Вклад автора в решение общечеловеческих проблем (на примере произведений русской литературы)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вклад автора в решение общечеловеческих проблем (на примере произведений русской литературы)
Автор: Станислава Адольфовна Марич
Вклад автора в решение общечеловеческих проблем
(на примере произведений русской литературы)
Творцами русской классической литературы выступали авторы, обладающие огромной человеческой ответственностью, она определяется предложением читателю решать самые сложные нравственные и общественные проблемы –
решать вместе: автору и читателю.
Д.С. Лихачев
Если посмотреть на историю всей классической литературы, то, несомненно, станет ощутим размер и маштаб ответственности вклада автора в главную мысль произведения. Причем смысл этого вклада будет нести необъятную значимость, и сам творец, взяв на себя такую ответственность, конечно, имеет понимание об этом. Автор всегда чувствует важность отражения в художественном произведении норм общечеловеческой ответственности, нравственности и морали.
Именно поэтому в своих произведениях творцы русской классической литературы ставят главные акценты именно на общечеловеческих проблемах. Отражение автором черт морали в своем произведении не является обязательством, в этом выражена сама необходимость души творца, то, в чем она так нуждается. Другим словом - это порыв всего внутреннего человека, что не может смириться с человеческими пороками, с этой “грязью” в обществе: бессовестной ложью; обманом; изменами своим ближним, себе; предательством; всепоглощающей ленью; безразличием и безучастием в судьбах остальных. И для того, чтобы открыть читателю глаза на все это и помочь преодолеть испытания судьбы, автор, затрагивая тему общечеловеческих норм, вносит в свое произведение особенную тематику, жанр, всевозможные образы героев, художественные приемы, глубокомысленную речь героев и многое другое - в этом отображается вся необходимость сотворения высказывания автора. Среди таких общечеловеческих принципов, которые являлись наиболее приоритетными у Великих Мастеров русской классической литературы, можно назвать принципы взаимоуважения, взаимопонимании людей, сострадания, взаимопомощи, любви, доброты и человечности.
К примеру, в произведениях одного из Величайших русских классиков - Александра Сергеевича Пушкина, не раз затрагивается тема отношения к женщине. Каждой героине своих произведений (будь то лирика или эпос), автор присваивает такие качества, как качество женской верности, верности слову данному перед алтарем, заслуженной преданности, обязательности, непоколебимой веры в помощь “свыше”, самопожертвенности, доверия, ответственности перед мужем, Богом и людьми. Идеал женской красоты, о котором говорит А.С.Пушкин, как раз и является проявлением одного из принципов общечеловеческих норм. Образ Марьи Кирилловны из романа “Дубровский”, героини Маши Мироновой из повести “Капитанская дочка”, и, наконец, образ Татьяны Лариной из романа “Евгений Онегин” - все они являются примером приоритета красоты душевной над красотой внешней.
О важности наличия этих качеств в женской натуре нам говорит еще один Великий Творец классической литературы - Лев Николаевич Толстой. В романе-эпопее “Война и мир” Лев Николаевич показывают читателю ощутимый контраст женских образов произведения. Действие начинается на светском вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Сам образ хозяйки вечера наполнен тщеславием. А в обществе, в котором находится Анна Павловна, ведутся пустые горделивые разговоры. В этом обществе интересуются не качествами характера и не личными достижениями человека, намного важнее обществу делиться новостями о страстях, кипящих в светской жизни и, что чаще - интересоваться первостепенно размером состояния. Еще один образ красавицы, присутсвующей на вечере, воплащен в образе героини Элен. Л.Н. Толстой не раз подчеркивает, выделяет в тексте эту “голую” красоту девушки, пытаясь донести, что эта красота - она напоказ, улыбка - театральна и те речи, что ведет Элен - неискренни. Все это девушка делает для того, чтобы путем тонкого расчета найти себе “достойного” кандидата на роль жениха,, а степень “достойности” будет измеряться в объеме богатства этого кандидата. Элен, безусловно, может очаровать любого , используя свои уловки и приемы. Но стоит ли за подобным поведением глубокое внутреннее осознание? Скорее всего, нет.
А то, с какой любовью, нежностью, добротой пишет автор строки о своей любимой героине, читатель замечает уже с описания Наташи Ростовой и отмечает уже в последующем развороте событий произведения. То как много для Ростовой значит ее первый танец; то как жалеет Наташа солдат, жертвуя накопленным годами достатком семьи -ведь для нее гораздо важнее спасти жизни этих бойцов; то как она ухаживает за раненным князем Андреем Болконским и то как любит она своего мужа Пьера и детей - говорит нам о том, что Наташа искренна, ее переполняют чувства, и даже порой что-то банальное для человека общества Элен и Шерер, вызывает у главной героини глубокие душевные переживания. Именно через образ этой девушки Л.Н. Толстой пытается донести до читателя те общечеловеческие нормы, которые должны быть в каждом человеке.
Наряду с образами героев, являющимися представителями высшего общества, он рисует образ простого русского солдата Платона Каратаева. Платон представляет из себя кладезь мудрости в нехитро оформленном флаконе. Крестьянин Каратаев несет в своих простых, но в то же время сильных речах, вполне приемлимые идеи: идею упращения отношений людей, всепрощения, того что в единении, сплочении заключается сила человечества.
В другом же фрагменте произведения Пьер Безухов, готовясь к бою на поле Бородинском, видит приготовления крестьян к предстоящему сражению, и Пьер шокирован дисциплиной и стойкостью души русских солдат. Они моются перед боем, надевают чистые одежды для того, чтобы достойно погибнуть в сражении за свою Родину. Они не боятся смерти, более того - принимают это как долг. Прочитав и осознав смысл этого глобального произведения классической литературы, невольно понимаешь, что совершенно заслуженно жанр самого фундаментального произведения Льва Николаевича Толстого носит название романа-эпопеи, ведь в нем описывается множество общечеловеческих принципов со всех “фронтов”, т.е. сторон жизни человека: будь то принцип всеобъемлющей любви, всепрощения или принцип сплочающего единства,веры - здесь есть все. И каким бы ни был великим исторический герой романа - Наполеон, с тех пор, как появляются в романе такие светлые образы “простых” людей, он больше не имеет никакой силы ни в глазах Пьера, ни в глазах читателя. Бонапарт плодит идеи связанные с насилием, он одержим идеей сверхличности, которой дозволено все, но эта идея несет вместе с собой разрушение, и прежде всего, душевную смерть. Это и хочет донести до нас автор, оберечь от губительной силы, тенденция развития которой, распространялись по всему миру.
Идея сверхчеловека, подобному Наполеону, заразой ходила по свету, тревожила умы множества, и “наступая” на нее, словно на осколки разбитого зеркала, она оставляла в каждом свои зерна, следы и получая отголоски душ, зерна начинали проростать в умах людей того времени. Этот росток зарождал идеи и проникал глубже, поглащая ум и толкая человечество на поступки, которые просто нельзя сопоставить с общечеловеческими нормами. В этом числе умов, захваченных недоброй идеей, оказался и ум молодого Родиона Раскольникова - героя произведения “Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского. Стоящий на распутье студент, охвачен, буквально одержим идеей сверхчеловека. И после двойного убийства, которое он совершает, Раскольников переживает страшнейшие душевные терзания. Он говорит ключевые слова: “Я не старуху убил, я себя убил”. Одержимость берет верх над всем остальным в молодом человеке, и отныне уже никакое событие не может по-настоящему тронуть его душу: ни самопожертвование сестры-Дуни (брак по расчету), ни страдания и смерть Матери, ни расскаяние в своем поступке проститутки Сони Мармеладовой. Он испытывает отчуждение ко всему этому и не отказывается от своих вглядов, но Соня верит, что общечеловеческие нормы должны пересилить зло ума и победить. Она пытается его убедить в том, что он должен раскаяться и предпринять попытку внутреннего возрождения, но Раскольников может только сделать вид раскаяния. Потому что в душе молодого человека по-прежнему нет отклика, он пока что не чувствует необходимости в перерождении, а, возможно, уже просто нет того, что может вызвать отклик в его душе. Он не раскаялся - он раскололся, оттого Ф.М.Достоевский и дает ему такую говорящую фамилию - Раскольников. И доказательство тому - библия с закладкой, хранящаяся у Родиона под подушкой, так и не нашла своего применения. Однако у главного героя остается последний шанс нравственного выбора, ведь финал произведения автор оставляет открытым, чтобы и читатель мог понять, ощутить происходящее на себе, и определить, что ему делать дальше...
