Ситуации успеха на занятиях в начальной школе. Как создать?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ситуации успеха на занятиях в начальной школе. Как создать?
Автор: Свирида Ирина Николаевна
Ситуации успеха на занятиях в начальной школе. Как создать?Свирида И.Н., учитель начальной школы Формула создания ситуации успеха на уроке: вызов чувств, вдохновение, вера в успех , интерес к учению. Что же такое успех? Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех - это горючее, своего рода пусковой механизм саморазвития школьника. Ситуация — это то, что способен организовать учитель. Ожидание успеха- стремление ребёнка заслужить одобрение, утвердить своё «Я».Приемов много. Я расскажу о наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике. Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов: • придаёт занятию эмоциональную окрашенность; • психологически облегчает процесс усвоения; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор; • повышается производительность труда учителя.Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Игры – миниатюры, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ.Прием «Эмоциональные поглаживания».«Молодец», «ребята, я горжусь вами» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много. К оценочному листу добавляю жетон со словами: если «4 и 5» - «Я горжусь собой!» Если оценка ниже- « У меня всё получится, и я буду гордиться собой!» Призыв! Приём. «Анонсирование». Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения». Прием «Даю шанс». При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет. О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе». Прием «Умышленная ошибка».Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.Прием «Внесение мотива».Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.Прием «Персональная исключительность».- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.- «Даша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?» - «Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. - «Дима, только тебе я могу доверить выполнить это задание: найди в интернете и скачай к уроку фильм «Хатико». Важно усилие ребенка в предстоящей деятельности. Прием «Высокая оценка детали».- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция. После проверки говорю: «Ты правильно выполнил задание со словом -олимпиада, но особенно тебе удалось задание со словом -Греция».Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …» Прием «Мобилизация активности детей». Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам не терпится начать работу…»,«Так хочется поскорее увидеть…» Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это: ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи. Портфолио – это как достояние и ребенка, и семьи, и класса. Всё это формирует чувство любви и гордости за семью и класс. Эта та бесценная история человека, которая и определяет его стержень. Подобное портфолио позволяет ребенку составить представление о своей личности, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться своим успехам, проанализировать неудачи. В начальной школе портфолио выглядит в виде папок. Столько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их (показать портфолио ученика, класса и семьи). В конце учебного года проводится конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год. Для каждого ребенка в классе учитель должен найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, пение, рисование, театр, танцы и т.п. В классах у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. В нашей школе мы отбираем важные события года и проводим «Образовательные события». Например: в год культуры обычаи и традиции народов России, в начальной школе в группе продлённого дня провели праздник «Масленица». В этом учебном году с интересом для детей проходят рождественские благотворительные ярмарки поделок своими руками, средства от которых идут в фонд помощи животным. Участвуют учащиеся разных возрастов по интересам. Одна группа рисует, другая танцует, третья поет, четвертая ставит представление, пятая оформляет мероприятие, шестая несет информационную задачу. Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации успеха ребенка в школе?Активно применяю метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе.Успешно использую метод «Право выбора содержания, методов и форм обучения». Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе. В заключении хочется отметить. Ситуация успеха - длительный и кропотливый процесс. Но игра стоит свеч. Ведь успех в учёбе - завтрашний успех в жизни! Коллеги, помогите мне завершить нашу встречу своими педагогическими находками. Закончите предложения:- Начиная урок, я произношу слова… - Ученик не работает на уроке. Я ему говорю… - Перед контрольной работой (диктантом) обычно я говорю… Помните! Основная парадигма в работе учителя - дать каждому ребенку шанс проявить себя.