простым поворотам, прыжкам в воду. Дети приобретают умение плавать кролем, брассом, овладевают техникой дыхания, самостоятельно выполняют упражнения, выбирают игры и организуются в коллективные игры. Праздники, соревнования и развлечения на воде в нашем детском саду служат формой активного отдыха детей. Для каждого мероприятия подбираю интересные игры, эстафеты и упражнения. Комплекс игровых методов и приемов, методических разработок позволяет констатировать положительные результаты в обучении плаванию: Дети ходят в бассейн с удовольствием, успешно овладевают знаниями и навыками плавания. Игры в воде на занятиях по плаванию сохраняют у ребенка естественную заложенную природой способность видеть мир в единстве своего многообразия. У каждого ребенка сохраняется чувство «успешности», что является необходимым условием для его развития.