Современные подходы к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Автор: Терешкова Светлана Викторовна

Современные подходы к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Образовательная программа ‬ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий, форм аттестации), которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ФЗ-273 гл.1, ст.2. п.9 Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 617-р от 01.03.2017 ©Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованиюª Дополнительные общеобразовательные программы: Общеразвивающие Предпрофессиональные ФЗ-273 гл.10, ст.75 .п.2 Методические комментарии… 2011г. ©СПб ГДТЮª + ©Закон об образовании в РФª 2012г. 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание 5.Методическое обеспечение 6.Список литературы Приложение 1.Календарный учебный график 2.Рабочая программа Методические рекомендации… 2017г. 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 3.Учебный план 4.Календарный учебный график 5.Рабочая программа 6.Оценочные и методические материалы Титульный лист наименование образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, индивидуального предпринимателя, осуществляющих реализацию образовательной программы гриф утверждения программы в соответствии с Уставом образовательной организации (или иными локальными документами) название программы срок ее реализации возраст обучающихся ФИО и должность разработчика(ов) программы Направленность Адресат программы Актуальность Новизна (если есть) Отличительные особенности данной ДОП от уже существующих (если есть) Цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные) Условия реализации программы условия набора, продолжительность образовательного процесса, этапы, модули, формы организации деятельности, формы занятий, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, особенности организации образовательного процесса Планируемые результаты пол, возраст детей, участвующих в освоении программы; степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области; наличие базовых знаний по определенным предметам; наличие специальных способностей в данной предметной области; наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы; физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний) и т.п. отвечает потребностям современных детей и их родителей ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка соответствует социальному заказу общества анализ социальных проблем материалы научных исследований анализ педагогического опыта анализ детского и родительского спроса современные требования модернизации системы образования потенциал образовательного учреждения и т.п. новое решение проблем дополнительного образования новые педагогические технологии и методики преподавания нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и пр. характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие Отличительные особенности (если есть) конкретный, характеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который возможно достичь к четко определенному моменту времени;  к чему стремятся, что хотят достигнуть Должна отражать современные тенденции развития дополнительного образования формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся выявление, развитие и поддержку талантливых и одаренных детей подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса профессиональное самоопределение учащихся формирование и развитие творческих способностей учащихся ◦создание условий развития ребенка в целом; ◦развитие определенных способностей ребенка; ◦формирование личности, владеющей определенными навыками; ◦формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами различных направлений развития личности ребенка, способного к творчеству, самовыражению через овладение основами мастерства различных направлений дополнительного образования; ◦социализацию ребѐнка в обществе. Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности Воспитательные - (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы) формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. Развивающие - (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие) развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Обучающие - (что узнает воспитанник, освоив программу, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.) развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. ключевое слово - глагол другое… оказать, отработать, приобщить, познакомить, обучить, способствовать, сформировать, поддержать, воспитать, расширить, углубить и др. оказание, отработка, приобщение, знакомство, обучение, способствование, формирование, поддержание, воспитание, расширение, углубление и др. условия набора и формирования групп возможность и условия зачисления в группы 2-го и последующих годов обучения продолжительность образовательного процесса (объем и срок реализации) этапы, модули формы организации деятельности формы занятий особенности организации образовательного процесса кадровое обеспечение материально-техническое оснащение Организационно-педагогические условия реализации программы Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная групповая коллективная индивидуальная Занятия могут проводиться: со всем составом объединения в малых группах индивидуально в соответствии с программой указывается конкретно в каких случаях ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ лабораторная работа лекция семинар тестирование познавательная игра деловая/ролевая игра проблемное беседа практическая работа конференция занятие-игра экскурсия тренинг репетиция самостоятельная работа соревнование (спорт) турпоход экспедиция отчет зачет контрольная работа