Дидактическая игра, как средство развития познания и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра, как средство развития познания и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Легкова Юлия Петровна

«Дидактическая игра, как средство развития познания и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара1.Виды, цели и структура дидактических игр.Дидактическая игра - это деятельность смысл и цель которой, дать детям определённые знания, умения и навыки, а также обеспечить развитее умственных способностей.  В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую цель, которую преследует педагог и игровую, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и помогали ребёнку усваивать материал.. Дидактическая игра незаменима для воспитания умственной активности. Она активизирует психические процессы и вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовольствие, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям и предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Разнообразные дидактические игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление знаний об окружающем мире. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях и в соответствии с поставленной задачей.Можно выделить следующие виды дидактических игр:
  • Игры – путешествия. Эти игры  призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В таких играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.
  • Игры-поручения. Данные игры имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и длятся не долго. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении совершить какие любо действия: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи кубики по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
  • Игры-предположения. Такой вид игр начинается со слов педагога: «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и другие варианты.
  • Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей нужного в данной ситуации предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основной составляющей таких игр является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать своё мнение. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
  • Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).
  • Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает обучающий деятель компонент. В дидактических играх в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение игрового замысла.2. Роль дидактических игр в развитии речи детей с ОНР.В развитии речи дошкольников с ОНР дидактические игры играют важную роль. Дидактическая игра является наиболее приемлимой формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и одновременно это – основной вид деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр в том, что это игры обучающие, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Таким образом, ребёнок познаёт окружающий мир, усваивает нужные знания, умения и навыки не в форме урока, а играя. Это очень важно для дошкольников с ОНР, у которых снижена познавательная активность и не сформировано произвольное внимание. Ребёнку не нужно ничего механически заучивать. Играя, ребёнок будет усваивать программный материал, развивать внимание, память, логическое мышление и при этом получать удовольствие от процесса познания. С учётом структуры дефекта детей с ОНР, развитие высших психических функций очень важно для них. В игре ребёнок становится активным участником процесса обучения. Он сам пытается рассуждать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В дошкольном возрасте непосредственно учебная ситуация ещё кажется детям скучной и неинтересной. Но если тот же самый материал подаётся в форме игры, у ребёнка появляется мотив к усвоению информации. Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании дидактических игр, логопедическая работа становится более эффективной, дети лучше усваивают программный материал, интерес к познанию окружающего мира увеличивается. Дидактические игры, направленные развитие речи детей должны основываться на следующих принципах:
  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям;
  • пособия должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
  • Требования к дидактическим играм:
  • Каждая игра должна быть стимулом для умственного развития детей.
  • В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  • Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
  • Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.);
  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
  • словесные игры (без наглядного материала).
  • В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
  • пополняется и активизируется словарь;
  • формируется правильное звукопроизношение;
  • развивается фонематический слух;
  • развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
  • 3. Дидактические игры, направленные на формирование и развитие фонематического слуха анализа и синтеза дошкольников с ОНР.Мне бы хотелось более подробно остановиться на дидактических играх, направленных на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза. Работая на логопункте ДОУ, я уделяю приоритетное внимание развитию и формированию таких компонентов речи как правильное звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез.Фонематический слух это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.  У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.Фонематический анализ – это сложная психическая деятельность, направленная на разложение слова на составляющие его фонемы. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Элементарный фонематический анализ появляется у детей спонтанно. Сложный фонематический анализ – это вычленение первого и последнего звука из слова, определение места звука в слове: начало, середина, конец слова. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове и места по отношению к другим звукам. Таким видом фонематического анализа дети овладевают в процессе специального обучения.Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Это также слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова.У дошкольников с ОНР эти процессы особенно страдают. Это тормозит развитие произносительной стороны речи, а также негативно сказывается на овладении чтением и письмом.Вот несколько примеров дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха, анализа и синтеза, проводимых мной на индивидуальных логопедических занятиях со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.1.Барабанщики.Вид игры: Игры с предметами.Цель игры: Развитие внимания к неречевым звукам. Развития чувства ритма.Оборудование: Два игрушечных барабана.Ход игры:Перед ребёнком ставится барабан. Такой же барабан у взрослого. Взрослый предлагает ребёнку поиграть вместе на барабанах. Для этого ребёнок должен внимательно прослушать, сколько раз взрослый ударит в барабан и повторить. Игра может усложняться. Ребёнок должен повторить за взрослым не просто количество ударов, а воспроизвести простой ритм. Так же получаемые звуки могут различаться по громкости.2. Большой Ух.Вид игры: Игры с предметамиЦель игры: Развитие внимания к неречевым звукам.Оборудование: Картинка с изображением героя мультфильма «Большой Ух», хорошо знакомые ребёнку предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, лист бумаги.Ход игры: Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением героя мультфильма «Большой Ух» и объясняет, что это за персонаж и почему его так зовут. Ребёнку предлагается поиграть с Большим Ухом и попытаться лучше этого героя различать на слух различные звуки. Перед ребёнком выкладываются хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, лист бумаги. Взрослый объясняет, что ребёнок должен по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Ребёнок поворачивается спиной к предметам, а взрослый издаёт звуки с помощью представленных предметов. После каждого действия, ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей. По ходу игры взрослый несколько раз, играя за Большого Уха «может или не может определить что звучало» для создания эффекта соревнования.3.Смешные колобки.Вид игры: Настольно-печатныая игра.Цель игры: Развитие фонематического восприятия гласных звуков. Закрепления понятия о гласных звуках. Закрепление умения соотносить гласный звук с соответствующим символом. Развития речевого внимания. Развитие фонематического анализа и синтеза.Предварительная работа: знакомство на предыдущих занятиях с гласными звуками А, У, О, И и соотнесение их с определёнными символами. Знакомство с понятиями «начало» и «конец» слова.Оборудование: Символы гласных звуков (Пособие изготовлено на основе символов гласных звуков, предложенных Т. А. Ткаченко). Каждый символ представляет собой кружок красного цвета с нарисованным на нём лицом. Это колобок. Положения органов артикуляции каждого колобка соответствуют артикуляции одного из гласных звуков: А, У, О, И. Картинки с изображением заблудившихся в лесу детей, ослика, плачущего малыша.Ход игры: Перед ребёнком выкладываются символы гласных звуков. Ребёнку предлагаются следующие задания:
  • «Нажимай - ка». Взрослый просит ребёнка «нажать» (дотронуться) до того символа гласного звука, который пропоёт взрослый. Игра усложняется, если взрослый закрывает рот листом бумаги.
