"Принц разбудивший балет"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Принц разбудивший балет"
Автор: Япарова Ксения Дмитриевна
ОГЛАВЛЕНИЕ1. Ведение:………………………………………………………… 2 -3 стр.Паспорт проекта.Актуальность проекта.Проблема.Гипотеза.Цель и задачи проекта.План работы над проектом.Проектный продукт.2. Основная часть:………………………………………………… 3-10 стр.Этапы работы над проектом.Содержание исследования.3. Заключение:………………………………………………………11-12 стрПолученные результаты и выводы.Перспективы работы.Продвижение проекта.4. Список используемых источников информации:…………Литература.Интернет-ресурсы.5. Приложение:…………………………………………………….Данные опроса родителей и детей объединения «Ритм» 1. ВведениеПаспорт проекта.Участники проекта: Обучающаяся хореографического объединения «Ритм» МБОУ ДО ЦДТ «Исток» и её мама:1. Рахматуллина Сабина, 8 лет, мама Рахматуллина Р.А. Руководитель проекта:Цибина Ксения Дмитриевна, педагог дополнительного образованияУчебная дисциплина: хореографияНазвание проекта:«Принц, разбудивший балет»Тип проекта:Краткосрочный, информационно – познавательный.Сроки работы над проектом: 5 месяцев. Актуальность проекта.В настоящее время особо остро ощущается отсутствие в людях чувства любви к Родине. Часто мы и не придаем значение таким понятиям как Родина, малая родина, Отечество. И мы не знаем, что значит любить свою Родину. Хотя это играет значительную роль в жизни каждого человека.Чтобы понять, что такое любовь к своей малой или большой Родине, нужно её хорошо знать. Знать её прошлое и настоящее, знать её культуру и историю. Россия – родина для многих народностей и национальностей. Но для того, чтобы стать её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа, своей малой родины, его творчество и культуру, и стать его частью. Проблема.Отсутствие знаний или наличие противоречивых знаний у детей и взрослых о жизни и творчестве солиста балета Рудольфа Нуриева, о том, почему его называли «Принц, разбудивший балет». Гипотеза.Изучение жизни и творчества солиста балета Р.Нуриева позволит найти ответ, почему его называли «Принц разбудивший балет», поможет расширить хореографический кругозор, обогатить речь, память и углубить знания по истории и культуре своего родного края.Цель и задачи проекта.Цель: Ознакомление с жизнью и творчеством артиста балета Р. Нуриева «Принца, разбудившего балет».Задачи:Научиться планировать (ставить цель проекта, определять шаги по достижению цели).Научиться собирать и обрабатывать информацию.Научиться анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.Научиться составлять отчет (письменный доклад, презентацию).Научиться защищать свой проект.Пробудить интерес к изучению истории, творчества и культуры родного края, к хореографическому искусству у детей и родителей объединения «Ритм»Закрепить понятие «любовь к Родине».План работы над проектом:Взять интервью у своих сверстников и их родителей , у педагогов ЦДТ «Исток» о том, что они знают о Р. Нуриеве.Собрать информацию о жизни и творчестве Р. Нуриева.Встретиться с Заслуженной артисткой РБ Маминой Г.Б., взять интервью.Сделать письменный доклад и презентацию.Подготовить защиту проекта.Проектный продуктВыступление на НПК «Хочу всё знать!» (презентация, доклад, защита)Продвижение проектаПровести мероприятие для детей и родителей на тему: «Принц, разбудивший балет».Провести опрос после мероприятия и узнать, как изменилось мнение у детей и взрослых о Рудольфе Нуриеве, как о «Принце, разбудившем балет».2. Основная частьЭтапы работы над проектом:1-ый этап - подготовительный (ноябрь, декабрь 2018 года )Обсуждение темы проекта. Выбор темы.Ознакомление с литературой и Интернет – ресурсами.2 –ой этап – основной, продуктивный (январь, февраль 2019 года)Проведение анкетирования у родителей, детей объединения «Ритм»Просмотр видео о жизни и творчестве Р. Нуриева вместе с родителями.Прочтение книги «Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы», автор Диана Солуэй вместе с родителямиСоставление вместе с родителями доклада по прочитанному.Отбор фото - материала для презентации.Оформление презентации. Оформление текста доклада.Проверка и корректировка текста доклада и презентации.Проведение мероприятия в объединенияПовторное анкетирование родителей и детей 3-ий этап - заключительный (март 2019 год)Подготовка окончательного варианта доклада и презентации.Подготовка к защите проекта. Содержание исследованияДетство Рудольфа Нуриева Однажды, на уроке музыки мы знакомились с известными танцорами.И нам сказали, что есть такой актер балета, которого называют «Принц, разбудивший балет». Я, конечно, забыла его имя, но придя домой спросила о нем у мамы. Мы вместе нашли его имя в Интернете. И оказалось, что мама когда-то читала о нем книгу, которая называется «Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы», автор Диана Солуэй. Мама стала рассказывать мне о нем и вместе мы стали искать фото в интернете. Я хочу вам рассказать то, что мы узнали вместе с мамой об этом человеке.