Проект системы мероприятий по формированию гражданской идентичности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект системы мероприятий по формированию гражданской идентичности.
Автор: Хмырова Елена Юрьевна

Проект системы мероприятий по формированию гражданской идентичности. Одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. Гражданская идентичность  – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности. Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией», — сказал глава государства В.В. Путин. Пристальное внимание к проблеме формирования гражданской идентичности в настоящее время связано с несколькими причинами. Это глобализация и расширение межличностных и межгрупповых контактов, неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей. В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества. Социальный мир стал динамичным, информатизированным. Все процессы в мире отражаются на изменении ценностей. Они, прежде всего, затрагивают ценности личности, семьи, взаимоотношений между народами, странами. Начало XXI века характеризуется обострением геополитических интересов между странами. Человеческая цивилизация испытывает новые угрозы. Все эти причины актуализируют формирование гражданской идентичности. У российских граждан до сих пор еще не сложилась единая система ценностей, ориентиров в новых изменяющихся условиях развития общества, государства, мира. В преодолении указанных проблем ведущая роль принадлежит образовательной системе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения учащиеся, выпускники общеобразовательной школы на выходе должны продемонстрировать три вида результативности – предметную, метапредметную, личностную. При этом подчеркивается, что к оценке подлежат лишь предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты на данном этапе не оцениваются. В этом главный парадокс внедрения новых стандартов. Поэтому воспитательный процесс идет не системно, а спонтанно. Время, как известно, не ждет. Нельзя откладывать на десятилетие воспитание гражданина России. Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город». Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности, формирование правовой культуры и социально-политической компетентности, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства, воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания. Основной целью формирования гражданской идентичности личности является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами. Следовательно, перед современным педагогом ставятся задачи:- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;- создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению обучающихся;- использование в учебной и воспитательной деятельности форм и методов работы, формирующих гражданскую идентичность;- развитие умения осмысления информации из разных источников;- формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия и их последствия. Объект изучения: система воспитания гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды. Предмет исследования: учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе. Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия. Направления реализации воспитательных задач:- духовно-нравственное воспитание обучающихся – формирование как приоритетных ценностей гражданственности, надклассовости, надпартийности, надкорпоративности; общенациональности; приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.- историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.- политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию обучающихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.- патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству. Для повышения качества учебно-воспитательного процесса используются образовательные технологии:- технология развития критического мышления;- кейс-технологии;- дальтон-технология;- проектные;- интерактивные;- игровые;информационные и проблемные технологиии воспитательные технологии:- конкурсы;- участие в социальных проектах;- популяризации здорового образа жизни;- благотворительные акции и марафоны.Примерный перечень мероприятий по формированию гражданской идентичности:Для 5 – 9 классов: Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»: «Конституция – основной закон Российской Федерации»«Общая историческая судьба народов России» «День знаний российских государственных символов» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Героями не рождаются» «Огненные версты войны» «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» Классные часы о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» Классный час «Город, в котором я живу» «Мой родной город » «Моя малая Родина»День народного единства «Россия – родина моя»«23 февраля» «Героические страницы нашей Армии» с приглашением представителей Сибирского казачьего общества. «По следам мужества и стойкости» с приглашением ветеранов ВОВ. «Наша Армия родная» «Защитники земли русской» «Богатырские забавы». «А ну – ка, мальчики». «Посылка солдату»День космонавтики «Россия в освоении космоса»: «Полет в космос «Гагарин и космос» «Сквозь тернии к звездам», «Космическое путешествие»День Победы «День Победы – праздник всей страны»: «Странички истории» «Негасимый огонь памяти» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Героические страницы нашей Родины» «По следам мужества и стойкости», «Защитники Родины» «Война глазами детей» Этих дней не смолкнет слава» Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, тружениками тыла.Торжественные мероприятия (классные часы, устные журналы, торжественные линейки) в Дни воинской славы России.Формы работы:- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;- Исследовательская деятельность;- Экскурсии;- Конкурсы;- Ролевые игры;- Выставки;- Деловые игры;- Классные часы;- Беседы, диспуты, викторины; Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации. Ожидаемые результаты Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.