Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж . Проблемы и перспективы.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж . Проблемы и перспективы.
Автор: Константинова Лариса Евгеньевна

Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж. Проблемы и перспективы. Автор: Константинова Л.Е, учитель начальных классов МБОУ СШ № 16 г.. Новый УренгойПедагогической практике всегда отводилась важная роль в подготовке будущих педагогов. В ходе ее студент закрепляет и расширяет психолого-педагогические знания, творчески использует их в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися, осознает степень ответственности за свои знания и умения, по-новому воспринимает учебный материал, начинает соизмерять свои усилия в соответствии с реальными условиями и конкретными ситуациями.Кроме того, в ходе педагогической практики студент учится видеть процесс с двух сторон: со стороны обучающихся, когда наблюдает за работой учителя и со стороны педагога, когда руководит процессом обучения, выступает в роли партнера, координатора. А также, получает возможность выстроить сложное взаимодействие учитель – учащийся – студент работодатель.Во время педагогической практики студент в конкретной педагогической работе сталкивается со всеми сторонами своей профессиональной деятельности как позитивными, так и негативными. Не случайно, что количество студентов 4 курса, решивших связать свою жизнь со школой , значительно меньше, чем на 2, 3 курсе. Это связано с тем, что не всем удалось успешно пройти первый этап профессиональной ориентации.С чем же связаны проблемы, возникающие у студентов- практикантов?Несмотря  на  то,  что  все  студенты  знают,  в  куда  они  поступили,  что  им  предстоит,  некоторые  к  концу обучения   испытывают  стойкую  боязнь  общения  с  детьми,  нежелание  идти  работать  в  школу  даже  на  практику.Многие  студенты  высказывают  опасения,  что  «школьники  не  будут  ихслушаться»,  что  «сейчас  такие  дети,  кого  хочешь  с  ума  сведут»,  «войти  в  класс  –как  в  клетку  к  тиграм».  И  это  несмотря  на  то,  что  к  моменту  начала  практики  они  уже  изучили  и  педагогику,  и  психологию,  и  методику  преподавания.Мне  бы  хотелось  подробнее  остановиться  на  некоторых  особенностях   педагогической  практики  студентов.  Анализируя  посещенные  уроки,  которые  давали  студенты  –  практиканты  можно  выделить  целый  комплекс  проблем,  с  которыми  они  сталкиваются.У  многих  студентов-практикантов  отсутствует  понимание  того,  что  практика  –  это  не  просто  очередная  учебная  задача,  которую  в  случае  неудачи  можно  переделать,  а  настоящая  жизнь  и  для  них,  и  для  учеников.  И  если  урок  будет  плохой,  то  это  –  не  только  возможная  неудовлетворительная  оценка  за  педагогическую  практику,  но  и  непонятая  тема  для  школьников,  утрата  интереса  к  обучению, что   может    иметь     далеко     идущие     отрицательные  последствия.Другая  проблема,  с  которой  сталкиваются  студенты  на  педагогической  практике  –  это  проблема  оценивания.  За  что  можно  поставить  пятерку?  А  не слишком   ли  простое  задание?  Половина  правильных  ответов  –  это  три  или  два?  И  другие  аналогичные  вопросы.В  большинстве  школ  эти  проблемы  решаются  просто  –  основные  учителя  не  доверяют  практикантам  классный  журнал,  а  предлагают  выставлять  оценки  «в  тетрадочку».  В  случае  согласия  учителя  с  оценкой,  выставленной  студентом  ученикам,  педагог  переставляет  ее  в  основной  журнал,  а  в  случае  несогласия  с  ней  –  игнорирует.Но  это  тоже  может  иметь  нежелательные  последствия  для  учеников.  Большинство  из  них  очень  быстро  понимают,  что  пришедший  практикант  –  «ненастоящий  учитель»,  следовательно,  можно  его  не  слушать,  можно  не  выполнять  всех  заданий  и  т.д.  Но   эти  негативные  последствия  снимаются,  т.к. учитель  присутствует  на  всех  уроках,  которые  дает  практикант.Еще  одна  проблема  –  это  проблема  дисциплины  на  уроках.  Уже  после  первого  дня  работы  в  школе,  учитель  понимает,  что  в  каждом  классе  найдется  хотя  бы  один  «заводила»,  который  будет  постоянно  мешать  проведению  урока.  Причем  это  может  проявляться  в  самых  разных  формах  –  начиная  с  банальных  опозданий  и  громких  разговоров  при  объяснении  материала,  демонстративных  подсказок  одноклассникам,  пользованием  мобильными  телефонами  и  заканчивая  замечаниями  в  адрес  учителя .Но все-таки наиболее      распространенными      являются  незначительные  нарушения  дисциплины.  И  одна  из  моделей  поведения  студентов,  оказавшихся  в  подобных  ситуациях  –  невмешательство.Поэтому  в  подобных  ситуациях  надо  сразу  реагировать,  поскольку,  как  известно,  основных  причин  нарушений  дисциплины  две  –  поиск  внимания  (пусть  даже  негативного)  и  непонимание  объясняемого  материала.  Отсюда  и  возможные  дидактические  и  методические  пути  преодоления  дисциплинарных  нарушений  –  уделять    больше внимания  таким    ученикам, использовать  разноуровневые  задания,  применять  фронтальный  опрос  и  др.,  но  для  этого  необходимо  предварительно  овладеть  всеми  этими  приемами.Следующая  проблема  –  это  рациональное  использование  доски  и  технических  средств  обучения  на  уроке.  К  сожалению,  технические  средства  обучения такие, как интерактивная доска, используются студентами только в качестве экрана, а нетбуки не используются вообще.Порою  также  плохо  используется    доска  –   основной  инструмент  работы  учителя:  студенты не умеют красиво писать на доске, в ряде случаев записи на доске небрежные, непонятные детям.Без  практики  никто  не  может  быть  подготовлен  к  реальной  работе  и  то,  как  проходит  педагогическая  практика,  во  многом  определяет  дальнейшее  решение  студента  –   идти  работать  по  специальности  или  нетОбозначенные  проблемы  не могут быть решены в одностороннем порядке: только колледжем или только школой. Здесь требуется тесное взаимодействие.На наш взгляд эффективными формами взаимодействия могут стать:
  • Совместное проектирование содержания педагогической практики, коррекция ее содержания с учетом потребностей и интересов студентов реальных участников процесса, результатов процесса обучения и изменяющихся социальных условий школьного образования.
  • Создание модели содержания педагогической практики, обеспечивающей практикоориентированный характер
  • Проведение открытых уроков (стажировок) для будущих учителей не в рамках практики
  • Проведение показательных уроков студентами в рамках практики
  • Проведение совместных практико -ориентированных семинаров для учителей и преподавателей колледжа как на базе колледжа, так и на базе школ города
  • Прохождение практики в течение всего периода обучения в одном образовательном учреждении и у одного учителя.
  • Возможно такой подход к педагогической практике будет плодотворным и конструктивным.