"Азбука безопасности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Азбука безопасности"
Автор: Бондарева Оксана Викторовна

Тема проекта: «Азбука безопасности»Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил дорожного движения, пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и в лесу. Задачи: * Создать картотеку дидактических игр по ПДД.* Учить детей видеть дорожные знаки и соблюдать правила на дороге.* Привлечение внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.* Воспитывать в детях грамотного пешехода.* Уточнить и систематизировать знания детей о поведении в быту, на улице и природе, при общении с незнакомыми людьми* Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обиходаУчастники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.Тип проекта:познавательно-творческий.Сроки реализации: с 30.09.2019г. по 23.12.2019 г.ПроблемаПроблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Актуальность.Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир, дороги.По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Азбука безопасности».Ожидаемый результат: Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; Создана предметно-развивающая среда в группе для организации деятельности детей по формированию навыков правильного поведения на дороге; Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулок, игры; Повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.Продукт проектной деятельности: Акция «Безопасный Новый год!»I этап организационный: Подбор методической, справочной литературы по теме проекта.Разработка тематического плана по теме «Азбука безопасности»II этапреализационный Работа по тематическому плану.Взаимодействие с родителями по плануIII этапитоговый Этапы проекта «Азбука безопасности»Используемая литература:
  • Г. П. Шалаева «Мои друзья – дорожные знаки»
  • О .Л. Князева. Р. Б. Стеркина «Безопасность на улицах и дорогах»
  • В. Р. Воронина «Внимание: ребенок на дороге»
  • Л.Т.Алексеева «Добрая дорога детства»
  • 3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  • Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»«Детство-пресс», 2008
  • Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
  • В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.
  • Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  • Работа с родителями:Консультации для родителей по Правилам дорожного движения"Родители, будьте осмотрительнее!"Цель:формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.Задачи:• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения. • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.Как часто я вижу, когда родители, держа за руку свое чадо, спешат, бегут через дорогу, нарушая Правила дорожного движения.Они не потрудились объяснить ребенку, как правильно вести себя на улице, забыв об ответственности за каждый свой неверный шаг.А дети, копируя поведение своих мам и пап, попадают в опасные ситуации.Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.• Переходите улицу строго под прямым углом.• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.Памятка для родителей.Пожарная безопасность для детейУважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с детьми о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Но главное: научите детей избегать потенциальную опасность. Например, опасность ПОЖАРА. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:- Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит);- Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара);- Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем);- Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы);- Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112);- Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания);- Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар);- Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни);В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:- Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.- Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.- Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.- Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.- При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.- Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.- Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.Беседы с детьми:«Как себя вести в группе»Цель: воспитывать у детей правила поведения  и общения в помещении детского сада           (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам           безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.Материал: сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ- кукла (или медвежонок).Ход беседы:1.Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны  в группу.  Обыграть ситуации:*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;*затем спотыкается об брошенную игрушку;*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы  с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.-03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя,  а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать  сюжетную картину.2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д.  Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего  и других людей!*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.  Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.  Если не можешь достать, попроси воспитателя!*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать     причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.  Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!«Дежурство по столовой»Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.Материал: д/и: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом». Можно использовать значки- символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.Ход беседы:1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным обьяснением правил безопасности.2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)-Мы дежурные сегодня.Будем няне помогать,Аккуратно и красивоВсе столы сервировать.-Мы тарелки всем поставимВилки, ложки и ножи.Не спеши, как класть, подумай,А потом уж разложи.-От тарелки справа нож,Ложка рядышком лежит,Нож от ложки отвернулся,На тарелочку глядит.