Значение личностно-ориентированного подхода в активизации творческих способностей учащихся.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение личностно-ориентированного подхода в активизации творческих способностей учащихся.
Автор: Тимерханова Минсылыу Талгатовна
Значение личностно-ориентированного подхода
в активизации творческих способностей учащихся.
Тимерханова М.Т.,учитель начальных классов
филиала МБОУ СОШ с.Уфимский НОШ с.Новопетровское
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные отметки? Однако всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему позволяет технология личностно-ориентированного обучения, так как именно она обеспечивает всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создает необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Главной задачей учителя, желающего добиться результативности в своей работе, является развитие творческих способностей учащихся, ибо именно творческая деятельность помогает личности самореализовываться и развиваться. В.А.Сухомлинский писал: Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта на осуществление активной деятельности, это способ для выработки активной жизненной позиции. Без творческой деятельности личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные и эстетические отношения в коллективе. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит человеческого общения через поколения и века.
Cспособности усвоения знаний у всех учащихся разные. На уроке одна из трудностей обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить вниманием всех учащихся, нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать?
Как построить учебный процесс?
Чему я хочу научить своих учеников?
Как побудить школьников к активному, осознанному усвоению знаний, к формированию высокой и устойчивой мотивации к обучению математике?
Каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы, ищет эффективные методы и средства организации образовательного процесса в собственной практике и в опыте своих коллег.
Для активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся мы реализуем личностно ориентированный подход на уроках .
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:
- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
- творческое мышление;
- способность находить и выражать оригинальные идеи;
- изобретательские порывы и богатое воображение;
- интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;
- гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.
Чтобы развить у учащихся эти умения необходимо учить их умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, планировать и проводить экспериментальную работу, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать их в виде статей или рефератов.
Используя личностно ориентированный подход в обучении, целесообразно применять следующие технологии:
технология дифференцированного обучения,
технология модульного обучения,
технология проектного обучения,
технология коллективного способа обучения,
технология интегрированного урока,
информационно-коммуникационные технологии,
игровая технология
адаптивная система обучения.
В личностно ориентированном обучении предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку, стремление педагога видеть перспективы развития личностного его потенциала;
умение максимально стимулировать развитие ребенка;
отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию;
опора на интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию;
создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
создание ситуации выбора на уроке;
Воспитание у учащихся умения планировать и самоконтролировать результаты своей работы
создание ситуации успеха у школьников.
Изменяется и тип взаимодействия учитель-ученик:
от командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Такая совокупность действий педагога, направлена на стимулирование и желания ребенка использовать на уроках ранее приобретенные знания, умения и навыки, что в свою очередь является развитием познавательного интереса.
Для поддержания мотивации учебной деятельности необходимо учитывать следующие методические подходы:
изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика,
учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
введение системы творческих заданий,
использование педагогами таких речевых оборотов, как: “У вас обязательно получится..”, “Тебе особенно удалось это объяснение”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Использование вышеуказанных речевых оборотов положительно сказывается на эмоциональном настрое, на работе учащихся в течение всего урока.
Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы так же способствует формированию интереса к учению:
работа в паре ученик-ученик во время проведения самоконтроля и самооценки;
групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
межгрупповое взаимодействие при обобщении материала;
индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу, творческих работ и проектной деятельности.
Создание на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога, полилога, позволяют ученику выразить себя и проявить инициативу.
Ориентирование педагога только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и низкого уровня. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у школьника.
Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Такие задание можно оформить наглядно, проводить уроки – презентации, которые позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках, но и способствовать развитию интереса и творческих способностей учащихся.
Этап изучения нового материала.
На этом этапе необходимо создать проблемную ситуацию на уроке, заинтересовать ребят поиском решения той или иной проблемы, привлечь ребят к проектной деятельности, к самостоятельному составлению конспектов и выбору информации по правилам, составлению научной картотеки. Всё это способствует развитию логического мышления и получению глубоких, прочных и, главное, осознанных знаний по изучаемой теме. Важным и значимым становятся жизненные математические сведения. Задачи практического содержания решаются и воспринимаются учащимися лучше.
Этап применения знаний и закрепление изученного материала.
Необходимо использовать дифференцированный подход, предложить учащимся карточки разного уровня сложности, позволяющие ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала, пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности:
К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
К II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.
К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к ПРЕДМЕТУ.
Этап проверки знаний.
Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, необходимо определить, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определить требования к освоению учащимися изучаемой темы.
При задании на дом указывать не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставить право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показывать слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.
Необходимо в конце урока обсуждение с детьми не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
Вывод. Личностно ориентированный подход – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы обучения. Личностно ориентированный подход способствует развитию интеллектуальной деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей, обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики необходимо создать субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся.
Уфимский район, с.Зубово,
ул.С.Михалкова, д.12
Саттаров Артур Рифкатович
Саттарова Анна Александровна
Уважаемая Анна Александровна!
МОБУ СОШ с. Зубово на Ваше письменное заявление, полученное от 29.10.2018 года для выяснения обстоятельств, происходящее от 20.10.2018 года перечень проделанной работы прилагается.
Директор Г.Г. Даутова