"Школа развития" для детей старшего дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Школа развития" для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Рожкова Наталья Леонидовна, Ковалева Лидия Николаевна
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
(КОиН администрации г. Новокузнецка)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 168
(МБ ДОУ Детский сад № 168 )
654040, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. 13 Микрорайон, д. 18 А
тел. 8-(3843)-53-70-49, E-mail:korablik168@mail.ru
Рассмотрено на педагогическом совете
Заведующая
МБ ДОУ Детский сад 168
Протокол № __от _______
Молчанова Т.И__________
Коррекционно-развивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
Школа развития
программа составлена на основе серии Ломоносовская школа,
изд-во Эксмо
срок реализации – один учебный год
Составитель программы:
Рожкова Наталья Леонидовна,
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Ковалева Лидия Николаевна,
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
г. Новокузнецк
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ломоносовская школа Н.В.Володина. В.А.Егупова, издательство Эксмо, М.: 2014
Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).
Цель курса - Создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе
Задачи курса:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно - речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению в школе
Общая характеристика курса:
В основу данной программы заложен принцип системно - деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогают приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения.
Структура программы:
Продолжительность обучения: 28 недель.
Срок реализации 1 год.
Занятия проходят 1-2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 25 минут,
Начало занятий – октябрь 2019 года. Окончание занятий – апрель 2020 года.
Ожидаемый результат по курсу Хочу читать:
правильно произносить все звуки;
отчётливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картинке, по серии картин;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
Ожидаемый результат по курсу Считаю и решаю:
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел;
знать название основных геометрических фигур (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, круг); различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
уметь считать до10 в прямом и обратном порядке, сравнивать количество предметов (больше – меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывать сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Ожидаемый результат по курсу Изучаю мир вокруг:
распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;
перечислять в правильной последовательности времена года, называть основные признаки времён года.
Ожидаемый результат по курсу Пишу буквы:
формирование графических навыков,
обучать письму печатных букв,
развитие и укрепление мелкой моторики рук.
Учебно – методический комплект:
Хочу читать В.А. Егупова,
Пишу буквы Н.В. Володина
Считаю и решаю Н.В. Володина
Изучаю мир вокруг В.А. Егупова
Методическое обеспечение
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования строится с учётом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход;
систематичность и последовательность;
вариативность занятий;
наглядность.
Программа Школа развития построена с учётом особенностей детей старшего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Значение игровой деятельности влияет на развитие содержательной стороны интеллекта ребёнка, его произвольного внимания и памяти, развития речи, на формирование доброжелательных отношений в коллективе, на воспитание способности справедливо оценивать свои поступки и поступки играющих. Подчёркивается важность обучения детей правилам и нормам поведения в совместной игре. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно – ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических. На занятиях дети совершают познание окружающего мира в увлекательной форме, при этом, на самом деле, они учатся вычленять проблему, анализировать путь решения задач, искать разные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных неудач.
Наряду с игрой существенную роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывают продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование.
Программа Школа развития имеет раздел Психологическое сопровождение. Важнейшей частью такого сопровождения является изучение динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности.
Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
возбуждению ума ребенка к активной творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
учету характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий для формирования нужных психических черт и качеств личности;
созданию необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
созданию вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
вовлечению ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.
Диагностическое обследование проводится дважды по методике Вархотова Е.К., Экспресс диагностика готовности к школе: входная диагностика (сентярь 2019г) и диагностика на выходе(май 2020г). Динамика развития ребенка фиксируется в протоколах и оценивается в балльной системе.
Психологическая работа в рамках программы подготовки к школе реализуется в двух направлениях: диагностическом и просветительском (с элементами консультирования).
Просветительское направление.
Цель: повышение психологической грамотности родителей (информирование об умениях будущих первоклассников, об их готовности к школьному обучению, об их интересах, увлечениях).
Форма: памятки для родителей Внимание! 1 класс!. Тематические встречи с психологом –по требованию.
Темы встреч (возможны изменения):
Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Адаптация детей в начальной школе, причины детской дезадаптации.
Развитие познавательных процессов. Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом.
Мир эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Давай дружить! (развитие коммуникативных навыков ребенка).
МЫ идем в школу (структура семейных отношений первоклассника).
Диагностическое направление
Цель: оценка индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешность обучения и развития ребенка в условиях современной начальной школы.