-Ну а слева от тарелкиНужно вилку положить.Когда станем есть второе,Будет с вилкой нож дружить.3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:-Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;-Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;-Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;-Нож  и вилку неси острием вниз;-Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;-Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;-Не балуйся и не играй с ножом и вилкой. акрывая столы, не отвлекайся;-Не мешайте дежурным накрывать столы; - не бегайте, когда накрывают столы.«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;           знать границы своего участка;          напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.Материал: ИллюстрацииХод беседы:Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и  рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают.  Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.2. Проигрывание ситуаций:Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.3.Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?   5.Запомнить ПРАВИЛА:- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть  доброжелательным и  вежливым.-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.-Не играть с острыми предметами.-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.  Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и    травмироваться.-Не кидаться  песком, землей, снегом.-Не подходить к собакам и кошкам.-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.-Не ломать деревья, кусты.-Не махаться руками на насекомых,  не ловить и не убивать их.-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас. «Трудовая деятельность»Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов  во время проведения трудовой деятельности(лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментамиХод беседы: 1.Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете.  Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.- Для чего нужен?  -Когда невозможно обойтись без этого предмета?  -Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию? -Как  правильно им  пользоваться?2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.4. Повторить с детьми ПРАВИЛА: - Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;-Не размахивай и не тычь в лицо другим;-Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди-Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);-После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;-Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;-Не толкайся, не отбирай у других;-Не бегай с опасными предметами;-Делай свою работу спокойно,  не  отвлекаясь! «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учитьсогласовывать свои действия с действиями партнера.Ход беседы:1.Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).2.Беседа- Почему у ребят не получилась игра?-Что им можно посоветовать?-Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?-Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.Первое правило:-Говорите  по- очереди, не перебивая друг друга!-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?Тогда второе правило:-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;-Считайся с мнением друзей!Третье правило: - Делись игрушками, не жадничай!Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!Пятое правило: Никогда не толкайся  и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!Беседа с детьми «Где можно играть?»Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.Словарь: опасность, дисциплина.Ход беседы: Правил дорожныхНа свете немало.Все бы их выучитьНам не мешало,Но основное изПравил движенияЗнать, как таблицуДолжны умножения.На мостовой – не играть,Не кататься,Если здоровым ты хочешь остаться!Игровое упражнение «Самокат»Самокат! Самокат!Самокат, очень рад!Сам качу, сам качуСамокат, куда хочу! (одну ногу дети сгибают в колене слегка пружиня, другой ногой они имитируют движения отталкивания, как при езде на самокате, при этом нога как бы скользит, но не касается пола).Воспитатель напоминает ребятам, что играть на мостовой очень опасно. Кататься на коньках нужно только на катках; на лыжах и санках - в парках, в скверах, на стадионах; на велосипеде и самокатах – только в специально отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на самокатах на улице строго запрошен. Играть следует на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги – это мешает пешеходам и движению транспорта.Физкультминутка «Автомобили»: Едем, едем, долго едем,Очень длинен этот путь.Скоро до Москвы доедем,Там мы сможем отдохнуть. (ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делается движение вперед- назад). (Звучит песня, «Играть на дороге опасно», сл. В. Мурзина; муз. С. Миролюбова).Подвижная игра «Пешеходы и автомобили»Дети делятся на две – группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с картинкой вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам даются таблички – «ребенок»«пешеход». Команда «Движение!» для тех. у кого табличка с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички скартинками «автомобиль»«мотоцикл» и т. д. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организовывают уличное движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается.Задание и вопросы:1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?3. Почему нельзя играть на мостовой?4. Расскажи где можно играть?5. Расскажи, где нельзя играть и почему?Беседа с детьми «О правилах дорожного движения»Цель:-учить детей правильно называть элементы дороги;-познакомить с правилом движения по обочине дороги;-закреплять знания о знакомых правилах дорожного движенияНаглядные пособия:Светофор, макет проезжей части дороги, три сигнала светофора для игры «Светофор», плакаты с изображением различных ситуаций на дорогахХод беседы:ВоспитательПрибежала зайчихаИ закричала: - Ай, ай!Мой зайчик попал под трамвай!Мой зайчик, мой мальчикПопал под трамвай!И ему перерезало ножкиИ теперь он больной и хромой,Маленький заинька мой!Ребята, как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай? (Нарушил правила.). Да, конечно, он нарушил правила дорожного движения – играл на трамвайных путях или перебегал рельсы перед близко ехавшим трамваем. А чтобы не случилось такой беды, нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами об этом поговорим.