Применение приемов мнемотехники в коррекционной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение приемов мнемотехники в коррекционной школе
Автор: Маркова Валентина Афанасьевна

МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова", Педагогический проект «Применение приемов мнемотехники в коррекционной школе» Маркова В.А., воспитатель пришкольного интерната 2018 Паспорт проектной работыНазвание проекта«Приемы мнемотехники в коррекционной школе»Руководитель проектаМаркова В.А.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проектуразвитие речи, русский и родной языкиВозраст учащихсяначальные классыТип проекта : творческий, практико-ориентированныйСроки работы над проектом:сентябрь – ноябрь 2014 годаАктуальность проекта: Дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточно развитый активный словарь, не выходящий за рамки обиходно-бытового уровня. Они с трудом запоминают учебный материал, не могут самостоятельно пересказать прочитанное. Низкий уровень вербальной памяти не способствует развитию у них желания что-то узнать и прочитать самостоятельно, поделиться приобретенными знаниями с другими детьми. Для того, чтобы выработать у детей с ЗПР стойкую мотивацию к приобретению новых знаний об окружающем нас мире, необходимо использовать активные формы работы, которые могут увлечь, заинтересовать детей и дать им возможность проявить себя.Решаемые задачи: 1. формирование представления о возможностях мнемотехники 2. обучение детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста; воспроизводить диалог, заучивать стихи 3.активизация внимания и памяти детей, развитие логического мышления Ожидаемые результаты: -у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;-словарный запас выходит на более высокий уровень;-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиториейЭтапы реализации проекта : Подготовительный (сентябрь) Внедренческий (октябрь) Заключительный (ноябрь)Подготовительный (Сентябрь) 1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей2.Подбор  и создание дидактических пособий ( мнемодорожекмнемотаблиц, коллажей, )Внедренческий (октябрь)1.Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, при пересказе, при составлении рассказов.2.Мастер-классы3.Открытые занятияЗаключительный  (ноябрь)Обобщение и распространение полученных результатовВозможность внедрения проекта: Предлагаемый материал может быть использован на коррекционных занятиях по развитию лексико–грамматических категорий и обучению детей 6-10 лет связной речи в следующих видах образовательной деятельности:-рассказывание по сюжетной картине- рассказывание по серии картин-составление описательного рассказа-пересказ текста, сказки-заучивание стихотворных текстов Описание применения приёмов мнемотехники 1.Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Опора на визуальный образ при пересказе рассказа или сказки, облегчает и ускоряет про-цесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.2.В коррекционных школах есть дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов является социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать.Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. С такими детьми применяется запоминание информации с помощью пиктограмм. Пиктограммы — простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым. Использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки 3.Мнемотехника является эффективным приёмом, помогающим запомнить правила в русском языке. Рассмотрим несколько примеров. Первая картинка служит для определения спряжения глаголов. Здесь мы тоже используем «пальчиковую» мнемотехнику: если обвести часть среднего и указательного пальцев, то получается буква И, два пальца обозначают что глагол относится ко второму спряжению. Тут нужно вспомнить правило образования спряжений глаголатобы узнать спряжение глагола, надо поставить его в неопределённую форму. Если глагол оканчивается на -ить - 2 спряжение, если оканчивается по-другому -это глагол 1 спряжения. Второе правило: правописание слов с разделительным Ъ. Посмотрим на разъяснение этого рисунка. Башня похожа на твердый знак Ъ и стоит на подставке, напоминающей условное обозначение приставки,- это «подсказывает связь Ъ и приставки и ёжики, подсказывающие буквы, перед которыми ставится Ъ. Фраза для запоминания- «Ъ всегда рад гостям, как ёж с яблоком и ежиха в юбке». А теперь вспомним правило: разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е в следующих случаях: после приставок, оканчивающихся на согласный. Например:1. В словах с приставками: безъядерный, въявь, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть2. В словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский , субъект,3. В сложных словах: после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный .В результате:- у детей возрастает познавательная активность, что способствует развитию интереса к предмету, повышению успеваемости,   детей расширился  и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи. Литература1. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Методические рекомендации по обучению рациональным приемам обработки информации на логопедических занятиях с учащимися младших классов коррекционных школ.  - 2.Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету -