Роль игровых технологий в процессе развития коммуникативных умений школьников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль игровых технологий в процессе развития коммуникативных умений школьников.
Автор: Кучина Елена Яковлевна

Роль игровых технологий в процессе развития коммуникативных умений школьников. В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к уровню развития личностных качеств его граждан. Происходит трансформация представлений о личности, на первый план выступает гуманизация общества, что находит отражение и в системе образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов. Успешность общения во многом зависит от коммуникативной компетенции человека, которая преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Для начала следует отметить, что коммуникативную компетентность подростков можно развивать не только в частнопредметном и методическом контексте или средствами отдельной педагогической технологии. Особенности освоения подростками личностно значимых, осмысленных коммуникативных действий как инструмента кооперации, компетенций, приобретаемых в процессе разрешения ценностных коммуникативных ситуаций можно проследить на уроках разных образовательных областей. Деятельность учителя связана с организацией, регулированием, сопровождением сотрудничества и кооперации учащихся в ценностной коммуникативной ситуации урока, стимулированием субъектов коммуникации, на основе усиливающей или ослабевающей помощи, оцениванием процесса и результатов. Деятельность ученика представлена индивидуальным поэтапным освоением коммуникативных действий в обучении. Главным средством формирования коммуникативной компетентности в школьном обучении является коммуникативная задача, которая реализуется как говорящим, так и слушающим. Именно она определяет характер коммуникативных действий, которыми нужно овладеть в процессе образования. Решение коммуникативных задач, различающихся по функциональной направленности, предметному содержанию, уровню сложности и способам организации деятельности, предусматривает применение методов текстовой интерпретации, разработанных в педагогической герменевтике, использование которых обеспечивает формирование у подростков способности ориентироваться в коммуникативной ситуации, адаптироваться в групповой коммуникации, кооперироваться с ровесниками и взрослыми для реализации потребности в самовыражении и практически владеть различными способами взаимодействия в паре и группе в текстах разной коммуникативной направленности. Все умения, осваиваемые подростками в процессе реализации коммуникативных действий в сотрудничестве и кооперации при решении КЗ, условно разделены на 4 группы: 1. умения, помогающие быстро ориентироваться в конкретной коммуникативной ситуации: вступать в общение с учетом темы и проблемы, настроения и состояния партнера, осмысливать отношение к месту и времени речевого контакта, соотносить собственную цель общения с целью собеседника; 2. умения, необходимые на этапе интерпретации исходного текста (ситуации общения): видеть в тексте тему, проблему, авторскую позицию и средства ее выражения, определять свое отношение к обозначенным характеристикам; 3. умения, необходимые на этапе проектирования собственного текста: поворачивать тему исходного текста в плоскость собственного текста, определять свою функциональную цель в сотрудничестве и кооперации, соотносить со своей целью тему и основную мысль собственного текста, выбирать ситуативно-уместные средства коммуникации, опорные, ключевые слова для собственного словесного текста; 4. умения, необходимые на этапе презентации собственного текста: понимать уникальность коммуникативной ситуации, соблюдать законы этики, предписывающие доверие к сказанному, полноту и качество информации, обеспечивать взаимодействие в общении, воспринимать мнение других, корректировать свое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, конструктивно вести диалог К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. В старшем подростковом возрасте наряду с уже освоенными «детерминированными» и «сформулированными» типами заданий применяются «вероятностные» и «несформулированные» задачи с содержанием убеждающего характера. Подростки, знакомясь с новыми способами переработки и предъявления учебной информации (рецензией, отзывом, дискуссией, репликами в споре, докладом, анализом высказывания товарища и др.), учатся рациональным способам организации сотрудничества в группах разной численности, приемам оценивания процесса и продуктов коммуникации. Приведем в пример формирование коммуникативной компетентности у предполагаемого учащегося. Первым шагом стало бы определение стартового уровня коммуникативной компетентности ученика. Выявляются особенности развития его коммуникативных умений. Обнаруженные проблемы позволяют сделать второй шаг – определить комплекс коммуникативных задач, необходимый подростку для его успешного продвижения по индивидуальной траектории.