Читать книги-это модно
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Читать книги-это модно
Автор: Пилецкая Юлия Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Золотой ключик» г.Певек» ПРОЕКТЧИТАТЬ КНИГИ – ЭТО МОДНОВоспитатель: Пилецкая Юлия Сергеевна2019 годДети, которые читают,станут взрослыми, которые думают. авторТема: «Читать книги – это модно» Вид проекта: Исследовательски – творческий.Продолжительность: Средней продолжительности (3 мес)Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники группы №4, библиотекарь.Введение: Книга – замечательный источник знаний для взрослых и детей. Когда ребёнок берёт книгу в руки, то непроизвольно её открывает. Загадочный и неизвестный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа – все так и манит заглянуть в мир книги, проникнуть в её тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с её героями в путешествие. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необычными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый зачастую не задумывается о его происхождении и забывает рассказывать ребёнку о самом главном: об истории создания книг, о не лёгком пути, который был ею пройден перед тем, как попасть на полки. Данное познавательное содержание легло в основу проекта «____________». Актуальность: В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2007 году принята «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ на 2007 – 2020 годы». Это первая программа, реализация которой должна помочь изменить отношение к книжной и читательской культуре.В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении, особенно это затрагивает детей, которые вместо чтения книг, предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерных игры. И именно сами родители чаще всего являются тому причиной, когда вручают ребёнку мобильный телефон, чтобы занять его внимание. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся своей непосредственностью, эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге. Чтение художественной литературы занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Приобщая ребёнка к чтению, мы открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Забота о детском чтении – это забота о будущем России, её интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. Проблема:Почему возникла идея проекта «Читать книги – это модно»? В нашей группе есть традиции. Одна из них - проведение акции юных волонтёров. В рамках этой акции старшие дошкольники устраивают «Дни добрых дел»: помогают детям и воспитателям младших групп навести порядок в игровых уголках, помочь малышам убрать игрушки на прогулке или сделать коллективную уборку в группе. Во время одного из таких дней мы обратили внимание, что малыши не умеют обращаться с книгой (часто ее можно было найти на полу, книгу могли бросить, нарисовать что – то в книге или порвать её). Мы с ребятами решили дать книгам вторую жизнь, забрали в свою группу и организовали книжную мастерскую. В процессе ремонта книг у детей возникли вопросы «Почему книги быстро рвутся?», «Откуда берутся книги? Кто их делает?». Многие ребята сказали, что у них дома много книг, но им книги читают редко. Таким образом, обозначилась проблема - снижен читательский интерес у взрослых и детей, утеряны традиции семейного чтения. Ситуацию можно было разрешить введением в образовательный процесс проектной деятельности, в ходе которой дети получили бы ответы на свои вопросы. Так возникла идея проекта «Читать – это модно!»? Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей через интересные формы работы со всеми участниками проекта «Читать – это модно!».Задачи: развивать коммуникативные навыки детей;активизация внимания родителей к значению важности роли книги в процессе воспитания; расширение кругозора;привлечь родителей совместной с детьми продуктивной деятельности;приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения;взаимодействие с детской библиотекой;воспитывать у дошкольников бережное отношение к книге.Ожидаемые результаты:У детей:Систематизируются знания о книгах, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей;Возрастет интерес к разным видам книг;Овладеют навыками обращения с книгой, культурой будущего читателя.У родителей:Возрастёт интерес к традициям семейного чтения;Пополнится домашняя библиотека детской художественной литературой;Повысится компетентность в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;У педагога:Обогатится содержание образовательной деятельности;Установятся и укрепятся партнерские взаимоотношения с родителями;Теоретическое обоснование.На Руси в дворянских семьях традицией были литературные вечера с чтением вслух. Не многие современные семьи могут похвастаться такой традицией. К сожалению, причиной того, что книги пылятся на полках, часто является не только нехватка времени у родителей, но и отсутствием желания. Современные родители стремятся обеспечить ребёнка всем тем, чего сами они и не имели в детстве, начиная от игр и игрушек, заканчивая посещением модных кружков или секций. Благие намерения наполнить жизнь ребёнка занимательными делами приводит к его перегрузке. При всём этом сами родители редко уделяют время для совместного времяпрепровождения с книгой. Отсутствие родительского примера способствует тому, что дошкольники теряют ко всему интерес и прежде всего, интерес к книге. При этом одним из главных факторов, стимулирующих интерес ребёнка к чтению, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная библиотека. Регулярное совместное чтение способствует развитию речи ребёнка, внимания, памяти, воображения образного и логического мышления, обогащению словарного запаса, жизненного и нравственного опыта, а так же формированию таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о том, что прочли. Чтение – это своего рода полезная привычка. Читая книги ежедневно, родители смогут сформировать у ребёнка эту привычку на всю жизнь.