"О потенциале музыки в совершенствовании человека"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "О потенциале музыки в совершенствовании человека"
Автор: Амелькина Наталия Геннадьевна
О потенциале музыки в совершенствовании человека.Амелькина Наталия Геннадьевна(преподаватель, концертмейстер)Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетская школа искусств имени М.А.БалакиреваГ. Ульяновск Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности, основанной на способности чувствовать в содержании музыки смыслы человеческой жизни, переживать и соизмерять их с собственным опытом и ценностными критериями культуры. Восприятие музыки относится к области тех явлений, которые по своей природе являются самоорганизующимися. Важный момент в развитии музыкального восприятия – правильный выбор произведений для прослушивания. Естественно было бы идти от простого к сложному. Музыка - искусство звуковых образов. Те или иные образы авторского замысла должны так или иначе претворяться в сознании слушателей в образной форме. Но люди слушают музыку неодинаково, в зависимости и от своего жизненного опыта, и от музыкального воспитания, ими полученного. Не подлежит сомнению, что тот или иной музыкальный опыт в наш век широкого развития музыкальной информации получает всякий слушатель вне зависимости от наличия или отсутствия специального музыкального образования, уменья играть на каком – либо инструменте. Более развитые слушатели, воспринимая музыку, всецело погружаются в образно – звуковую стихию. Возникающие у них ассоциации и представления обычно не выходят из сферы чисто эмоциональной, сферы душевных переживаний. Эмоционально окрашены также те или иные обобщения. Каких – либо внемузыкальных представлений, скажем, зрительно – конкретных, у них обычно не возникает. Иначе слушают музыку другие. Сталкиваясь с новыми звуковыми образами, они пытаются осмыслить их в связи с какими-либо конкретными жизненными представлениями и картинами. В их сознании нередко появляются зрительные образы. И здесь необходимо иметь в виду следующее. Для некоторых слушателей такая форма восприятия является необходимым этапом. Начав с осознания музыкальных образов путем осмысления их посредством конкретно-зрительных ассоциаций, такие слушатели постепенно приобретают умение понимать музыку, исходя из более обобщенных представлений. А если у некоторых слушателей сохраняется склонность к конкретно-образному мышлению (порой даже и цветовым ассоциациям), то и в этом нет ничего предосудительного. Особенностью такого восприятия является стремление слушателя сблизить музыку с миром реальных жизненных явлений, что само по себе вполне закономерно. Тем более, что в произведениях программного характера сами композиторы добивались возможно большей конкретизации музыкальных образов, живописности музыкального замысла. Вспомним поэтический образ леса с голосами птиц во вступлении к опере «Снегурочка», или картину спокойного моря в 1-й части «Шахерезады» Римского-Корсакова, а также взволнованного моря во вступлении ко 2-й картине оперы «Сказка о царе Салтане». В таких произведениях конкретные зрительные ассоциации естественно возникают даже у профессиональных музыкантов, привыкших слушать музыку не только предельно обобщенно, но порой и несколько отвлеченно. Сотни тысяч слушателей нашей страны посещают концерты симфонической и камерной музыки, слушают оперу, вдумчиво читают книги о музыке. Общение с прекрасными музыкальными произведениями украшает их жизнь, доставляет им великую радость, приобщая их к миру глубоких душевных переживаний и вечно новых идей. И все же проблема приобщения широких масс слушателей к сокровищнице музыкальной классики и к лучшим созданиям современных авторов по-прежнему остается злободневной и наболевшей. Слушатель оказывается не в состоянии воспринимать современную и классическую музыку не потому, что не обладает для этого определенными способностями, а потому, что его не научили это делать. Преодоление стереотипа музыкального мышления в массовом и в индивидуальном сознании становится актуальной задачей современной педагогической науки и практики. С большой остротой встает и задача развития восприятия, а также улучшения музыкального вкуса. Развитие техники не решает задач художественно-музыкального воспитания. Непрерывный поток разнохарактерной музыки нередко отрицательно воздействует на сознание и психику слушателей. Внимание притупляется, эмоциональная отзывчивость ослабевает. Порой развивается поверхностное, «снисходительное» отношение к музыкальной классике. О сколько-нибудь глубоком понимании серьезной музыки и непрерывности внимания, разумеется, и речи быть не может. Тем более, что разобраться в музыкальной мешанине и в самом деле трудно. Чтобы сколько-нибудь ориентироваться в этом неупорядоченном потоке впечатлений, нужно в какой-то степени разбираться в различных областях художественного творчества. Вдумчивым любителям музыки это не по силам. В музыке, звучащей в концертах и в повседневном быту людей, а также передаваемой в эфир радиостанциями всего мира, легко уловить не только разностильность (что естественно), но и разнокачественность. Рядом с прекрасными народными песнями, бессмертными произведениями классики в окружающем нас музыкальном быту, постоянно звучит и много чисто ремесленных «творений», а то и откровенно слабых, антихудожественных поделок. Во все музыкальные эпохи наряду с творчеством ярких талантов всегда появлялись в немалом количестве и бледные произведения, носящие печать ремесленничества. По-настоящему талантливые композиторы, приобретая композиторскую технику, применяют свое мастерство при решении творческих задач. Человек, сам того не замечая, по многу раз в сутки, включается в мысленное соинтонирование отдельных фрагментов музыки, мелодий, ритмо-интонаций, делая это бессознательно и даже во сне. Многие музыканты пришли в искусство под воздействием неизгладимых эстетических впечатлений, полученных в детстве. Первые впечатления-начало ненавязчивого вхождения в мир искусства, формирования эстетического отношения к музыке, потребности в музыкальном восприятии. Достижение этого обозначает одновременно включение человека в увлекательный поиск себя в искусстве со всеми вытекающими из этого последствиями для его духовного развития как личности. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. Список источников:1.Костюк А. Культура музыкального восприятия. // Художественное восприятие. Л., 1971г.2.Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., Наука, 1990г.3.Нежнов Г. Искусство в нашей жизни. М., Знание, 1977г. 4.Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М., 1997г.