Особенности адаптации учащихся 5 класса коррекционной школы в режиме предметного обучения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности адаптации учащихся 5 класса коррекционной школы в режиме предметного обучения
Автор: Акбулатова Нина Николаевна

Информационная справка педагога-психологаРезультаты школьной адаптации учащихся 1- 5 классов 2019-2020 учебный годАдаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.Высокая степень адаптации.Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.Средняя степень адаптации.Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.Низкая степень адаптации.Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстниковПризнаки успешной адаптации:
  • Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • У него появились друзья-одноклассники.
  • Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников
  • Уровень школьной адаптации 5 класса 2019-2020 учебный годЦель: Выявить уровень адаптации детей в пятом классеИспользовались следующие методики: Экспресс- методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации», Анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой); «Лесенка самооценки» В.Г.Щур, Тест «Эмоции»,Количество обследованных: 9 человекРезультат:Оценка уровня школьной мотивации (Г.Н Лусканова)Цель: Выявить уровень мотивации у детейКоличество обследованных: 9 человекЭкспресс методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»Цель: Выявить уровень тревожности у детейКоличество обследованных: 9 человек Каков уровень вашей самооценки?Цель: Выявить уровень самооценки у детейКоличество обследованных: 9человекТест «Эмоции»Цель: Выявить эмоциональное состояние детей во время занятий в школе По результатам психодиагностического исследования пятого класса было выявлено:
  • 3 учащихся с низким уровнем адаптации
  • 2 человека с низким уровнем мотивации
  • 1 учащийся с высоким уровнем тревожности
  • 0 человек с низким уровнем самооценки
  • 0 человек с отрицательным эмоциональным состоянием
  • Рекомендации:1. Всем учителям, работающим в пятом классе, осуществлять поурочное планирование с учетом возрастных особенностей детей. Помнить, что по своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из форм работы должна быть дидактическая игра.2. Осуществлять дифференцированный подход в работе с пятиклассниками. Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы, как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.3. Продумать использование информационных технологий, с тем, чтобы разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной.4. Выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их. Не забывать об оценке как факторе, стимулирующем ученика. Для пятиклассников этот фактор особенно значим.5. Проводить эффективные физ. минутки.6. Учителям - предметникам основной школы в этот период стараться не только сохранить учебные достижения начальной школы, но и повысить их. Обучать школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе учить учащихся приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.7. Учителям – предметникам считать одним из важных моментов урока создание ситуации успеха.8. Классному руководителю ориентировать внеклассную работу на развитие общеобразовательных потребностей обучающихся.Педагог-психолог: Акбулатова Н.Н. Аналитическая справка по итогам адаптации первоклассниковк новым условиям школьной жизни в 2019-2020 учебном годуСо 2 сентября по 23 октября 2019 года согласно плану работы психологической службы и проводилось изучение адаптации учащихся 1-го класса.Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий, соблюдение требований к современному уроку.Вид контроля: тематический.Технология: посещение уроков, наблюдение за учащимися, собеседование с учителем и родителями.    Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе две четверти, но некоторые дети проходят этот сложный период дольше .Условия адаптации:а) Физиологические:
  • Изменение режима дня;
  • Необходимость игры;
  • Правильная посадка;
  • Организация правильного питания;
  • Развитие двигательной активности;
  • б) Психологические:- психологический климат в семье;- формирование интереса к школе;- недопустимость физического воздействия;- предоставление самостоятельности;- учёт темперамента ребёнка;- организация контроля за учёбой;- поощрение за успехи и достижения;- моральное стимулирование;- развитие самоконтроля и объективной самооценки.В ходе проверки было выявлено, что в 1 классе обучается 17 человек, 6 человек на домашнем обучении. 3 девочки и 8 мальчиковС целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия (при этом администрация руководствовалась санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2. 1178-02)- учебные занятия проводятся в первую смену;- пятидневная учебная неделя;- продолжительность уроков 35 минут;- в середине учебного дня организована динамическая пауза, продолжительностью 40 минут;- в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:1 четверть - 2 урока, со 2 четверти – 3 урока;-все учащиеся имеют два дополнительных выходных;- дети получают горячее питание;- систематически в классах работает психолог.В результате посещения уроков было выявлено, что учитель первого класса стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но детям, имеющим статус ребенка с ОВЗ трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем учителя на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Педагоги используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учителя продумывают воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья.В кабинете, где занимаются первоклассники, соблюдаются: режим проветривания и освещённости классной комнаты. После занятий проводится влажная уборка класса. В кабинете есть  необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.С целью выяснения степени успешности адаптационного периода учащихся 1 класса было проведено наблюдение за детьми и опрос родителей: как просыпаются дети утром, проявляют ли негативное отношение к школе, как это выражается, стали ли больше уставать, спокойный ли сон, есть ли потребность в дневном сне, как изменился режим питания дома.Опрос и наблюдение показали, что желание детей посещать школу после 7 недель занятий не уменьшилось, а это значит, что адаптационный период проходит нормально.В классах ведётся большая внеурочная воспитательная работа по правилам дорожного движения, технике безопасности и охране здоровья.Выводы и рекомендации:
  • В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно - воспитательный процесс в первых классах.
  • Работа учителей на уроках строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • 3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности уч-ся.Педагог-психолог: Акбулатова Н.Н.