Форма: индивидуальная диагностика
Диагностика будет проведена в 2 этапа: стартовая - в начале курса (сентябрь 2019 г.) и итоговая - в конце курса (май 2020 г.). По результатам диагностики будет сделано заключение о степени готовности ребенка к школьному обучению и будут даны рекомендации родителям будущих первоклассников.
Методика: Экспресс диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов (изд. Генезис, Москва)
Методика состоит из субтестов, диагностирующих:
знание ребенком анкетных данных,умение ориентироваться в пространстве,причинно—следственных,пространственно-временных, логических связей, исследование мышления,оценка особенности звукопроизношения и фонематического слуха,сформированность произвольного внимания, умения выялять закономерности
Планирование по курсу Логика и счет
№ п/п
Дата
Темы занятий
Кол-во
часов
Занятие
Число и цифра 0.Образование 0.Повторение понятий много, ни одного. Геометрические фигуры – круг, овал.
1
Занятие1
Число и цифра 1
1
Занятие 2
Число и цифра 2
1
Занятие 3
Число и цифра 2. Действие сложения.
1
Занятие 3
5-6
Число и цифра 3. Действие вычитания.
2
Занятие 4
7
Повторение и закрепление пройденного.
1
Занятие 5
8-9
Ознакомление с составом числа 3 из двух меньших чисел.
2
Занятие 6
10
Знакомство с понятием соседи числа. Сложение и вычитание 1.
1
Занятие 7
11-12
Обучение вычитанию по числовой прямой числа 2 способом присчитывания по 1
2
Занятие 8
13-14
Обучение вычитанию по числовой прямой числа 2 способом присчитывания по 1.
2
Занятие 9
15
Обучение составлению и решению задач по картинке и нахождение суммы.
1
Занятие 10
16-17
Обучение составлению и решению задач по картинке и нахождение остатка.
2
Занятие 11
18-19
Число и цифра 4. Составление задач на сложение и вычитание.
2
Занятие 12
20
Сравнение чисел. Знакомство со знаками >, <,=.
1
Занятие 13
21-22
Ознакомление с составом числа 4 из двух меньших чисел.
2
Занятие 14
23-24
Число и цифра 5.
2
Занятие 15
25-26
Ознакомление с составом числа 5.
2
Занятие 16
27
Порядковый счет.
1
Занятие 17
28-29
Число и цифра 6.
2
Занятие 18
30-31
Ознакомление с составом числа 6.
2
Занятие 19
32
Повторение и закрепление пройденного.
1
Занятие 20
33-34
Число и цифра 7.
2
Занятие 21
35-36
Ознакомление с составом числа 7.
2
Занятие 22
37-38
Число и цифра 8.
2
Занятие 23
39-40
Ознакомление с составом числа 8.
2
Занятие 24
41
Знакомство с понятием на 1 больше.
1
Занятие 25
42
Знакомство с понятием на 1 меньше.
1
Занятие 26
43-44
Число и цифра 9.
2
Занятие 27
45-46
Ознакомление с составом числа 9.
2
Занятие 28
47-48
Число и цифра 10.
2
Занятие 29
49-50
Ознакомление с составом числа 10.
2
Занятие 30
51-52
Ознакомление с понятием сантиметр.
Измерение длины предметов с помощью линейки.
2
Занятие 31
53
Знакомство с часами.
1
Занятие 32
54
Решение примеров на сложение и вычитание
1
Занятие 33
55
Решение примеров на сложение и вычитание
1
Занятие 34
56
Составление и решение задач по картинкам.
1
Занятие 35
Занятие 36
Итого:
56
Планирование по курсу Обучение грамоте и письму
(Пишу буквы. Хочу читать.)
№ п/п
Дата
Темы занятий
Кол-во
часов
Занятие
Учимся правильно сидеть за столом, держать карандаш.
Пишем гласные буквы
1
Занятие1
Занятие 1
Знакомимся с понятиями лево-право,после,между,впереди,за,верхний,нижний
Слова состоящие из гласных
1
Занятие 2
Занятие 2
Учимся ориентироваться в пространстве
Пишем звонкие согласные буквы
1
Занятие3
Занятие 3
Обводим и рисуем горизонтальные линии
Пишем глухие согласные
1
Занятие 4
Занятие 4
Обводим и рисуем вертикальные линии
Пишем слоги
1
Занятие 5
Занятие 5
Обводим и рисуем наклонные линии
Пишем недостающие части букв
2
Занятие 6
Занятие 6
Обводим рисунки по контуру
Пишем слоги с буквой а
2
Занятие 7
Занятие 7
Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями
Пишем слоги с буквой о
2
Занятие 8
Занятие 8
Штриховка картинок, Придумываем свои направления штриховки.
