"Организация работы над словами с удвоенной согласной на этапе, предшествующем предъявлению нового материала"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация работы над словами с удвоенной согласной на этапе, предшествующем предъявлению нового материала"
Автор: Жукова Наталья Ивановна

Организация работы над словами с удвоенной согласной на этапе, предшествующем предъявлению нового материалаЖукова Н.И., учитель русского языка и литературыМБОУ Школы № 163 г.о. СамараОдной из причин, затрудняющих усвоение «словарных» слов, является то, что работа над словарными словами с удвоенными согласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.При знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.Главной задачей первого этапа является пробуждение у учащихся интереса к слову, правописание которого ему надо будет запомнить. На этапе, предшествующем предъявлению нового слова, предполагается проведение многоплановой работы. В настоящее время используются следующие способы:а) чтение загадки и отгадывание ее учащимися;б) прослушивание аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;б) рассматривание предметной картинки (из набора '"карманный словарь");г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Хорошо известные упражнения, которые используются в практике учителями, можно разнообразить и другими упражнениями.В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная, произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово - пассажир):Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова. АССАКакое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово «КАССА». Начали с прямоугольника который выделен меньше, чем другие. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны».По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:_ _ _ _ _ _ _КА ОП ЛП ОА НР НА АТ- Какие это слова? Как вы их нашли? Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами колонна и аппарат. Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых черточки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых черточки стоят внизу». С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова.Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя:«Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано с помощью чисел.Слово: 1-5-13-14-9-9-10-5-14-12-13.Каждому числу соответствует определенная буква:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 А Г К О Р УФ Ь Л Е Д С Т И В - Какое это слово?» (Искомое слово артиллерист)Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр»:Ключ к нему: 2-9, 4-6, 2-9, 2-9, 3-7, 5-8, 3-9. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово жужжать).В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания: 1) объясните значение следующих слов, составьте с ними словосочетания. В случае затруднений обратитесь к «Словарю иностранных слов».Аккомодация, аккорд, аллегро, аккредитовать, аккультурация, аннулировать, ассигнация, иллюзия, пассивный, апелляция.2) от следующих глаголов образуйте имена существительные, подчеркните у них удвоенные согласные.Аккумулировать, дискуссировать, плиссировать, ассистировать, комментировать, программировать, иммигрировать.В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: ба(л/лл)ада, ко(л/лл)онка, а(к/кк)умулятор, ре(с/сс)ора, адре(с/сс), обо(ж/жж)енный, кла(сс/с)ик, де(с/сс)ерт, ко(м/мм)ентарий, о(п/пп)онент. Соедините первые буквы слов, в которых есть непроверяемое написание удвоенной согласной, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово барокко).В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова (игра «Отгадай слово»).Задание 1. Первая буква искомого слова является первой согласной корня в слове разбег.Задание 2. Вторая буква является чередующейся гласной в корне слова равнина.Задание 3. Третьей буквой будет согласная третьего слога в слове солома.Задание 4. Четвертая буква является суффиксом слова пошла.Задание 5. Пятая буква ‒ это окончание в слове молоко.Задание 6. Шестая буква – удвоенная согласная в слове гуманный.(Искомое слово баллон) (См. приложение №3)Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь также возможны разные варианты.Пример задания на использование знаний по математике: «Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них:Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы». (Время предъявления 50-60 с, после чего фигуры и буквы убираются.) Затем учитель показывает те же самые геометрические фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово. Порядок показа фигур: прямоугольник, треугольник, квадрат, ромб, шестиугольник, шестиугольник, овал. (Искомое слово новелла). Задание на использование знаний по изобразительному искусству. На доске изображаются квадраты разных цветов: Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово с непроверяемым написанием. (Искомое слово иллюзия). Использованиеприемов данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. Сначала педагог предлагает такого типа задания: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:Стройка ‒ инженер Университет ‒ преподаватель Съемочная площадка ‒Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?» Примерный ответ: «В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе ‒ связанную с ним основную профессию».Таким образом, овладение учителем такого рода приемами и использование их на первом этапе работы со словом дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно ‒ орфографической работы в целом на уроке русского языка.