Рассказывание на тему из личного опыта «Зимние забавы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рассказывание на тему из личного опыта «Зимние забавы»
Автор: Мустафина Лена Ханиядовна

ХМАО-Югра г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 5 Многопрофильная
Конспект подгрупповой образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Тема: Рассказывание на тему из личного опыта
Зимние забавы
Мустафина Лена Ханиядовна, учитель-логопед
Форма организации детей: подгрупповая коррекционная логопедическая образовательная деятельность.
Цель деятельности: формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной словесной творческой деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы: Какой бывает зима? Что она нам приносит?
Цель: Обобщение и систематизация представлений о зиме и типичных зимних изменениях в природе, установление связи и взаимодействия человека с природой.
Коррекционно-образовательные задачи:
Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного восприятия.
Совершенствование грамматического строя речи, умение подбирать слова - синонимы, активизировать употребление однокоренных слов.
Подбор ярких, образных признаков.
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Формирование у детей навыки последовательного изложения высказывания.
Обогащение и активизация словаря по теме (снег – снежок - снеговик – снежинка – снежный - заснеженный; зима – зимний – зимовье – зимовать - зимушка-зима).
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие познавательной и речевой активности детей в процессе расширения представлений детей о зиме.
Развитие связной речи, умение составлять предложения и рассказы по сюжетной картине.
Развитие речевого слуха.
Развитие мышления, восприятия, творческого воображения.
Развитие тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Воспитание эмоционального отклика на красоту зимней природы.
Воспитание инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Воспитание умения выслушивать других детей, фиксировать внимание на содержании высказываний детей.
Здоровье сберегающие задачи:
Создание благоприятного психологического фона, способствовать снижению утомляемости.
Развитие речевого дыхания, формирование направленной воздушной струи.
Содержание образовательной деятельности:
1. Педагог предлагает детям рассмотреть на экране картину с зимним пейзажем.
Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина Зимнее утро.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Педагог: - О каком времени года говорится в стихотворении?
- Что изображено на картине?
- Вспомните слова, родственные слову зима.
Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
- Каким, словом, мы назовем день зимой? (Зимний.)
- Каким ласковым словом называют зиму? (Зимушка.)
- Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие.) Что делают? (Зимуют.)
- Подберите слова, родственные слову мороз (мороженое, морозит, морозный, заморозки, заморозить.)
- Мороз, что делает? (Морозит.)
- День в мороз, какой бывает? (Морозный.)
- Какое, холодное лакомство вы любите? (Мороженое.)
- Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? Ведь зимой много снега.
- Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова должны звучать, похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.)
- Подберите слова, родственные слову снег (Снежок, снежинка.)
2. Далее на экране появляется картина с пейзажем, где изображено, как дети играют зимой.
- Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.)
- Каким ещё, словом, можно назвать снежную бабу? (Снеговик.)
Родственные слова слову зима: зимний, зимушка, зимующие.
Родственные слова слову мороз: мороженое, морозит, морозный, заморозки, заморозить.
Родственные слова слову снег: снежок, снеговик, снежинки, снежный, заснеженный.
Педагог ещё раз напоминает, что слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
Педагог: - Дети, а вам нравится зима?
- Почему она вам нравится? Ведь зимой холодно, морозы студеные. Природа спит, все замело, замерзло, замерло кругом.
Дети отвечают, что им нравится зимой играть в снежки, кататься со снежной горки, лепить снеговика, кататься на лыжах.
3. Физкультминутка:
Педагог: - Что-то стало холодно, мы стали замерзать. Давайте ребята поиграем в снежки, чтобы согреться. Игра в снежки - дети имитируют игру в снежки (лепят снежные комочки и кидаются).
Педагог: - Посмотрите, ребята, какие красивые снежинки! Давайте подуем на снежинки, чтобы они взлетели высоко.
Игра Подуй на снежинку - упражнять в формировании длительной направленной воздушной струи.
4. Игра Собери картинки. На экране появляется неправильнаякартина, где все времена года перепутаны.
Педагог: - Посмотрите, ребята, художник нарисовал зимнюю картину. Что-то с этой картиной не так. Что в этой картине неправильно?
Дети объясняют, что в картине неправильно.
Педагог: - Ребята, давайте создадим правильную картину зимы.
Работа с разрезанными фрагментами картины.
5. Составление детьми предложений по сюжетным картинкам.
Педагог: - Ребята, расскажите, в какие игры можно играть зимой.
Дети выкладывают на магнитной доске сюжетные картинки из пособия Коноваленко, составляют описания сюжетных картинок.
Педагог: - Ребята, расскажите, какие вы знаете правила безопасности в играх зимой.
Дети: - Нельзя кидать снежки в лицо. Нельзя толкаться при катании с горки. Необходимо дожидаться, когда скатившиеся дети уйдут со ската. Нельзя толкаться при катании на коньках. Махаться ледянкой и т.д.
6. Педагог: - Ребята, вы познакомились с зимними явлениями природы. Зима так любима детьми не только потому, что зимой много снега, а ещё потому, что зимой дети любят зимние развлечения. Давайте расскажем друг другу, как вы играете зимой.
- Я предлагаю вам придумывать рассказ на тему Зимние забавы. Рассказ я вам предлагаю составить по плану, чтобы рассказ был полным и последовательным.
- Закройте глаза.
- Вспомните, как вы развлекаетесь зимой.
- Расскажите, какая погода была в те дни, о которых вы будете рассказывать.
- Куда вы ходили? С кем?
- Что видели интересного?
- Вспомните, как вы играли, в какие игры играли.
- Что вам особенно понравилось?
- Кто попробует первым?
Старайтесь не повторять друг друга.
Педагог делает паузы после каждого вопроса.
Дети составляют рассказ по предложенному плану.
7. Итог занятия.
Педагог: - Как хорошо и весело оказывается зимой!
Ребята, перед вами снежинки разной величины. Выберете каждый себе снежинку. Возьмите маленькую снежинку те дети, кто испытывал затруднения при выполнении заданий. Большую снежинку пусть возьмут те
дети, кому было интересно наше сказочное путешествие.
Вопрос к детям, которые выбрали большую снежинку: - Что было
для тебя интересным?
Вопрос к ребёнку, который выбрал маленькую снежинку: - Какие задания были для тебя трудными?
Педагог: - Чей рассказ вам больше всего понравился? Что в его рассказе вам больше всего понравилось?
- Да, мне тоже понравился рассказ (например, Алеши). Потому, что Алешин рассказ был полным и составлен по плану.
Похвалить каждого ребенка за составленный рассказ.
- Мне понравились все рассказы.
HYPER13PAGE HYPER15
0