Пишем слоги с буквой у
2
Занятие 9
Занятие 9
Рисуем спирали.
Пишем слоги с буквой ы
2
Занятие 10
Занятие 10
Рисуем круги и овалы.
Пишем слоги с буквой и
2
Занятие 11
Занятие 11
Рисуем дорожки.
Пишем слоги с буквой ю
2
Занятие 12
Занятие 12
Обводим и рисуем петлеобразные линии.
Пишем слоги с буквой я
2
Занятие 13
Занятие 13
Обводим и рисуем петлеобразные линии.
Пишем слоги с буквой е
1
Занятие 14
Занятие 14
Обводим и рисуем петлеобразные линии.
Пишем слоги с буквой ё
1
Занятие 15
Занятие 15
Обводим и рисуем зигзаги.
Пишем слоги с твердыми согласными
1
Занятие 16
Занятие 16
Обводим и рисуем различные линии в картинках.
Сложи кубики
1
Занятие 17
Занятие 17
Пишем буквы А,а и Д,д.
Переставь буквы, напиши слова
1
Занятие 18
Занятие 18
Пишем буквы М,м и Л,л.
Впиши буквы
1
Занятие 19
Занятие 19
Пишем буквы С,с и Э,э.
Написание мягкого знака в словах
2
Занятие 20
Занятие 20
Пишем буквы О,о и Ю,ю.
Напиши названия к картинкам
1
Занятие 21
Занятие 21
Пишем буквы З,з и Я,я.
Пишем мягкий разделительный знак в словах
2
Занятие 22
Занятие 22
Повторяем написание пройденных букв.
Пишем разделительный твердый знак в словах
2
Занятие 23
Занятие 23
Пишем буквы Р,р и Ф,ф.
Пишем предложения
1
Занятие 24
Занятие 24
Пишем буквы Б,б и В,в.
Пишем предложения
1
Занятие 25
Занятие 25
Пишем буквы К,к и У,у.
2
Занятие 26
Пишем буквы Н,н и И,и,й.
Пишем названия животных
2
Занятие 27
Занятие 27
Пишем буквы Г,г и Т,т.
Пишем названия рыб
1
Занятие 28
Занятие 28
Повторение написания пройденных букв
Гласная и слог. Пишем названия животных
2
Занятие 29 Занятие 29
Пишем буквы П,п и Ч,ч.
Непарные твердые и мягкие согласные. Пишем названия животных
2
Занятие 30
Занятие 30
Пишем буквы Ц,ц и Щ,щ
Чистоговорки. Пишем названия насекомых.
2
Занятие 31 Занятие 31
Пишем буквы Ш,ш, Е, е, Ё,ё
Чистоговорки. Пишем названия птиц.
2
Занятие 32 Занятие 32
Пишем буквы Ж,ж и Х,х
Спрятавшиеся слова. Пишем названия овощей.
2
Занятие 33 Занятие 33
Пишем буквы ь, ы.ъ
Игры со словами. Пишем названия фруктов.
2
Занятие 34 Занятие 34
Пишем пройденные буквы
Сказки. Пишем названия цветов.
2
Занятие 35 Занятие 35
Алфавит. Письмо слов и букв
1
Занятие 36
Итого
56
Планирование по курсу Обучение чтению и развитие речи (Хочу читать)
№ п/п
Темы занятий
Кол-во
часов
Занятие
Дата
1.
Гласные звуки и буквы
1
Занятие1
2.
Слова, состоящие из гласных.
1
Занятие 2
3.
Звонкие согласные звуки и буквы.
1
Занятие3
4.
Глухие согласные.
1
Занятие 4
5.
Слова, состоящие из гласной и согласной
1
Занятие 5
6.
Упражнения на закрепление.
1
Занятие 6
7.
Слоги-слияния с гласной а.
1
Занятие 7
8.
Слоги-слияния с гласной о.
1
Занятие 8
9.
Слоги-слияния с гласной у.
1
Занятие 9
10.
Слоги-слияния с гласной ы.
1
Занятие 10
11.
Слоги-слияния с гласной и.
