Роль умений наблюдать, сравнивать и анализировать в развитии учащихся начальной школы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль умений наблюдать, сравнивать и анализировать в развитии учащихся начальной школы
Автор: Бутыло Лиана Юрьевна

Роль умений наблюдать, сравнивать и анализировать в развитии учащихся начальной школы”Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленнымВ настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи  с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.Психолог И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".            Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью. Различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Психологами установлено, что свойства психики  человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном  возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Интеллектуальное развитие личности — фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком. Эти слова актуальны и в наши дни. С какой же ответственностью должен подходить педагог к организации и выбору содержания школьного образования, чтобы, не форсируя, обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка. Как известно, успешное решение задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. Значит, и акцент школьного образования должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе. Умения (сравнение, обобщение, классификация и другие) – важнейший компонент мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Учебные умения предполагают использование ранее полученного опыта, определенных знаний. Знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качество умений определяется характером и содержанием знаний о предполагаемом действии. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний. Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого-нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, только сходных с данным. В месте с тем умение совершенствуется по мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность пользования разными навыками для достижения одной ми той же цели в зависимости от условий действия. При высоком развитии умения действие может выполняться в разнообразных вариациях, каждая из которых обеспечивает успех действия в данных конкретных условиях. Образование умений представляет собой сложный процесс аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в ходе которого создаются и закрепляются ассоциации между заданием, необходимыми для его выполнения знаниями и применением знаний на практике. Повторные действия укрепляют эти ассоциации, а вариации заданий делают их все более точными. Таким образом формируются черты и признаки умений: гибкость, т.е. способность рационально действовать в различных ситуациях, стойкость, т.е. сохранение точности и темпа, несмотря на некоторые побочные влияния, прочность (умение не утрачивается в тот период, когда оно практически не применятся), максимальная приближенность к реальным условиям и задачам. В процессе обучения дети используют некоторые познавательные операции и часто не знают, с какими умственными действиями они связаны. Умение сравнивать изучаемые предметы и явления относится к логическим и является сложным, интегративным умением, состоящим из более простых. Оно включает в себя анализ, сравнение, обобщение, выделение главного и др. Сравнение как логическое действие может быть определено как процесс мысли, представляющий собой единство логических операций качественного отождествления и количественного различения. «Сравнению могут подвергаться объекты различной природы. «Сравнивать можно чуть ли не все на свете», – заметил по этому поводу И.М. Сеченов. Сравнение способствует наглядности потому, что в результате его вскрываются общие закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений и тех явлений, которые школьники не могут видеть, в результате того, что сравнение указывает на подобие, существующее между близкими, наблюдаемыми объектами и объектами незнакомыми, описываемыми только словесно. Сравнение способствует сознательному и прочному усвоению знаний. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач Парацельс, живший в эпоху Возрождения, сравнивал мир с , великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников. Наблюдение - это один из основных методов сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков. Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Умение анализировать информацию – залог успеха в современном обществе. Сегодня практически ни одна интеллектуальная деятельность не обходится без необходимости что-то сравнивать между собой, обобщать, общаться с другими людьми, слушать их речи, наблюдать за тем, как они себя ведут. Двадцать первый век – это время не только информационных технологий, но и психологии. Наука так стремительно развивается и набирает популярность, что только ленивый не хочет узнать себя лучше, разобраться в причинах внутренних конфликтов, найти истоки противоречий. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Поэтому для  полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Для развития осмысленного восприятия были использованы задания на сравнение. Детям предлагались парные картинки, имеющие незначительные отличия. Задачей детей было - обнаружить эти отличия. Эффективными заданиями были те, в которых надо определить, что не дорисовано. Детям показывались рисунки знакомых им предметов с отсутствующей деталью и спрашивалось, чего в предметах не хватает. Примеры заданий: табурет без одной ножки, слон без одного бивня, собака без одной лапы и т. п. Большой популярностью у детей пользуется игра "Подбери узор". Детям демонстрируются "коврики", имеющие разные узоры с "дырками" различной конфигурации. Задача учащихся - подобрать соответствующую заплатку.Особое значение формированию устойчивости внимания, определяемой длительностью сохранения его концентрации, распределению, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Для этого используются  упражнения "переплетенные линии", всевозможные "корректурные пробы", т. е. вычеркивание из таблицы какого-либо одного или нескольких указанных символов.Основным направлением в развитии памяти младших школьников - формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Для развития ассоциативной памяти у детей используем такие упражнения, как:а) запоминание слов с помощью картинок;б) запоминание слов путем составления рассказа;Формирование воображения у учащихся мы осуществляем с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации, например:1) задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если...;2) задания на формирование невербальной фантазии (создание нового объекта: животного, механизма и т. п.);3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.);4) задания на развитие зрительного воображения: а) задания на завершение незаконченного рисунка; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления. Для развития наглядно-действенного мышления мы широко используем: - традиционные виды деятельности детей: рисование, лепку, конструирование;- упражнения «переставь карточку»,  разработанные А.З. Заком;- игры Б.Н. Никитина: "сложи узор", "собери квадрат", "уникум", "точечки", "кирпичики";- дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино и др.Для развития наглядно-образного мышления используем такие упражнения: "лишний предмет", "раздели на группы", "нелепицы" и др. Основу этих упражнений составляют картинки, рассматривая которые ребенок должен выполнить предлагаемое задание.Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. Развитие словесно-логического мышления предполагает формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и др. Для развития операций сравнения мы используем задачи, где надо сравнить сходные предметы (муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко и т. п.) и назвать признаки сходства и различия.Формирование операций обобщения, выделения главного осуществляю с помощью упражнений:а) "найди лишнее слово";б) назвать слова, относящиеся к какому-либо родовому понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т.п.);в) дать определение понятию (велосипед, кнопка, гвоздь, самолет и т.п.);г) подбери синонимы (антонимы) и др.Для развития операций анализа и синтеза широко используются анаграммы, заполнения пропусков букв в словах, а также такие упражнения, в которых надо выполнить анализ между понятиями. Например, песня - композитор = самолет - ? При этом возможны варианты выбора ответа:а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) летчик, д) истребитель.Также, развивая логическое мышление, используем такие игровые задания, как,  например: «Составь загадку», «Составь рассказ».Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показывают, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам, которые в свою очередь способствуют развитию у них творческой активности. Творческая активность во многом определяет успех учебной деятельности, так как высокий уровень творческой активности способствует стремлению обучающегося к достижению положительного результата и побуждает его применять ранее полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях.Правильная организация учебно-познавательной деятельности при восприятии, осмыслении и воспроизведении нового материала будет развивать все когнитивные процессы обучающихся. Прежде всего, большое стимулирующее значение в процессе развития интеллектуальных способностей имеют содержание познавательной деятельности и, что ещё важнее, формы и методы её организации.Необходимо, чтобы в процессе обучения было обеспечено возникновение положительных эмоций. В этом случае глубокие внутренние переживания личности подключаются к когнитивным процессам (внимания, памяти, запоминания, осмысления) и делают более эффективным процесс развития интеллектуальных способностей. \