Реализация проекта:Вывод: Подводя итог, можно говорить об эффективности проведённой работы:Число родителей, заинтересовавшихся проблемой, интереса к чтению дошкольника, и принявших участие в её решении, увеличилось в два раза. Проект помог пробудить воспитанников интерес к книге, способствовал развитию у детей познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности, умение применять полученные знания в играх и творческой деятельности. Дети знают и выполняют правила общения с книгами, они получили элементарные представления о том. Как зародилась и как изготавливается книга, какую ценность для познания она имеет. Для маленького читателя проводниками становятся родители и воспитатели. Особое значение для будущего читателя имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.Новизна: Использование интересных, интерактивных форм работы с дошкольниками и семьёй: интерактивные выставки, акции, маршруты выходного дня, литературные гостиные.Перспектива: в дальнейшем я планирую продолжить свою педагогическую работу на основе сохранения традиций семейного чтения. И я надеюсь, что интерес к чтению книги будет только расти. Научить дошкольника понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.Приложение№1Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению.Уважаемые родители!Для того чтобы определить, насколько Ваш ребёнок приобщён к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим ответить на вопросы данной анкеты 1. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать? ______________________________________________________.2. Читает ли ваш ребёнок детские книги самостоятельно?___да; ___нет.3. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребёнок?___да; ___нет.4. Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?___несколько книжных полок; ___книжный шкаф; ___стеллажи с книгами;другое_____________________________________________________ .5. Есть ли у вашего ребёнка книжная полка или уголок с книгами?___да;___нет.6. Часто ли вы читаете ребёнку книги?___каждый день;___каждый день перед сном;___когда попросит;___иногда.7. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребёнка?____________________________________________________________.8. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребёнку произведений:_____________________________________________.9. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном?___да;___нет;___иногда.10. Может ли ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги?___да;___нет;___не знаю.11. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребёнок?__________________________________________________________.12. Может ли ваш ребёнок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?___да;___нет;___не знаю.13. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?___________________________________________________________.14. Рассматриваете ли вы с ребёнком работы, представленные на выставке в коридорах дошкольной организации?___да, там содержится много материала , для беседы с ребёнком;___да, иногда;___на это совсем нет времени;___нет никогда.Спасибо за внимание!Анкета для детей 5-6 летФамилия , имя ребенка______________________________________Пол_______________________________________________________Возраст___________________________________________________ Ты любишь, когда тебе читают книги________________________ Как часто это происходит?_________________________________Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали?____________________Какие у тебя любимые книги?______________________________Какие сказки тебе нравится? Назови свои любимые сказки:__________________________________________________Какие мультфильмы ты любишь смотреть? Назови свои любимые мультфильмы:_____________________________________Кто тебе дома читает книги?________________________________У вас есть дома библиотека?_______________________________ Тебе нравиться, когда воспитатель читает книги в детском саду?___________________________________________________Тебе родители покупают книги?__________________________Как т думаешь, важно ли уметь читать книги ? Почему?_________________________________________________Какие газеты и журнал выписывают тебе родители?_______________________________________________Посещаешь ли ты со своими родителями городскую детскую библиотеку?_____________________________________________Хотел бы т в подарок на день рождение (Новый год) получитьКнигу?____________________________________________________Твои родители читают дома книги ?______________________Приложение № 2Беседа с детьми: «Много книжек хороших непохожих»Задачи:Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.Закреплять правила культурного обращения с книгами.Ход беседыВоспитатель- Ребята, отгадайте загадку:Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются.(На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).— Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)— Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.— Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).— Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой?(дети называют и демонстрируют основные правила)— Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).— Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.