Правила дорожного движения должны знать все без исключения.Кем становится человек на улице? (Пешеходом.)На какие части делится улица?Как называется та часть дороги, по которой ездят автомобили?А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?Ребята, а как быть пешеходам, когда рядом с проезжей частью нет тротуара? Где в таком случае нужно идти пешеходам?Правильно, в том случае, когда рядом с проезжей частью нет тротуара, можно идти по краю проезжей части, который называется обочиной. Обочина – это край проезжей части. Я пойду по обочине, но как правильно по ней идти, чтобы машины меня не сбили, - по обочине навстречу движущимся машинам или по ходу их движения?Выставляется макет с изображением проезжей части и движущимися машинами.Воспитатель.  Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно идти, чтобы не сбила машина? Посмотрите, если я иду по обочине навстречу движущимся машинам, то хорошо вижу машину, и водитель машины видит меня, а если я иду по обочине, по ходу движения машин, то машину за своей спиной я не вижу, но водитель меня видит. Мне неудобно, а самое главное, опасно для жизни – чуть-чуть оступишься и можешь попасть под машину.Как же безопаснее идти по обочине? (ответы детей)Правильно, по обочине дороги нужно идти навстречу движущимся машинам. А кто помогает нам перейти проезжую часть?Стоп, машина! Стоп, мотор!Тормози скорей, шофер!Внимание, глядит в упорНа вас трехглазый светофор –Зеленый, желтый, красный глазОн каждому дает приказ.Подвижная игра «Светофор»На красный цвет – дети спокойно стоят.На желтый цвет – хлопают в ладоши.На зеленый цвет – дети маршируют.Воспитатель:Правила движения!Знать должныВсе без исключенияЗнать должны зверюшки:Барсуки и хрюшки,Зайцы и тигрятаПони и котята!В. ГоловкоСейчас мы с вами будем юными инспекторами по соблюдению правил дорожного движения. Проверим, как наши друзья-животные выполняют правила дорожного движения на улицах города.Выставляет карточки с изображением разных ситуаций на дороге.Воспитатель.  Посмотрите и расскажите, как выполняют правила дорожного движения животные.Дети по очереди рассказывают об изображенных на карточках ситуациях.Беседа с детьми «Мой друг-светофор»Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.  Воспитатель: Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам грузовые автомобили, автобусы, быстро едут легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим правилам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на дорогах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. В некоторых населённых пунктах нет тратуара, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну.Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Нам помогает переходить дорогу наш друг — светофор. Светофор не простой, а специальный для пешеходов, у него горит только два света красный и зелёный.Красный свет — сигнал опасный. Стой на месте! Загорится друг зелёный — ты шагай с ним весело!Такие светофоры находятся есть не везде иногда рядом с пешеходным переходом стоит большой светофор его можно назвать «автомобильным», так как водители ориентируются на его свет чтобы не получилось аварии. Сколько у такого светофора «глаз»?(три глаза).Правильно ребята! Только правила для пешеходов отличаются от правил для водителей.Красный свет - сигнал наш друг ты не стой на месте!- говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит «Внимание смотри по сторонам! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». А зеленый говорит«Пешеходам путь закрыт! Наберись терпения всем на удивления!».А когда нет светофоров рядом с пешеходным переходам, а перейти через дорогу нужно. Прежде чем ступить на проезжую часть дороги посмотри влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо.Воспитатель«Правила дорожного движения» строгий. Они не прощают, если пешеход идет по дороге, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но правила дорог еще и очень добрые: они охраняет от страшного несчастья, берегут жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, нужно выполнять основные правила поведения:-Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.-Не играйте на улице близко к дороге. --Не катайтесь на санках, роликовых коньках, велосипедах по дороге.Воспитатель: Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.2. Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет пешеходного светофора. Или на красный, когда нет пешеходного светофора.3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди«Осторожно – электроприборы!»Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.Приходит Буратино.Здравствуйте, ребята! Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся!Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют)Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках.Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.А кто знает, что такое пожар? А что может стать причиной пожара?Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. А что будет, если не выключить утюг или телевизор?Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару! Ой, спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались. Мне пора. До скорой встречи!«Пожар в квартире»Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.Приходит Буратино.Здравствуйте ребята! Я пришёл поговорить с вами о пожаре. Скажите, почему может возникнуть в квартире пожар? Правильно, забыли выключить электроприборы, неисправная электропроводка, незатушенная сигарета, детские шалости со спичками, зажигалкой.Ребята, что надо делать, если возник пожар?Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?Правильно, надо вызывать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 01. Запомните этот номер. Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?Самое главное, не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.Надо запомнить правила поведения при пожаре:
  • Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.
  • Не тушите водой включённые в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.
  • Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное – побыстрее покиньте горящую квартиру!