И так, вся его жизнь была оригинальной и стремительной. Он родился в татарской семье 17 марта 1938 г. прямо в поезде, когда его мама Фарида вместе с тремя дочками Розой, Розидой и Лилией поехали к мужу и отцу - Хамиту, который служил на Дальнем Востоке политруком в рядах Советской Армии. На самом деле настоящая фамилия Рудольфа не Нуриев, а Нуреев. Нуриевым он стал позднее, когда стал знаменит. Он всегда говорил и везде писал: «Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон, наши корни – это татары и башкиры». Вскоре отца Рудольфа перевели служить в Москву.В 1941 году, началась Великая Отечественная война, и, отец Рудика Хамет ушёл на фронт. В 1942 г. из Москвы Фарида эвакуируется со своими четырьмя детьми в родную Башкирию, где и проходят детские годы Рудольфа. Они живут в деревне Чишуана, под Уфой. Жили они очень бедно. Их пища в течение всего дня была кусок козьего сыра или картошка. Однажды, не в силах дождаться, пока картошка сварится, Рудик попытался ее достать, опрокинул котелок на себя и попал в больницу с ожёгами тела. Рудик рос тихим и замкнутым ребенком. Его любимое занятие в то время было слушать грампластинки, особенно он обожал музыку Чайковского и Бетховена. Время было очень тяжелое: когда пришла пора идти в школу, то идти оказалось не в чем - пришлось надевать пальто одной из сестер. Это стало причиной насмешек и издевательств над Рудиком, он не ладит с одноклассниками, зато с удовольствием занимается на уроках национального башкирского танца.Когда ему было еще шесть лет, Рудика впервые повели на балет в Уфимский оперный театр. Рудольф и его сестеры попали на выступление приехавшего в Уфу Большого театра, на балет «Журавлиная песня». Рудольф был в восторге и вспоминает в своей автобиографии: «Первый поход в театр - зажёг во мне особый огонь, принёс невыразимое счастье. Что-то уводило меня от убогой жизни и возносило к небесам. Только вступив в волшебный зал, я покинул реальный мир, и меня захватила мечта. С тех пор я стал одержимым, я услышал «зов». С этого момента Нуреев решил стать танцовщиком. В 1948 году, в возрасте 10 лет, старшая сестра Рудольфа Роза привела его в Дом учителя к Анне Ивановне Удальцовой, у которой и сама занималась. Профессиональная балерина Удальцова, интеллигентная, образованная женщина, своих учеников обучала не только танцу, но приобщала к музыке, литературе. Кроме того, она была душевным человеком, и доброта ее преображала всех, кто с ней общался. Анна Ивановна скоро распознала уникальные способности Рудольфа и много занималась с ним. «Это будущий гений!» – говорила она.Он стал мечтать о балете и танцевал каждую свободную минуту. Увлечение Рудика танцами привело к конфликту между ним и вернувшимся с войны отцом. Хамет Нуреев – старший хотел, чтобы сын пошел в ремесленное училище и приобрел надежную рабочую профессию. Правда, потом он приезжал к сыну в театр и даже аплодировал сыну. Становление «Принца, разбудившего балет».Вскоре Анна Удальцова отправила Рудольфа в самую лучшую на то время балетную школу — Ленинградское училище имени Вагановой. Ровно через неделю талантливого юношу приняли, но в то время он не мог правильно ставить ноги в первую позицию. Нуриев трудился до изнеможения. К счастью, он попал к одному из лучших педагогов — Александру Ивановичу Пушкину - и выдающемуся в стране преподавателю мужского танца. Нуреев стал его любимым учеником. Усердие Нуреева покоряло Пушкина, как и его музыкальность. После окончания училища Нуриева пригласили работать сразу в три театра: в Большой театр, в Театр имени Станиславского и в Ленинградский театр имени Кирова. Он предпочел третий вариант и стал партнером замечательной балерины Натальи Дудинской. На протяжении трех лет работы в театре Нуриев исполнял почти все ведущие партии, сам выбирал себе костюмы и вносил изменения в хореографию. Он всегда отличался свободным высказыванием своего личного мнения. В 1960 году, в конце гастролей Театра имени Кирова в Париже, он решил остаться в Париже. С того дня начался, как он говорил, его «свободный полет». Конечно, Европа для него в то время казалась свободной, где нет никаких ограничений в жизни и творчестве. Тогда он еще не думал о том, что за эту мнимую свободу он заплатит своей жизнью. Уже через неделю он выступал как солист интернационального балета Маркиза де Куэваса в балете "Голубая птица". Затем Рудольф отправился в Копенгаген, где познакомился со своим будущим педагогом, легендарной Верой Волковой. А затем через нее — с неповторимой балериной Марго Фонтейн, которая в последующие 15 лет оставалась его королевой. Последние годы жизни Рудольфа Нуриева Больше 20 лет гений танца брал от жизни, что хотел: удовольствие, деньги, славу, пользуясь полученной мнимой свободой. И это все доставалось большим напряженным трудом. Он давал не менее 300 спектаклей в год во всех уголках мира и ни разу не уходил со сцены больше, чем на две недели.Его имя вошло в Книгу рекордов Гиннесса как абсолютный рекордсмен по количеству вызовов на бис – 89 раз за один спектакль.