экзамен выставка концерт праздник спектакль Занятия, основанные на межпредметных связях Занятия-соревнования Занятия, основанные на методах общественной практики Занятия на основе нетрадиционной организации учебного процесса Занятия -творчество Проектные занятия Занятия, основанные на имитации общественной деятельности Занятия на основе нетрадиционного управления образовательным процессом НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Цель Задачи Планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные 14.01.2020 Задачи программы Планируемые результаты УУД Воспитательные Личностные Личностные Развивающие Метапредметные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Обучающие Предметные Предметные результаты Освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные /предметные компетенции , опыт решения проблем, опыт творческой деятельности ______________________________________ 1. Теоретическая подготовка ребенка: • Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) • Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка: • Практические умения и навыки, предусмотренные программой • Владение специальным оборудованием и оснащением • Творческие навыки Метапредметные результаты ФГОС освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Общеучебные умения и навыки ребенка: • Учебно-интеллектуальные умения • Учебно-коммуникативные умения • Учебно-организационные умения и навыки А.В.Хуторской Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования Личностные результаты сформировавшиеся в образовательном процессе: •качества личности •система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам •результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение) № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 3 2 1 2 30 16 14 3 18 6 12 4 18 4 14 5 Контрольные и итоговые занятия 3 0 3 Итого 72 28 44 Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Всего учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 10 сентября 25 мая 36 72 72 2 раза в неделю по 1 часу 2 год С указанием продолжительности учебного часа в соответствии с СанПин Оценочные и методические материалы должны содержать основные составляющие УМК: педагогические методики и технологии дидактические материалы информационные источники, используемые при реализации программы систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности развития обучающихся обучения объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности воспитания уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии Промежуточный контроль ‬ проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе ‬ проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива ‬ изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе Беседа Опрос Наблюдение Прослушивание на репетициях Праздничные мероприятия Выставки Фестивали Концерты Экзамены Зачеты Конкурсы Соревнования Открытые и итоговые занятия Диагностика Анализ мероприятий Диагностические игры Анкетирование Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности Анализ приобретенных навыков общения Анализ выполнения программ Самооценка учащихся Взаимоаттестация Взаимообучение детей Грамоты Дипломы Готовые работы Учет готовых работ Журнал Оценки Дневники Анкеты Тестирование Протоколы диагностик Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись Фото Устно Отзывы (детей и родителей) Маршрутные листы Статьи в прессе Аналитические справки Методические разработки Портфолио Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты Концерты Экзамены Отчеты Переводные, итоговые занятие Открытые занятия Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих работ Технологии, приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал: •раздаточный материал (карточки, схемы, задачи …) •разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. •рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов •лекционные материалы •методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.  Электронные образовательные ресурсы  Информационные источники ◦Списки литературы ◦Интернет-источники Список литературы для педагогов Список литературы для детей и родителей Образец: 1.Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. ‬ М.: ЦГЛ, 2003. 2. Юркевич П.С., Ясенев Г.Я. Подвижные игры. - СПб.: Прогресс, 2007. Интернет-источники Информационные источники Включает:  Задачи и планируемые результаты каждого года обучения  Содержание и особенности каждого года обучения (раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей)  Календарно-тематическое планирование (на каждую учебную группу) Рабочая программа Положение о Рабочей программе разрабатывается и утверждается каждой образовательной организацией самостоятельно 1. Вводное занятие Теория Цели и задачи первого года обучения. Материалы и инструменты художника. Правила охраны труда и техники безопасности при работе с инструментами и материалами художника (краски, лаки, восковые мелки, кисти, карандаши, ножницы, мольберт, кнопки, палитра и пр.). Практика Игры на знакомство с детьми. Практическая работа по организации рабочего места юного художника. 2. 3. 4. 5. Контрольные и итоговые занятия Практика Самостоятельная работа - пейзаж на свободную тему (акварель). Выставка итоговых работ. 2.7. Объем и сроки освоения программы, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 ©Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детейª (далее - СапПиН) 4. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения по форме согласно приложению 5: Порядок создания и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации и на основании локального акта учреждения, в котором будет реализована программа