Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж . Проблемы и перспективы.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж . Проблемы и перспективы.
Автор: Константинова Лариса Евгеньевна
Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия школа-колледж. Проблемы и перспективы. Автор: Константинова Л.Е, учитель начальных классов МБОУ СШ № 16 г.. Новый УренгойПедагогической практике всегда отводилась важная роль в подготовке будущих педагогов. В ходе ее студент закрепляет и расширяет психолого-педагогические знания, творчески использует их в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися, осознает степень ответственности за свои знания и умения, по-новому воспринимает учебный материал, начинает соизмерять свои усилия в соответствии с реальными условиями и конкретными ситуациями.Кроме того, в ходе педагогической практики студент учится видеть процесс с двух сторон: со стороны обучающихся, когда наблюдает за работой учителя и со стороны педагога, когда руководит процессом обучения, выступает в роли партнера, координатора. А также, получает возможность выстроить сложное взаимодействие учитель – учащийся – студент – работодатель.Во время педагогической практики студент в конкретной педагогической работе сталкивается со всеми сторонами своей профессиональной деятельности как позитивными, так и негативными. Не случайно, что количество студентов 4 курса, решивших связать свою жизнь со школой , значительно меньше, чем на 2, 3 курсе. Это связано с тем, что не всем удалось успешно пройти первый этап профессиональной ориентации.С чем же связаны проблемы, возникающие у студентов- практикантов?Несмотря на то, что все студенты знают, в куда они поступили, что им предстоит, некоторые к концу обучения испытывают стойкую боязнь общения с детьми, нежелание идти работать в школу даже на практику.Многие студенты высказывают опасения, что «школьники не будут ихслушаться», что «сейчас такие дети, кого хочешь с ума сведут», «войти в класс –как в клетку к тиграм». И это несмотря на то, что к моменту начала практики они уже изучили и педагогику, и психологию, и методику преподавания.Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых особенностях педагогической практики студентов. Анализируя посещенные уроки, которые давали студенты – практиканты можно выделить целый комплекс проблем, с которыми они сталкиваются.У многих студентов-практикантов отсутствует понимание того, что практика – это не просто очередная учебная задача, которую в случае неудачи можно переделать, а настоящая жизнь и для них, и для учеников. И если урок будет плохой, то это – не только возможная неудовлетворительная оценка за педагогическую практику, но и непонятая тема для школьников, утрата интереса к обучению, что может иметь далеко идущие отрицательные последствия.Другая проблема, с которой сталкиваются студенты на педагогической практике – это проблема оценивания. За что можно поставить пятерку? А не слишком ли простое задание? Половина правильных ответов – это три или два? И другие аналогичные вопросы.В большинстве школ эти проблемы решаются просто – основные учителя не доверяют практикантам классный журнал, а предлагают выставлять оценки «в тетрадочку». В случае согласия учителя с оценкой, выставленной студентом ученикам, педагог переставляет ее в основной журнал, а в случае несогласия с ней – игнорирует.Но это тоже может иметь нежелательные последствия для учеников. Большинство из них очень быстро понимают, что пришедший практикант – «ненастоящий учитель», следовательно, можно его не слушать, можно не выполнять всех заданий и т.д. Но эти негативные последствия снимаются, т.к. учитель присутствует на всех уроках, которые дает практикант.Еще одна проблема – это проблема дисциплины на уроках. Уже после первого дня работы в школе, учитель понимает, что в каждом классе найдется хотя бы один «заводила», который будет постоянно мешать проведению урока. Причем это может проявляться в самых разных формах – начиная с банальных опозданий и громких разговоров при объяснении материала, демонстративных подсказок одноклассникам, пользованием мобильными телефонами и заканчивая замечаниями в адрес учителя .Но все-таки наиболее распространенными являются незначительные нарушения дисциплины. И одна из моделей поведения студентов, оказавшихся в подобных ситуациях – невмешательство.Поэтому в подобных ситуациях надо сразу реагировать, поскольку, как известно, основных причин нарушений дисциплины две – поиск внимания (пусть даже негативного) и непонимание объясняемого материала. Отсюда и возможные дидактические и методические пути преодоления дисциплинарных нарушений – уделять больше внимания таким ученикам, использовать разноуровневые задания, применять фронтальный опрос и др., но для этого необходимо предварительно овладеть всеми этими приемами.Следующая проблема – это рациональное использование доски и технических средств обучения на уроке. К сожалению, технические средства обучения такие, как интерактивная доска, используются студентами только в качестве экрана, а нетбуки не используются вообще.Порою также плохо используется доска – основной инструмент работы учителя: студенты не умеют красиво писать на доске, в ряде случаев записи на доске небрежные, непонятные детям.Без практики никто не может быть подготовлен к реальной работе и то, как проходит педагогическая практика, во многом определяет дальнейшее решение студента – идти работать по специальности или нетОбозначенные проблемы не могут быть решены в одностороннем порядке: только колледжем или только школой. Здесь требуется тесное взаимодействие.На наш взгляд эффективными формами взаимодействия могут стать: Совместное проектирование содержания педагогической практики, коррекция ее содержания с учетом потребностей и интересов студентов реальных участников процесса, результатов процесса обучения и изменяющихся социальных условий школьного образования.Создание модели содержания педагогической практики, обеспечивающей практикоориентированный характерПроведение открытых уроков (стажировок) для будущих учителей не в рамках практикиПроведение показательных уроков студентами в рамках практикиПроведение совместных практико -ориентированных семинаров для учителей и преподавателей колледжа как на базе колледжа, так и на базе школ города Прохождение практики в течение всего периода обучения в одном образовательном учреждении и у одного учителя. Возможно такой подход к педагогической практике будет плодотворным и конструктивным.