Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
Автор: Бычинская Светлана Александровна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС В современном мире проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста занимает особое место. Перед педагогами встаёт задача воспитать не только творческую и всесторонне развитую личность, но и личность, которая может быстро приспособиться к быстро меняющейся действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт трактует формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности как один из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7.).Человеку от рождения присуща познавательная активность. С ранних лет ребенок сталкивается с новым для него миром. И по мере его взросления потребность в познании неизведанного только усиливается. Исследования развития познавательной активности дошкольников нашли своё отражение в трудах таких педагогов, как Б.Г. Ананьев, Т.М. Землянухина, А.В. Петровский, Г.И. Щукина. Они полагали, что познавательная активность в дошкольном периоде является важной движущей силой самой познавательной активности ребенка. Только от воздействия взрослого на ребенка, у второго может развиваться, или наоборот, затухать стремление к познанию. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что роль педагога в этом вопросе стоит на первом месте. Отсюда и моё стремление, как педагога, в постоянном подогревании у детей активного интереса к пока ещё неизведанному, загадочному для них окружающему миру. В возрасте 5-6 лет дошкольники стремятся сами искать ответы на интересующие их вопросы при ознакомлении с окружающим миром. На этом этапе главной своей задачей считаю создание условий для познавательной активности детей, а именно: создание проблемных ситуаций, проведение опытов и экспериментов, прогулки и экскурсии за пределы детского сада, просмотр развивающих передач, разработка занятий нетрадиционной направленности, проведение интеллектуальных игр и викторин.Чтобы поддерживать познавательную активность дошкольников, я опираюсь на их познавательный интерес. Так, в старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм, экспериментированию со свойствами живой и неживой природы, рассматриванию энциклопедий и манипулированию с природным и бросовым материалом.Для удовлетворения любопытства маленьких исследователей в групповом пространстве была создана соответствующая предметно-развивающая среда: центр научной лаборатории; город профессий, древний мир, конструкторское бюро, питомник растений. В уголках подобраны соответственно возрасту игрушки, дидактические игры, методические пособия, энциклопедии, карты и схемы, личные коллекции детей. Для более детального понимания рассмотрим, например, центр «Конструкторского бюро». В нём находятся:- материал для конструирования: деревянные и пластмассовые кубики, детали из фанеры и толстого картона, полиуретановые трубки, крупный магнитный конструктор, пластиковые трубки и соединители;- атрибуты для сюжетно-ролевых игр: рабочее место инженера-конструктора, бутафорский компьютер, листы для черчения, карандаши, линейки, ластики, альбом со схемами построек, каски, жилеты. Дети осваивают профессии инженера-конструктора, проектировщика, менеджера, изобретателя. В конструкторском бюро существуют отделы конструирования зданий и мебели, космической техники и роботов.Так же в группе находится календарь, где совместно с детьми планируются исследовательские работы на интересующие их темы. Работа планируется на каждый будущий месяц. Назначенный день обозначается соответствующим работе знаком, например, опытническая деятельность – изображением микроскопа, экскурсия –изображением того места, куда планируем отправиться, познавательная передача или презентация – значком видеокамеры и т.д.Работа по развитию у детей познавательной активности не была бы успешной и без участия в ней родителей воспитанников. Семья является самой важной частью любого воспитательного процесса. Именно от неё зависит потенциальная возможность развития интереса у ребенка к окружающему миру. Для поддержания внимания родителей к проблеме познавательной активности систематически проводятся мастер-классы и круглые столы, изготавливаются памятки и буклеты, организуется работа семейных проектов по познавательной деятельности детей. Все эти моменты не были бы возможны без моей профессиональной компетентности в качестве педагога дошкольного образования. Пытливые умы маленьких гениев формируют у меня потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании, что приводит к многогранности интересов. Подводя итог, можно сказать, что именно в таком воспитательно-образовательном формате гарантирован успех в развитии познавательной активности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.