Проведение открытого мероприятия по использованию регионального компонента на тему:«Родина моя, Башкортостан!»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проведение открытого мероприятия по использованию регионального компонента на тему:«Родина моя, Башкортостан!»
Автор: Кулагина Ирина Владимировна
Конспект открытого ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мак».Воспитатель Кулагина Ирина ВладимировнаТема: «Родина моя, Башкортостан!»Образовательная область: познавательное развитиеПрограммные задачи: - Формировать нравственно-патриотические чувства.- Рассказать детям о происхождении энтонима «башкорт».- Закрепить знание о государственном гимне, флаге, гербе Башкортостана.- Закрепить умение составлять целое из частей.- Расширить представление детей о республике Башкортостан с помощью игровых приемов заданий.- Развивать связную речь, словарный запас, развивать свободное общение между взрослым и детьми, умение поддерживать беседу.- Воспитывать интерес у детей желание эмоционально и выразительно читать стихи, слушать легенды о родном Башкортостане.- Воспитывать любовь к родному краю.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Оборудование: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая: на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Наборы для игры «Собери флаг Башкортостана». Музыкальное сопровождение – мелодия курая.Алгоритм проведения. Воспитатель: - Ребятки, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу его передать вам и нашим гостям. Давайте друг другу улыбнемся и поздороваемся с гостями, как мы умеем по-русски и по-башкирски.Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся и пожелали друг другу здоровья.- У каждого человека есть земля, на которой он живёт, есть мама, которая подарила ему жизнь, любит его, жалеет. Человеку нужен хлеб, вода, без которого невозможно жить. Но среди необходимого у человека есть Родина. - Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине! А как она называется?Дети: Башкортостан!Воспитатель: - Сегодня я приготовила для вас картинку. (Обращаю внимание детей на лист ватмана с изображением соцветия курая). -Что на ней изображено? (Ответы детей). - Да, это цветок курая. Растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.- Открываю первое задание.(Снимаю первый бумажный кружок с изображением соцветия курая. Под кружком нарисована карта Башкортостана)Воспитатель: - Как вы думаете, что это?Дети: Это карта Башкортостана.(Воспитатель вывешивает политическую карту России).- Покажите нашу республику на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают).Воспитатель: -Давайте послушаем красивое стихотворение о Башкортостане, известного башкирского поэта Шайхзады Бабича.Карина: «Башкортостан» (Шайхзада Бабич) Башкортостан – страна услад, Бесценный клад, нетленный сад, Где лев – по имени башкир – Родился и увидел мир! Башкортостан – страна трудов, Страна цветов, страна плодов, Где лев по имени башкир – Родился и увидел мир! Земля башкир, весенний пир, Пернатых и растений пир, И лев - по имени башкир – Впервые увидел мир!Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение?- А вы знаете, как произошло название нашей республики? Есть разные мнения. По одной версии слово «башкорт» - означает главный волк на древнем тюркском языке. Именно с тюркского языка произошёл башкирский язык, на котором говорит этот народ.По другой версии считается, что это слово означает пчеловод – хозяин пчёл. (баш- голова и корт- пчела)Третьи учёные считают, что название берёт начало от имени известного в далёкие, далёкие годы легендарного военно-начальника Башгирда.- А сейчас давайте посмотрим следующее задание. (Ребёнок снимает второй бумажный кружок с изображения соцветия курая. Под кружком нарисован силуэт города.)- Задание называется «Города». - Давайте поиграем «Кто больше назовет городов нашей республики».(Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Мелеуз, Белорецк и др.)- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана .Дети: Город Уфа. Воспитатель: Правильно.- А в каком городе мы с вами живём?Дети: В городе Белорецке.Правильно. А сейчас мы послушаем стихотворение белорецкой поэтессы Ренаты Юрьевой о нашем родном и любимом городе.Алиса: «Белорецк» (Рената Юрьева) Красивый гордый город Белорецк, Жемчужина Башкирии родной, Согретый вечным пламенем сердец, Не мыслящий судьбы себе иной. Столетья летопись его хранит, Достойными делами ширя круг, И верность чтит он прочно, как гранит, Профессии почётной «металлург»! Безмолвна стража величавых гор, Укутанных в сосновые меха, Веками бережёт родной простор, Воспетый нежно в песнях и стихах. Пройдет ещё немало вех, годов, Их проживёт с поднятой головой Под сенью мирных вечных облаков Мой Белорецк, любимый город мой!Воспитатель: А сейчас следующее задание курая. (Снимаю третий бумажный кружок). Что вы видите? Дети: Флаг нашей республики Башкортостан.Воспитатель: Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).Что они означают? (Ответы детей). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.А сейчас у вас на столах лежат наборы для игры. Соберите правильно флаг Башкортостана из частей.Д/и «Собери флаг Башкортостана» (дети собирают по подгруппам)Воспитатель: Варвара, открой следующее задание. (Ребёнок снимает четвёртый кружок у соцветия курая)Воспитатель: Что это, ребята?Дети: Герб республики Башкортостан.Воспитатель: Кто изображен на фоне восходящего солнца? Дети: Салават Юлаев.Воспитатель: Верно. Кто же он - Салават Юлаев? Дети: Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит. Воспитатель: По краю герба расположен башкирский национальный орнамент - кускар . Под гербом – флаг нашей республики. Физминутка - Вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнем.По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)О любимом крае много мы узнаем.Справа от нас – Уральские горы. (Поворот направо)Родные наши просторы.Слева от нас – Белая река. (Поворот налево)Вверх поглядим - там облака! (Поднимаем голову вверх)Красив и богат любимый крайКорзинки грибов – большой урожай. (Приседаем)В осеннем лесу полно чудес. (Круговые движения руками)Всё вызывает у нас интерес.(Прыжки)(Махи руками)- Сделаем глубокий вдох и тихонько сядем.Воспитатель: Давайте, посмотрим следующее задание. (Ребёнок снимает пятый кружок у соцветия курая)- Что изображено? Это башкирские музыкальные инструменты.Назовите башкирские народные музыкальные инструменты?(Дети перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай)Молодцы, ребята! Ни один праздник не обходится без музыки, а значит без башкирских народных инструментов. Но самый любимый и знаменитый инструмент–курай.Кто помнит легенду о том, как появился этот инструмент.Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.Воспитатель: Давайте послушаем, ребята, стихотворение о курае.Родион: «Курай» (Абдулхак Игебаев) Когда я слушаю курай, То радость льется через край, Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу, И только дуну в свежий срез, Как зашумит Уральский лес, И зажурчит наверняка В ней мелодичная река. Держу курай … В родном краю Я песни звонкие пою.Воспитатель: И сейчас, я предлагаю поиграть в башкирскую игру - «Курай»Игра «Курай» Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом, Разбежались кто куда.Хай, хай, хай, хай На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай,Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:«Ты, курай задорный, веселей играй.Тех, кто лучше пляшет, выбирай»Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.Правила: разбегаться только после окончание слов.Воспитатель: Ребята давайте откроем следующие задание. На листе изображен музыкальный знак. Что это за задание, как вы думаете?Дети: Это гимн. Воспитатель; Что это? У Республики Башкортостан есть свой гимн . Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая). Давайте вместе с вами послушаем ее. (включить музыку) . Звучит гимн Башкортостана, дети стоя слушают и подпевают. Воспитатель: Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. -Что здесь нарисовано? (Пироги, пиалы). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак).Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед)Его аромат, вкус, целебная сила известны всему миру.Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко.- Я тоже хочу вас угостить после занятия башкирским блюдом.Рефлексия.- Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам цветок курая. - Что нового вы сегодня узнали? - Что вам понравилось? - Что не понравилось? - В чем было затруднение? (Ответы детей).- Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.Всем спасибо за внимание!В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать чак-чак с мёдом.в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом.