"Народный танец как средство патриотического воспитания"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народный танец как средство патриотического воспитания"
Автор: Парешнева Анна Александровна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения по средствам русского народного танца. В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для детей и многое другое. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и нашей родины в целом. А ведь детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. За последнее время в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, можно сказать и самодеятельные коллективы, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания. Задача педагога хореографа - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и на их основе развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Воспитывать уважение к своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Формировать у детей миропонимание, используя средства устного народного творчества, образы народной культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, музыкальный слух, творческую деятельность по освоению элементов русской народной танцевальной народной культуры. Патриотическое воспитание в хореографии включает в себя восприятие русской народной музыки и движений в характере русского народного танца. Я считаю важным моментом в определении детьми характера музыкального сопровождения и выполнение движений пляски под предлагаемую музыку. Уже на начальном этапе обучения дети без труда могут определить на слух вальс, польку, марш или же пляску и выполнить движения в соответствии с музыкой. Для русского народного танца характерны движения: притопы, присядки, хлопушки, ковырялочка, различные виды шагов, припадание, мяч, гармошка, елочка. Своих детей, знакомить с русским народным танцем я начинаю с поклона. В танце можно использовать различные атрибуты платочек, ложки, трещотки, включать в творческую деятельность игру на воображаемых инструментах – гармошка, дудочка, балалайка и т. д. Рисунок русского народного танца широк и многогранен: «круг», «воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель», «змейка», «восьмерка», «улитка», «улица», «прочес», «звездочка», «ручеек». Что как не русская пляска может раскрыть удаль, размах, силу, виртуозность, ловкость и характер русского человека. Как говорится в народных поговорках: «Ногам работа - душе праздник», «Плясать - душу открывать». Парные пляски возникли и развились из очень древних свадебных обрядов Руси. В русском народном танце мы прославляем русского человека за его удаль, и его мягкость, за его стать, и его гордость, за его любовь к Родине, и его благородство. Разнообразен и виртуозен русский народный танец: это лирический хоровод или шуточная кадриль, задорная пляска или серьезная сюита прославляющая тружеников сельского хозяйства, перепляс, парный, сюжетный, стилизованный, мужской, девичий или сольный танец. Большое внимание необходимо отводить непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песен, просмотр концертов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Фольклор - традиция изустная, погружения ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми. Педагогика творчества - одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль мы отводим игре. Когда во время танца дети изображают бабочек, птичек, зверушек, цветы, деревья, дождик, то этим самым мы воспитываем в них любовь к природе, к нашей родной Земле. Привить любовь детей к русскому танцу, русской музыке, (частушкам и песням), русской культуре, привить любовь к нашей Родине - это наша первоочередная задача, и мы не вправе растерять нашу историю и наше наследие. И если мы будем говорить о русской музыке и о русском танце, танцевать русские танцы, петь русские песни, то только в этом случае мы сохраним русские традиции и передадим их детям, а значит и укрепим любовь к нашей великой стране, к нашей любимой Родине.