Он танцевал для собственного удовольствия, как говорят «для души». Он любил свою профессию. Рудольф Нуриев часто говорил: «Для меня идеал состоит в том, чтобы каждое выступление было первым – как для меня, так и для публики». В 1983 году он принял предложение парижской «Гранд-опера» и стал одновременно солистом, хореографом и директором. Он ездил по всему миру. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей. Но случилось беда. В 1984 году танцору поставили смертельный диагноз. «Это цена той свободы, какую я получил» - так он позже скажет о своей неизлечимой болезни. Болезнь с каждым годом забирает у Нуриева больше сил и приносит все больше страданий. Он прожил с этой болезнью в общей сложности 12 лет и не просто прожил, а работал почти до последнего дня. Нуриев не мог представить себя вне танца и вне сцены. В 1986 году умирает его самый близкий друг Эрик Брун». Следующий год приносит ему еще более страшное известие – в Уфе умирает мать. В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью. В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр. 1992 году Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик». Он умер 6 января 1993 года, на 56-ом году жизни. По словам его лечащего врача, тихо, без страданий недалеко от Парижа. Согласно его желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром». В Иркутске установлена мемориальная доска в честь Рудольфа Нуреева. 17 марта 1998 года к 60-летию его рождения был открыт барельеф Рудольфу Нурееву на здании Башкирского государственного театра оперы и балета в Уфе. Именно здесь Рудольф Нуреев в 16 лет впервые вышел на сцену. Автор барельефа — В. Лобанов. Уфимское хореографическое училище открыло свои двери 6 января 1986 года в историческом здании на улице Свердлова, где учился в средней школе №2 выдающийся танцовщик XX века Рудольф Нуреев, а в 1998 году учебному заведению было присвоено его имя.3. Заключение Наши выводы:Изучив материал о жизни и творчестве Рудольфа Нуриева я поняла, как сильно он любил балет, свои национальные татаро-башкирские корни и как мечтал вернуться на Родину. Но мы с мамой не нашли ответ на свой вопрос, почему его называли «Принц, разбудивший балет». Мы стали читать воспоминание о нем известных деятелей культуры:«Нуриев испытывал влияние самых различных балетных школ – датской, американской, английской, - оставаясь при этом верным русской классической школе. В этом и была суть «стиля Нуриева»… Рудольф вытягивал свое тело, вставал на высокие - высокие полупальцы и весь тянулся вверх, вверх. Он делал себя высоким, элегантным и красиво сложенным». Так говорил о нем М. Барышников, советский и американский артист балета, балетмейстер, актер. Отис Стюарт, известный писатель: «Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения. Его танец был удивительным и неповторимым. Великолепная техника. Потрясающая внутренняя энергетика. Мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков. Но еще не появился ни один, который сумел развенчать в глазах публики «привычного принца», вечно стоящего «на подхвате», и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, каким были до него лишь балерины».Мы нашли ответ! Наконец - то мы поняли, что Нуриев полностью изменил мужской балет, сделав роль танцовщика активной наравне с ролью балерины. До него в балете партнер воспринимался как второстепенный участник, призванный поддерживать балерину. Он сделал танец удивительно мощным. «Он применял высокое пассе, когда ногу держат высоко. Вот это высокое пассе давало танцу дополнительную графику, остроту, резкость рисунка» - так говорят о нем балетные критики.Проект завершен. Мы ответили на все интересующие нас вопросы. Но оставить это только для себя это будет нечестно по отношению памяти Рудольфа Нуриева. Мы решили рассказать о том, что мы узнали нашим друзьям, всем тем, кто занимается в хореографическом объединении «Ритм», а также и их родителям. Пригласить на наше мероприятие заслуженную артистка РБ Г.Б. Мамину, которая рассказала нам много интересного о Р. Нуриеве и станцевала башкирский танец. По её рассказам мы поняли, что Р. Нуриев, хотя и жил за границей, но всегда желал вернуться домой, в Россию, в родную Башкирию, к своим национальным истокам. После проведенного мероприятия мы вновь провели анкетирование, которое показало, что теперь все мои друзья, а также их родители правильно ответили на вопрос «Что вы знаете о Р. Нуриеве и почему его называют «Принц, разбудивший балет». Участие в этом проекте научило меня работать с литературой, Интернетом. Я поняла, что такое презентация и как она делается. Мне было очень интересно работать вместе с мамой, с Ксенией Дмитриевной, а также делиться тем, что я узнала с моими друзьями.Исследуя творчество Рудольфа Нуриева я поняла, что вся его жизнь - это упорный труд над собой, который помог маленькому мальчику стать всемирно известным артистом балета. Это хороший пример для всех нас.4. Список используемых источников информации: Литература:1. Стюарт О. Рудольф Нуриев. Вечное движение. - М.: Русич, 1998. - 243 с. 2. Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности Судьбы. - М.: Центрполиграф, 1998. - 846 с. Интернет-ресурсы:1. 2. 3. 4. 5. 6. Размещено на Allbest.ruИсточник: