Современная концепция образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современная концепция образования
Автор: Калугина Татьяна Владимировна

Современная концепция образования. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками.Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Комплексная работа с текстом включает элементы речеведческого, стилистического, лингвистического, филологического анализа, вопросы, связанные с орфографией, пунктуацией, а также подготовку к выразительному чтению. Выразительное чтение – своеобразный тест на понимание текста. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, то в старших классах ( 11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии.Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, Т.А.Ладыженской имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.  При разработке методики по данной теме опираюсь на следующие источники:1.. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. ., 1972. 2.. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980. 3.. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4 Цель педагогической деятельности - развитие и формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе, посредством вовлечения школьников в активную деятельность на уроках русского языка и литературы.Основные задачи моей педагогической деятельности.
  • Способствовать развитию и  формированию   коммуникативных способностей учащихся на языковом и литературном материалеумению формулировать и   проверять  гипотезы,  преодолевать интеллектуальные  препятствия.
  • Организовывать работу по овладению лингвистическими и литературоведческими знаниями, необходимыми для применения в реальной жизни: для продолжения обучения, для изучения смежных дисциплин, для профессиональной деятельности.
  • Развивать   умение  выражать свою точку зрения,  аргументировать её, опираясь на литературный материал и жизненный опыт.
  • Развивать способность к  стойкому преодолению  трудностей.
  • Формировать представления о русском языке и литературе как части общественной культуры, понимания значимости гуманитарного образования для общественного прогресса.
  • Основные направления работы.
  • Совершенствование уровня компетентности учащихся в области «филология» в условиях введения ФГОС.
  • Внедрение передовых технологий обучения в подготовке учащихся к ГИА.
  • Использование системно-деятельностного подхода и проектных технологий в обучении как концептуальной основы перехода на ФГОС.
  • Организация индивидуальной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях для удовлетворения культурно – образовательных и творческих потребностей личности учащихся.
  • Система моей работы направлена на личностный рост учащихся. Ведущая деятельность на уроке – учение, а не преподавание. Движущая сила – ученик, а не учитель. Урок ориентирован на создание условий для успешной реализации учащимися своего потенциала, для развития их самостоятельности, на становление школьника как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Такая работа основывается на активной инновационно - исследовательской деятельности, которая формируют у учащихся умение видеть главное, развивает уверенность в себе. Во время уроков, построенных на таких основах, царит напряженная творческая работа, каждый ученик вовлечен в процесс познания и имеет возможность для реализации своих способностей, для приобретения человеческих качеств. Разнообразные формы организации учебных занятий пробуждают интерес учащихся к русскому языку и литературе. А через интерес приходят и знания. Все это мне позволяет рассматривать процесс обучения как осмысленное, значимое, личностное явление. Использование проблемных методов обучения предполагает адекватные виды деятельности учащихся: сбор и обработку информации, исследование, участие в дискуссии т.д. Формы организации урока (проблемные методы обучения):
  • интерактивный
  • частично – поисковый
  • эвристический
  • исследовательский
  • практический
  • коммуникативный
  • Этапы урока строю на взаимосвязи логической последовательности, переход от одного этапа к другому осуществляются с помощью решения проблемных ситуаций. Коммуникативные, познавательные и исследовательские, организационные, социальные, деятельностные, информационные (компьютерная грамотность, умение вести поиск информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций) компетенции позволяют мне из носителя готовых знаний превратиться в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, обеспечивать самостоятельную творческую и проектную деятельность учащихся. Для проектной деятельности необходимы универсальные умения учителя. Поэтому непрерывное образование помогает мне повышать уровень овладения новыми компетенциями: коммуникативными, познавательными и исследовательскими, организационными, социальными, деятельностными, информационными (компьютерная грамотность, умение вести поиск информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций). Эффективно внедряю в практику современные образовательные технологии, которые обеспечивают личностное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижают нагрузку учащихся, а, в конечном, итоге, повышают качество образования. В преподавании активно использую технологии развивающего обучения, деятельностно - компетентностный подход, применяю информационно - коммуникативные технологии, проектно-исследовательской метод. Важнейшим условием эффективности учебного процесса для меня является деятельностно-компетентностный подход, поскольку он предполагает не только усвоение знаний, но и развитие познавательных и творческих способностей школьников.