«Творческие способности и одаренность»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие способности и одаренность»
Автор: Ткачева Оксана Алексеевна

ООО «Инфоурок»Дополнительная профессиональная программа(профессиональная переподготовка)Реферат по дисциплине:«Психология»По теме:«Творческие способности и одаренность»Исполнитель:Ткачева Оксана Алексеевна2020 годСодержаниеВведение
  • Общие понятия «Творческие способности» и «Одаренность»
  • . Определение понятия «творческие способности» ………………5
  • . Понятие «одаренность» и ее виды…………………………………..7
  • Способы выявление творческой одаренности
  • 2.1. Этапы выявления одаренных детей…………………………………92.2. Формы работы с одаренными детьми……………………………..11ЗаключениеВведениеТворчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.В.А. СухомлинскийЛюбой человек как субъект деятельности, который познаёт и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств, или эмоций. Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарённость заключается в способности к вербализации образов или в способности выражать их изменяя объективную действительность, т.е у писателей, поэтов, художников и др. Их отличает возможность передать другим людям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели. Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы, проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. Последний вопрос имеет сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. По-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.Цель работы: рассмотреть определения «творческие способности» и «одаренность».1. Общие понятия «Творческие способности» и «Одаренность»1.1 Определение понятия «творческие способности»Само сочетание «творческие способности», «творческая одаренность» кажутся на первый взгляд парадоксальными. Если ты способен и одарен к какой-либо деятельности, то должен добиться в ней высоких результатов. И этот результат должен характеризоваться не только и не столько количественными, сколько качественными различиями. Это чувствуют все неискушенные в психологических тонкостях. Одаренность любого художника, музыканта, конструктора, математика, философа, психолога в том и проявляется, прежде всего, что он создает нечто, отличное от того, что делают другие, отличное, прежде всего в качественном аспекте.И вместе с тем в работах по психологии настойчиво утверждается наличие творческих способностей. В частности, Дж.Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление проявляется во множестве решений на основе однозначных данных. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата. Дивергентное мышление, по утверждению Гилфорда, и является основанием творчества.С нашей точки зрения, творчество проявляется, прежде всего, не во множестве решений, а в умении человека выйти за «нормативный» способ поведения (за привычный способ деятельности, нормативный способ решения задачи). Множественность решений здесь выступает вторичным фактором. Можно предложить один способ решения (и чаще в реальной деятельности так и бывает), но он будет отличаться от принятого и будет ярким проявлением творчества. Множественность решений в тестовой ситуации – это лишь один из приемов диагностики нестандартного (творческого) мышления.Отметим, что и среди психологов многие придерживались и придерживаются той точки зрения, что творческие способности есть просто максимальное выражение способностей (Г. Айзенк, 1972; Д. Векслер, Дж. Равен, 1960; К.М. Гуревич, 1970 и др.).Гилфорд выдвинул критерии креативности, в качестве которых выступают беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Однако, как показали исследования Д.Б. Богоявленской и В.Н. Дружинина, эти показатели входят в интеллектуальный фактор, а не в фактор креативности. Исследования А.Н. Воронина показали, что фактор разработанности определяется опытом ребенка и не является фактором креативности.Остается фактор оригинальности, но многочисленные исследования также заставляют относиться к нему с осторожностью. В частности, оригинальностью мышления отличаются лица, страдающие шизофренией. А известный ученый Эдуард де Боно критерий оригинальности саркастически определил, как «крезитивный» (от англ. craze – сумасшествие)1.Рассматривая различные подходы к диагностике творческих способностей, Стернберг (1985, 1998) отмечает, что «измерительная модель творчества, основанная на оценке параметров быстроты, разносторонности, оригинальности и скрупулезности, отражает феномен творчества неадекватно».[3]Согласно инвестиционной теории, для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотиваций и окружения (среды). [1]Творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:-умение познавать все новое;-стремление к познанию;-активность и живость ума;-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;-стремление к постоянным открытиям;-умение применять на практике полученные опыт и знания;-свобода воображения;-интуиция и фантазия, в результате которых появляются соответствующие открытия и изобретения.1.2 Понятие «одаренность», ее видыВ.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)[4]Общая одаренность — интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)Общая одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В. Н. Дружинин)Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.К выделенным видам одаренности относятся следующее.·Художественная одаренностьЭтот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.·Общая интеллектуальная и академическая одаренность.Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.·Творческая одаренность.Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.Социальная одаренность.Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.2.Способы выявление творческой одаренности2.1. Этапы выявления одаренных детей На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.
  • 2.2. Формы работы с одаренными детьмиЧтобы одаренный ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. Для развития творческих способностей ребёнка, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. [6]В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.Формы:
  • подготовка презентаций;
  • создание и защита проектов по теме исследования;
  • организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • словесные игры и забавы;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные творческие задания;
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
  • разноуровневые задания,
  • творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интересаКак правило, у одаренных детей проявляются:
  • высокая продуктивность мышления;
  • легкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию;
  • высокая концентрация внимания.
  • Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. [8]При работе с одаренными детьми необходимо уметь:-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;-стимулировать познавательные способности учащихся;-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. [7]Работа с родителями одаренных детей реализуется в четырех направлениях:Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.Организация информационной среды для родителей: классные и общие родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»). Оформляются печатные консультации (буклеты, памятки, выпуск газеты "Детский городок"), оформляется страничка на интернет сайте «Развиваем способности детей» с разнообразными рубриками: «Поиграем вместе», "Разгадай ребус", в классах оформлены уголки для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадай-ка», периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших победителями разнообразных конкурсов и т.д.Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).Поддержка и поощрение родителей на уровне школы (на интернет сайте школы, класса, благодарности на общих родительских собраниях) [5]ЗаключениеОдаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. От того, насколько будут использованы возможности для развития творческих способностей, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Забота о творчески одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.Список литературы
  • Вебинар по курсу «Психолого-педагогическое образование одаренных детей». Юркевич В.С., 2014г.
  • Бабаева Ю. Д. Роль эмоционально – личностных факторов в диагностике и развитии одаренности детей и подростков// Одаренный ребенок. – 2014 - №5 – с. 30 – 46.
  • Баграмянц М.Л. О психологической подготовке педагогов к взаимодействию с одаренными детьми // Российский научный журнал. - 2009. - №1.- 0,5 п. л.
  • Баграмянц М.Л. Проблема одаренности в контексте социальной среды // Философия и общество. - 2014 . - №4. - 0,8 п. л.
  • Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
  • Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  • Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.