Технология формирования иноязычной компетенции на уроках иностранного языка в школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология формирования иноязычной компетенции на уроках иностранного языка в школе
Автор: Сафонова Валентина Николаевна
Технология формирования иноязычной компетенции на уроках иностранного языка в школе
В. Сафонова
Социально – экономические преобразования, происходящие в России, создали условия для развития инновационных процессов в образовании. Интеграция России в мировое образовательное пространство обусловливает интерес исследователей к формированию иноязычной компетенции, требует поиска новых педагогических технологий и решений, обеспечивающих интенсификацию познавательной деятельности школьников и мотивацию обучения. Этим объясняется внимание исследователей к поиску новых технологий, методов, средств, форм обучения, к возможностям раскрытия личностного потенциала обучающихся (И.А.Зимняя, И.С. Якиманская и др.).
Современная парадигма образования предполагает философское переосмысление задач всей системы образования. Новые тенденции в развитии системы образования носят глобальный характер.
От концепции Хорошее образование на всю жизнь к пониманию необходимости образования на протяжении всей жизни.
От послушания к инициативности.
От знаний к компетенциям.
Проблема формирования иноязычной компетенции учащихся достаточно многогранна и неоднозначна. Она исследуется в сфере педагогики, философии, лингвистики, психологии. В этой связи определенную значимость имеют труды междисциплинарного характера, в которых раскрываются разные аспекты формирования иноязычной компетенции в процессе преподавания иностранных языков в образовательном учреждении. Актуальность определяется возросшей в современных условиях значимостью иноязычной компетенции в дальнейшей деятельности ученика и низким уровнем ее формирования у учащихся в процессе обучения. Сущность понятия иноязычная компетенция, интерактивность представляет собой интегративное образование субъекта иноязычной деятельности, позволяющее реализовать потенциал лингвистических знаний и речевых умений и навыков в целях коммуникации. Это синтез лингвистической, социолингвистической и предметной компетенций. В процессе обучения происходит ценностное становление школьников как в плане мотивации к изучению английского языка, так и в плане формирования различных качеств.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать предположение, что формирование иноязычной компетенции будет протекать успешнее, если будут созданы оптимальные условия обучения и разработана технология с применением интерактивного метода, а именно комплексного и поэтапного использования всевозможных форм интерактивных занятий.
Использование компьютера в обучении иностранному языку является оптимальным при обучении языковым фактам, языковым единицам. Компьютер предоставляет целый набор вариантов текстового анализа – контекстный поиск информации на языке, прочтение постоянно обновляемой базы Интернет-сайтов популярных иноязычных газет, применение компьютерных словарных программ и пр. Но это и коммуникативный подход, реализуемый средствами мультимедиа и возможностью обмена информацией на иностранном языке при электронной переписке и использовании компьютерных технологий.
Компьютерное обучение иностранному языку применяется в русле когнитивного подхода, то есть для формирования лингвистической составляющей иноязычной компетенции. Следовательно, вопросы формирования иноязычной компетенции и психолого-педагогические факторы ее реализации сохраняют актуальность, поскольку не исчерпано само понятие формирования иноязычной компетенции.
На современном этапе освоение иностранного языка идет параллельно с информатизацией, овладением информационными технологиями, а, следовательно, значимость компьютерной лингводидактики возрастает. Педагогическая технология с применением интерактивного метода, подразумевающего групповые интерактивные занятия (ролевые игры, деловые игры, моделирование, тренинги и др.) и компьютерную
лингводидактику, расширяет личностный потенциал учеников, дает им больше возможностей для успешного овладения иностранным языком, способствует рациональному использованию времени занятий.
Рис. 1. Схема технологии формирования иноязычной компетенции учащихся
Цель
Общая цель: достижение учениками продуктивного и творческого уровней иноязычной компетенции. Конкретные цели: формирование лингвистических знаний и коммуникативных навыков чтения, перевода, письма, аудирования, говорения; воспитание личностных качеств (творческое саморазвитие личности)
Содержание
Выражено через включенность учеников в процесс обучения и условно разделено на два тесно связанных и взаимодополняющих направления: развитие всех составляющих иноязычной компетенции; нравственное развитие учеников
Формы
Проведение традиционных и интерактивных занятий: обучающие игры (ролевые игры, моделирование, деловые игры). Изучение и закрепление нового информативного материала (тренинг, навигация web-среды, поиск информации в Интернет, проекты, интерактивные мультимедийные учебные пособия); разрешение проблем (мозговой штурм, большой круг); текущий и итоговый контроль уровней иноязычной компетенции (компьютерные тесты)
Методы
Интерактивный метод в рамках лингвосоциокультурного подхода, а именно метод игры, обучение погружением, метод учебной работы с компьютером, демонстрационный и частично-поисковой метод, интенсивный коммуникативный метод, метод моделирования
Средства
Дидактический материал: программы, учебные пособия, раздаточный материал. Средства информационных технологий: обучающие программы, тестовые оболочки, средства Интернет
Контроль
Компьютерное тестирование, фронтальный опрос, анкетирование, индивидуальная беседа, промежуточные тестовые задания, мини-проекты, анализ работы в группе при проведении интерактивных ролевых занятий
Результат
Уровни иноязычной компетенции: низкий (репродуктивный), средний (продуктивный), высокий (творческий)
Литература
Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. – 2001. № 2, 3.
Прудникова Н.Н. Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов – old.sgu.ru/news/docs/_news_534doc
Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекции 1-2. – М.: Педагогический университет Первое сентября, 20006.
Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет – материалов в обучении иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) //Интернет – журнал Эйдос -