Социально-психологические проблемы выпускников интернатных организаций


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социально-психологические проблемы выпускников интернатных организаций
Автор: Садыкова Алла Александровна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Как показывают исследования многих авторов, выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются в тяжелых жизненных ситуациях: они становятся участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семью, не могут строить взаимоотношения в семье, испытывают затруднения в воспитании собственных детей, легче становятся алкоголиками, наркоманами, демонстрируют асоциальное поведение, проявляют склонность к суицидальному поведению и т. д. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют особый статус, который обусловлен социальной ситуацией развития. Особенностями жизни в государственном учреждении являются: полузакрытый характер, коллективное воспитание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора при принятии решения, ограниченный набор трудовых умений ограничивают возможность как его социализации, так и адаптации в обществе, окружающей среде. Отсутствие привязанностей, снижение социального интеллекта, нарушения в общении, отсутствие близких людей приводят к нарушению процесса социализации, в связи с отсутствием у воспитанников семьи.Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники интернатных учреждений. Особенностью их социализации является замещение главного института социализации – семьи, учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков. Факторы, затрудняющие социализацию воспитанников интернатных учреждений: – особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется, и он никому не нужен;– ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние; – наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития); – наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми; – ограничение социальной активности ребенка; – недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации; – наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; – наличие чрезмерно большого (избыточного) опыта в некоторых вопросах, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося; – принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии; –жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль; – скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта; – ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира; – выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы". Для выпускников интернатных учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт: – иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности; – трудности в общении, отсутствие избирательности общения; – инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; – перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; – неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.Переход воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь представляется очень сложным и трудным как для них, так и для окружающих их людей. Эти трудности обусловлены целым рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности устройства на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и родными. Перечисление этих факторов можно было бы продолжить, но остается нерешенной главная проблема: как помочь выпускникам адаптироваться к самостоятельной жизни и социализироваться в новом обществе. Проблемы выпускников при вступлении в самостоятельную жизнь возникают, прежде всего, потому, что они попадают под компетенцию разных ведомств: органов образования, социальной защиты, милиции, КДН и ЗП, и т. д., и эта межведомственная разобщенность не позволяет выстроить решение их проблем в едином ключе. Необходимо отметить, что в начале самостоятельной жизни дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по сравнению с детьми из семей, изначально лишены помощи и поддержки со стороны близких родственников и родителей, то есть самого главного в жизни, что дает человеку семья. Исследования психологов, педагогов показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сильнее, чем дети из семьи, мечтают иметь свой дом, хорошую семью, любящих родителей. Они представляют свой будущий дом не похожим ни на государственное учреждение, в котором они выросли, ни на свой бывший родительский дом. Они представляют некий несуществующий, сказочный дом. При этом выпускники, с одной стороны, с нетерпением ждут того момента, когда они выйдут за стены детского дома или школы-интерната, приюта, центра, а с другой стороны, очень боятся этого, не уверены в своих возможностях жить самостоятельно. Находясь на государственном обеспечении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мало задумывались о том, кто и как решал их проблемы, они сами практически не прикладывали усилия для решения многих проблем.Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать: 1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. 2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства. 3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, нахождение подобных себе и привычного круга общения. 4. Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие за судьбу тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним. 5. Потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки. 6. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. 7. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т. д. 8. Несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, которые включают удовлетворение самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения). 9. Низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания. 10. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению, злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.). Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они себя не считают готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой стороны, – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, то есть возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств. Постоянное окружение большим количеством детей и взрослых не дает подростку возможности идентифицировать самого себя, осмыслить себя и свои проблемы, продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найдет друзей, как будет проводить свободное время. Ограниченность круга этого общения со взрослыми (сотрудники учреждения), приводит к тому, что дети не умеют налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями других значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, мало эмоциональны, что приводит к отсутствию потребности находить близкие отношения со взрослыми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны. В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представления о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимости вещей, необходимых для проживания, дети не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к хорошему питанию, покупке всех необходимых вещей, оборудования и т. д. Находясь в государственных учреждениях для детей-сирот, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не понимают стремления всех нормальных людей экономить деньги, покупать только необходимое, а не то, что им хочется.Также, после выхода из детского дома, выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они наблюдают другую картину. Родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними, родственники только вначале радуются возвращению детей из детского дома. Отношения с близкими и родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и появляется надежда на то, что все будет хорошо. Сами дети мало что могут предпринять самостоятельно, так как они не знают, как это делать. При получении отдельного жилья многие дети сами не могут жить, чаще всего они уходят жить к друзьям или подругам, или приводят их к себе в квартиру. Довольно часто такие друзья или подруги живут в неблагополучных семьях, поэтому дети объединяются, проводят вместе время, гуляют и т. д.Опыт работы специалистов с детьми и подростками в учреждениях показывает, что довольно часто у воспитанников наступают кризисные ситуации, которые проявляются в срывах поведения, драках, агрессивности, побегах, грубом отношении к взрослым и сверстникам и т. д. Для того чтобы точно определить, что у ребенка кризис и какой этот кризис, необходимо выяснить, что вызывает кризисное состояние. Специалисты подтверждают тот факт, что то, что у одного ребенка вызывает кризисное состояние, остается совершенно незамеченным у других. Для работы с детьми и подростками необходимо выяснить, какие ситуации оказывают неблагоприятное воздействие и способствуют проявлению кризиса. Особенно важно выделить кризисные явления в семьях, имеющих детей. Например, можно выделить кризис семьи, когда не складываются взаимоотношения, и между ее членами происходят конфликты, ссоры, раздражение. Это связано с взаимоотношениями между отдельными людьми (соседями, друзьями, близкими родственниками и т. д.); между профессионалами и теми, кому нужна помощь в конфликтной ситуации, и когда люди приходят или уходят, помогают при этом или ухудшают ситуацию и создают хаос. Выход из кризисной ситуации может показать ребенку взрослый, но ребенок может принять наш способ выхода из кризисной ситуации, а может и не принять, а использовать свой, неэффективный способ. В данной ситуации кризис не принесет положительных изменений, а наоборот, закрепит старый способ и выход будет неэффективный. Если ребенок принимает способ выхода из кризисной ситуации, предложенный взрослым, то в такой ситуации взрослый выполняет роль скорой помощи, которая всегда приходит на помощь в решении данной проблемы. В отношении выхода из кризисной ситуации ребенок ничего для себя не выносит нового. Самый важный выход из кризисной ситуации, когда ребенок сам прожил эту кризисную ситуации, увидел ее изнутри и нашел выход для себя. В следующий раз при попадании в кризисную ситуацию он найдет способ выхода из нее или придет к любому специалисту и попросит у него разрешения просто посидеть в комнате, побыть рядом и помолчать. Самостоятельный выход из кризисной ситуации позволяет получить жизненный опыт, ребенок осознает, что с ним происходит и учится, как поступать в данной ситуации.