  • «Различай – ка». Ребёнку даётся в каждую руку по одному символу гласных звуков. Например, А и У. Взрослый поочерёдно произносит эти звуки. Ребёнок, услышав звук, должен поднять соответствующий символ. Можно упростить игру и поднимать только один звук, различая его среди ряда других.
  • «Кто, что кричит». Взрослый предлагает ребёнку выложить пару из символов гласных звуков к картинкам, изображающим заблудившихся в лесу - АУ, ослика - ИА, плачущего малыша - УА. Ребёнок должен назвать, что изображено на картинке, что может кричать нарисованный персонаж, определить первый и последний звук этого маленького слова, выложить соответствующую схему.
  • 4. Весёлый поезд Вид игры: Настольно-печатная игра.Цель игры: Развитие фонематического анализа. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове. Развитие умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).Оборудование: Картинки с изображением поезда и его вагончиков, символы гласных или согласных звуков (красные и синие кружки), картинки на соответствующие звуки.Ход игры: Взрослый показывает ребёнку картинки с изображением поезда и его вагончиков. Ребёнок вместе со взрослым определяют где первый вагончик, где последний вагончик, где средний вагончик. Затем взрослый говорит: «Давай представим, что поезд это слово. Слова мы говорим по частям, только быстро. У слова есть начало, середина и конец, как у поезда. В слове живут разные звуки». Затем даются задания в соответствии с этапом коррекционной работы:
  • Определить первый звук в слове и положить на первый вагончик соответствующий символ.
  • Определить последний звук в слове и положить соответствующий символ.
  • Определить место звука в слове и положить на нужное место в поезде символ звука.
  • «Расселить» картинки по разным вагонам в соответствии с местом определённого звука в слове.
  • 5. Звуковой светофор.Вид игры: Настольно-печатная игра.Цель игры: Развитие фонематического анализа. Закрепление умения выделять первый и последний звук в слове.Оборудование: Картинка с изображением светофора. Символы гласных и согласных звуков (красные кружки с изображением соответствующей артикуляции звука; синие кружки с наклеенной картинкой, обозначающий звучание определённого согласного звука: молоток – Т, ветер – С, гусь – Ш, каблучок – Ц, чайник – Ч, щётка – Щ, жук – Ж, комар – З, пароход – Л, тигр – Р). Чаще берутся звуки, которые чаще всего нарушаются у детей. Набор картинок, изображения которых начинаются или заканчиваются на заданный звук. Картонные фигурки машинок.Ход игры: Перед ребёнком кладётся картинка с изображением светофора. Ребёнок вместе со взрослым вспоминают, что такое светофор, как он работает и зачем он нужен. Взрослый говорит, что наш светофор не простой, а звуковой. Вместо сигналов светофора на нём «загораются» символы разных звуков. (На светофор выкладывается нужный символ.) Когда «загорается» символ, ребёнок должен выбрать картинки, начинающиеся или заканчивающийся на звук, который обозначен символом на светофоре и выложить их рядом со светофором. Каждая картинка прикреплена на картонную фигурку машинки. Затем «загорается» символ другого звука и «едут» другие картинки на машинках.6. РазведчикиВид игры: Настольно-печатная игра.Цель игры: Развитие фонематического анализа и синтеза. Закрепление умения соотносить звук с символом, называть все звуки в слове по порядку.Оборудование: Набор символов гласных и согласных звуков (красные и синие кружки), набор картинок, изображающих предметы, состоящие из трёх – четырёх звуков.Ход игры: Взрослый рассказывает ребёнку, кто такие разведчики и чем они занимаются. Взрослый говорит, что чтобы враги не знали, о чём хотят сказать друг другу разведчики, нужно зашифровывать слова. Разведчики договариваются, что означает их тайный шифр, и враги уже их понять не могут. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в разведчиков и попробовать разгадать зашифрованные слова. Взрослый выкладывает перед ребёнком схему слова, составленную с помощью символов гласных и согласных звуков. Рядом кладутся несколько картинок. Ребёнок должен определить схему какого из предложенных слов выложил взрослый. Слова должны состоять из трёх – четырёх звуков и отличаться по структуре. Например: лук, крот, вата. Затем нужно назвать все звуки в слове по порядку. Другой вариант игры состоит в том, что ребёнок должен сам зашифровать одно и предложенных слов, а взрослый угадать.4. Список использованных информационных источников:
  • 5. Список использованной литературы:
  • Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
  • Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
  • Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
  • Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – СанктПетербург: Детство – пресс, 2015.
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
  • Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
  • Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.