(Ставим сборники сказок на одну из полок)-А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно). Какие рассказы вы знаете? Кто автор этих рассказов.А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов.— Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся.— Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.Приложение №3Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного отношения к книге.Для игры необходимо: оформление игровой зоны книжного уголка, выставка книг, формуляры, новые книги, телефон, каталог-указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка, фартук, колпак для доктора.Действующие лица:1. воспитатель (заведующая)2. библиотекари3. читатели4. продавец магазина5. «книжкин доктор»Ход игры:Воспитатель: — Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.Воспитатель: Я заведующая библиотекой. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:Если книгу написал,Значит ты писатель,Если книгу прочитал,Значит ты …(Читатель)— Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели?(отв. дет.)-Кто хочет быть читателем?(дети сами распределяют роли)— Кто желает быть в игре библиотекарем?(дети предлагают)— Какие отделы есть в библиотеке?(Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская). Дети распределяют роли разных отделах.-Займите свои места.— Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.-Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина).Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?Ответ: водитель, шофёр.(дети договариваются о ролях)Дети начинают игру, выбирают книги.— Катя, тебе понравилась эта книга?— Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).— Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)— Вы знаете правило пользования книгами?(отв.детей)— В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладочки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскую доктора). В библиотеке вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.Звонит телефон. Продавец склада(магазина):- Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.Воспитатель: — Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?Шофёр-курьер: Через час.Воспитатель заходит в читальный зал:- Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.Дети продолжают игру.Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге.На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.Приложение№4 НОД : Ознакомление с окружающим миром: «Откуда пришла книги».Цель: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать бережное отношение к книге.Предварительная работа:Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг.Чтение загадок, пословиц о книгах.Материал:Иллюстрации с изображением старинных книг,иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка, выставка разных книг.Ход занятия.Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?Говорит она беззвучно,Но понятно и не скучноТы беседуй чаще с ней –Будешь вчетверо умней!(Книга).Правильно, это – книга.Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.Обратить внимание детей на выставку современных книг.— Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).— Из чего делают книги? (из бумаги).— Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).— А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).-Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» — гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по-своему, другой иначе.Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Учёные находят надписи на камне, на скалах. (Показать иллюстрацию). Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например, на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.— Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей). Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию). Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Показать иллюстрацию). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.— Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?— А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.— Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.Итог занятия:Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.Тема: «Книжкина больница».Цель: формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.Задачи:Показать как можно «лечить» книгу.Развивать формы сотрудничества друг с другом.Развивать эмоциональную отзывчивость.Словарная работа:Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Закреплять название частей тела петуха, цвета.Материал:Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.Приложение № 5Консультации для родителейПриложение №6Экскурсия в библиотеку.Цель: познакомить детей с понятием «библиотека», «детская библиотека»; познакомить детей с устройством библиотеки (хранилище книг, читальный зал, зал приёма посетителей); рассказать , как проводится запись в библиотеку; познакомить детей с собранием данной библиотеки (книги, журналы); найти вместе с детьми на полках книги известных детских писателей; прочесть детям то произведение, которое они хотят услышать.Для проведения экскурсии привлечь родителей.Мероприятия, проведённые с детьми и родителями.ТезаурусАкция- Буккроссинг (bookcrossing) – книговоротИнновация - нововведение (от ленинского «novatio» , что означает «обновление») - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции.Пальчиковая гимнастика «Мартышки и книжки»Две проказницы мартышки Полистать любили книжкиПотрясти их , полизатьИ как будто почитать.Ловко принялись за дело (руками показать очки) И очки они надели, (две ладошки поднести к лицу)Вдруг подальше отвели. (ладошки отвести от лица)Ничего в очках не видно.И мартышкам так обидно. (вытираем слёзки руками)