  • Ребята, вы запомнили все эти правила?Тогда молодцы! Пойду скорее другим ребятам расскажу! До скорой встречи!Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»Цель: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.Приходит Буратино.Здравствуйте, ребята! Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару?Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что всё было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.Однажды я наблюдал такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от неё трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горящая спичка упадёт на кучу промасленных тряпок, то беды не миновать!Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!»Кстати, а почему так говорится? Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.Вот послушайте, что мне один мальчик рассказал:Я спичек коробок нашёлИ высыпал его на стол,Хотел устроить фейерверк –Всё полыхнуло, свет померк!Не помню больше ничего!Лишь пламя жжёт меня всего…Я слышу крики, шум воды…Как много от огня беды!Меня спасти едва успели,А вот квартиру не сумели.Теперь в больнице я лежу,И боль едва переношу.Хочу напомнить всем, друзья:Играть со спичками нельзя!!!Вот до чего доводят спички! Вы запомнили ребята? Ну, мне пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»Цель: Познакомить детей с работой пожарников.Приходит Буратино.Здравствуйте, ребята! Я тут услышал стихотворение, послушайте:С дымом мешается облако пыли.Мчатся пожарные автомобили,Щёлкают звонко, тревожно свистят,Медные каски рядами блестят.Миг – и рассыпались медные каски.Лестницы выросли быстро, как в сказке.Люди в брезенте – один за другим –Лезут по лестницам в пламя и дым…Про что и про кого это стихотворение? Верно! Про пожарников и пожарные машины.В чём состоит работа пожарных? Да, тушат пожар. Но пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не строят дома, заводы. На пожарную безопасность проверяют магазины, школы, детские сады. А ещё пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивных залах, чтобы во время пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.А как одеты пожарные? Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! А вот если увидели огонь или почувствовали дым, что надо сделать? Правильно! Набрать по телефону номер 01 и вызвать бригаду пожарных. А на чём передвигаются пожарные по городу? Да, на специально оснащённых пожарных машинах. А как выглядит пожарная машина? Да, она ярко-красного цвета с лестницей со шлагами. (Показывает картинку) Вот посмотрите, какая она. А чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащийся в огнетушителях.Вот молодцы ребята! Много знаете про пожарников. Пойду-ка я расскажу всё это своему другу. До скорой встречи!«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»Цель: Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.Приходит Буратино с искусственной ёлкой.Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я с собой принёс?А давайте выясним, какие бывают ёлки? Да, натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с песком и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батарей. Как вы думаете почему? Правильно! От батарей идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет свои зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают посреди комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы. Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет на пол иголки. Впервые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она горит плохо. Но когда высохнет, может стать причиной пожара. Искусственная ёлка, если загорится, выделяет ядовитый дым, которым можно отравиться. Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Прежде чем её устанавливать, с пола нужно убрать ковёр. Ведь если искра попадёт на ковёр, он может загореться.Ребята, а можно ёлку ставить возле дверей? Почему? Правильно, двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти другое помещение.Прежде чем украсить ёлку электрическими гирляндами, что надо сделать? Правильно, проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли проводка, исправна ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? Конечно, нет! На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легко воспламеняющийся материал. Во время праздника можно возле ёлки зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки? Почему? Где это лучше делать? Правильно, на улице подальше от жилых помещений! Бывают случаи, что горящий кусок хлопушки или петарды залетает на балкон. Если там хранятся старые вещи, они могут загореться и стать причиной пожара.Запомните, что детям нельзя оставаться одним в зале или комнате, где стоит новогодняя ёлка! Какой у нас интересный разговор получился. Мне пора, ребята! До скорой встречи! Пойду ёлку наряжать!Дидактические игры:"Игра — дело серьезное"Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.Материал:Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.Ход игры.Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку."Источники опасности"Цель: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.                                                                                      Игровые   правила:Выбрать   предметы,   которые   могут   быть   источником  опасности.Игровое действие:Поиск и название предметов.Ход игры.Детям раздаются игровые карточки с изображением  различных  предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:-Что может быть источником пожара?-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения."Знаешь ли ты?"Цель: Закрепить знания о телефонах служб спасения.Игровые правила:Выполнять действия, соответствующие изображению.        Игровые действия:Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.Ход игры.В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:-Красный крест  -  назвать телефон скорой помощи;-Дом  - назвать домашний адрес;-Милиционер  - назвать телефон милиции;-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;-Рука  - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;-Телефон  - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым."На прогулке"Цель: Закреплять  знания  детей  о  правильном  общении, поведении с животными.Материал:Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.Игровые правила:На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.Ход игры.Воспитатель  предлагает детям  ответить,  как  бы  они  поступили  в  разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.-На дороге я повстречал собаку. Можно,  нельзя  (дети показывают карточку) -На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя."Что, где, когда?"Цель: Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.Игровые правила:Ответить на вопрос игровых персонажей.Ход игры.Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.Если   будет   неправильный   ответ,    то    обязательно    воспитатель   говорит правильный.Письмо 1:Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.              (Змей Горыныч).Ответ:Если сам горишь, беда,И даже если голова.Хватай одеяло, пальто, покрывалоИ залезай с головою туда.Ну а если есть вода,Это просто красота.                  Водой смело обливайся,Лей побольше, не стесняйся.И тогда огонь погаснет.Это всем ребятам ясно.Письмо 2:Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.(Волк).Ответ:Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!Письмо 3:По тропинке прыгал зайчик,И поранил сильно пальчик.Оказался перелом.Как же быть ему потом?          (Зайчик).Ответ:Перелом, перелом,Шины ищем мы потом.Две накладываем шины.Если шины рядом нет,То берём линеечку,Или просто реечку.По размеру отломили,Аккуратно приложили,Бинтом перемотали,Врача вызывали.Письмо 4:Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?            (Семеро козлят).Ответ:Звонят или постучалиТы к дверям не подбегай.Сразу дверь не открывай.Ты в глазок посмотри,Кто пришёл, определи.Если кто-то незнакомый,Ни за что не открывай.                                                                                                                Письмо 5:Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?  (Красная Шапочка).Ответ:Знайте, в городе всегда заблудиться можно.И поэтому ведите себя очень осторожно.К чужим дядям, к чужим тётямВы не подходите.Только милиционеру свой адрес сообщите.Письмо 6:Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.        (Незнайка).Ответ:Правила движения знайте наизусть!Красный свет — дороги нет!Жёлтый — будь внимателен!На зелёный свет иди —Все дороги впереди."Буриме"Цель: Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.Ход игры.Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.Пожар мы быстро победим,Коль позвоним по...(«01»).Если стал гореть забор,Доставай скорей...(топор).Если всё в дыму у нас,Надевай...(противогаз).У пожарных не напрасноЦвет машины ярко...(красный)Наш брандспойт был очень старыйИ не мог тушить...(пожары).Мчалась лестница всё выше,Поднялась до самой...(крыши)Вдоль по улице, как птица,На пожар машина...(мчится). На пожаре ждет беда,Если кончилась...(вода).Чтоб огонь нам одолеть,Надо вовремя…(успеть).                                      Ох, опасные сестрички,Эти маленькие…(спички).        Знать обязан каждый-житель,          Где висит...(огнетушитель).                 При пожаре не зевай,Огонь водою...(заливай).Деревянные сестричкиВ коробочке. Это...(спички). Коль не тратишь время даром,Быстро справишься с...(пожаром)."Соедини по точкам"Цель: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.                                                                                                          Материал:карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита). Игровые действия:соединить точки, раскрасить  и рассказать, чем опасен данный предмет.Подвижные игрыИгра-эстафета "Пожарные"Разделить детей на две команды.1.   Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.2.  Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.3.   Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.А теперь, в заключение нашей эстафеты, мы с вами закрепим"Правила пожарной безопасности":1. Не играть со спичками.2. Без взрослых не пользоваться электроприборами.3. Не разводить без взрослых костры на улицах.4. Не зажигать на ёлках свечи.5. Не пользоваться неисправными электроприборами.А также необходимо знать "Правила поведения при пожаре":1. Заметили пожар, надо звонить 01.2. Не бояться поставить в известность взрослых, и они вам помогут.3. Не пытаться прятаться в шкафы и под кровати.4. Попробовать затушить своими силами: песком, водой.5.  При возгорании электробытовых приборов водой огонь не тушить, попробовать сбить пламя плотным одеялом.6.  Если не удаётся погасить пламя, нужно выйти из помещения, плотнозакрыв дверь и ждать пожарных."Храбрые пожарные"Дети сидят на скамейках .— дежурят в помещении пожарной охраны.По сигналу "Тревога" — быстро встают, строятся четвёрками (двое впереди, двое сзади), берутся за руки, изображая машины, и бегут- (едут на пожар). По сигналу "Приехали" — дети останавливаются и перестраиваются полукругом, а по сигналу"Работу начинай" — как бы качают насосом воду."Топорами балки рушим" — воспитатель, произнося эти слова, показывает, какие движения руками нужно делать. Дети повторяют эти упражнения несколько раз."Из брандспойтов пламя тушим!" — все делают повороты вправо и влево, направляя руки в ту же сторону."Тёмным облаком густым, вслед за нами вьётся дым", — говорит воспитатель, все, подражая его движениям, поднимают руки вверх и разводят их в стороны, как бы отгоняя дым.Воспитатель продолжает:"А огонь всё выше, выше, полезай скорей на крышу!" — все влезают на гимнастическую скамейку, переходят от одного звена к другому или перелезают с одной стороны на другую, затем спускаются вниз."Все пожарные, назад!" — говорит Воспитатель. Дети снова становятся четвёрками и бегут."Едут тише, не спешат!" — дети, замедляя бег, затем идут шагом и останавливаются.Воспитатель заканчивает:"Поработали недаром, славно справились ..."Дети  произносят хором:"... с пожаром!".