1
Занятие 11
12.
Слоги-слияния с гласной ю.
1
Занятие 12
13.
Слоги-слияния с гласной я.
1
Занятие 13
14.
Слоги-слияния с гласной е.
1
Занятие 14
15.
Слоги-слияния с гласной ё.
1
Занятие 15
16.
Твердые и мягкие согласные.
1
Занятие 16
17.
Односложные и двусложные слова.
1
Занятие 17
18.
Односложные слова.
1
Занятие 18
19.
Слова со стечением согласных.
1
Занятие 19
20.
Мягкий знак.
1
Занятие 20
21.
Мягкий знак в середине слова
1
Занятие 21
22.
Мягкий разделительный знак
1
Занятие 22
23.
Твердый разделительный знак.
1
Занятие 23
24.
Предложение.
1
Занятие 24
25.
Виды предложений.
1
Занятие 25
26.
Текст.
1
Занятие 26
27.
Вопросы к тексту.
1
Занятие 27
28.
Слог.
1
Занятие 28
Итого:
28
Планирование по курсу Окружающий мир
(Изучаю мир вокруг)
№ п/п
Дата
Темы занятий
Кол-во
часов
Занятие
Игрушки и учебные вещи
1
Занятие 1
Мебель и посуда
1
Занятие 2
Одежда и обувь
1
Занятие 3
Белье, головные уборы.
1
Занятие 4
Пища, напитки.
1
Занятие 5
Посуда.
1
Занятие 6
Овощи. Фрукты.
1
Занятие 7
Ягоды.
1
Занятие 8
Времена года. Осень.
1
Занятие 9
Цвета.
1
Занятие 10
Растения. Деревья и кустарники.
1
Занятие 11
Цветы и травы.
1
Занятие 12
Грибы.
1
Занятие 13
Дикие животные.
1
Занятие 14
Домашние животные и птицы.
1
Занятие 15
Птицы и птенцы.
1
Занятие 16
Насекомые.
1
Занятие 17
Рыбы и морские животные.
1
Занятие 18
Охрана природы.
1
Занятие 19
Времена года. Зима.
1
Занятие 20
Продукты.
1
Занятие 21
Электроприборы и инструменты.
1
Занятие 22
Профессии.
1
Занятие 23
Времена года. Весна.
1
Занятие 24
Транспорт.
1
Занятие 25
26.
Планеты. Страны и города.
1
Занятие 26
27.
Времена года. Месяцы. Дни недели.
1
Занятие 27
28.
Человек.
1
Занятие
Итого:
28
Литература для родителей:
Безруких М. Чему и как учить до школы? / М. Безруких //Обруч. – 2001. - №2
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л. Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2001.
Галахова Т. Пять компонентов готовности к школе. / Т. Галахова // Обруч. – 2000. - №2
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. /Н. И. Гуткина. // - М. 2000.
Кашина И. Готов ли родитель к школе? / И. Кашина // Обруч. – 1998. - № 4.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. /Е. Е. Кравцова // - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
Матросова Н. Чтобы жить в согласии с природой. / Н. Матросова // Обруч. – 1997. - №1
Толстой Л.Н. Азбука; Новая азбука. / Авт. –сост.: В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк, - 2-е изд., доп. // - М.: Просвещение, 1987.
Литература для учителя
Арапова – Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения / Н. Арапова – Пискарева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5
Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника / М. М. Безруких \\ Дошкольное воспитание. – 2003 - №2
Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2002. - №7.
Гришаева Н. Непрерывность с разных точек зрения. / Н. Гришаева// Обруч. – 1997. - №1.
Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению. /Г.А. Дорофеева // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №2
Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Евдокимова А. Дифференцированный подход в обученииграмоте шестилетних первоклассников. / А. Евдокимова //Обруч. – 1996. - № 5, № 6.
Кочурова Е. Прием детей в 1-й класс: методические особенности / Е. Кочурова // Обруч. – 1996. - № 5.
Мизина, Н. Готовность к школе и децентрация. / Н. Мизина // Обруч. – 1999. - № 3.
Никифорова Н.Д. Программа Перекресток. /Н.Д. Никифорова //Класс, Рук. – 1998. - № 4.
Носова Е. Игры и упражнения с логическими блоками. /Е. Носова // Обруч. – 2001. - № 2.
Овчинникова Л. Графические диктанты. / Л. Овчинникова // Обруч. – 2001. - №2.