Точно так же путь нравственного выбора, на котором оказывается Родион Раскольников, испытывает героев повести Василия Быкова “Сотников”. Два главных героя-партизана: слабый, немощный Сотников и сильный, крепкий Рыбак отправляются в разведку. Именно их судьба будет проверять на прочность. Перед Сотниковым и Рыбаком встанет нравственный выбор - предать себя, своих близких, Родину или стоять за свое до конца. Ничто не способно оправдать героя В.Быкова - Рыбака, который находит множество причин и оправданий себе и своим поступкам, в то время, как Сотников, отважно выдержав все пытки фашистов, не ломается внутренне и не сдается. Рыбак, возомнив себя стратегом, делает свой выбор. Он выбивает табурет из под ног Сотникова по велению фашистов. Тем самым фашисты определяют роль палача Рыбаку, этому предателю, который пытается спасти свою шкуру любой ценой. В этом и заключается главное отличие героев: Сотников остается человеком, человеком верным своему народу. Мысль стать предателем оказывается ему совершенно чуждой и он уходит непобежденным, потому что проявляет общечеловеческую любовь, любовь к ближнему, к человеческой природе. В этом и есть идея нравственного выбора в жизни каждого человека и именно об этом говорит нам уровень осознанности действий.
И в очень малых жанрах мы можем найти те темы, в которых будет звучать идея любви ко всему окружающему человека, ко всему живому вокруг. Возьмем в пример стихи Ивана Сергеевича Тургенева в прозе, в которых он совершенно потрясающим образом описывает всю сущность живого существа. В стихотворении “Воробей” И.С. Тургенев описывает случай необычайной храбрости, проявленной маленькой птичкой ради спасения слабого сородича. Мы можем только предполагать, каким же огромным и ужасным чудовищем в этот момент выглядит в его глазах собака. Однако собрав всю силу в своем маленьком, дрожащем от страха тельце, воробей доблестно пошел на отчаянный поступок. Воробей отважно ринулся на помощь сородичу. Пес, пораженный огромной смелостью и внутренней силой такого маленького существа, оробел, и заимев уважение к воробью-герою, отступил. Воробей отстоял свое - слабый был защищен. А собака, вместе со свидетелем этого большого поступка - хозяином, ушли буквально “благоговея” от благородного поступка. Возможно, кто-то примет это всего лишь за инстинктивное поведение птицы, однако, хочется возразить и отметить, что у животных тоже присутствуют те качества, которые следует порой взаимствовать нам - людям. Птичка в стихотворении И.С. Тургенева - это урок храбрости, любви, доброты, отваги, защиты и помощи ближнему своему.
Еще одно стихотворение Ивана Сергеевича, посвященное существу, читая описание которого, невозможно назвать животным, называется “Собака”. “Нас двое в комнате: собака моя и я”, - начинает автор, ставя себя на второе место. При рассказе о взгляде собаки в человеческие глаза, автор не раз подмечает проникновенность, осмысленность в глазах этого всепонимающего существа: “Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.” Это не просто контакт - это единство и глубочайший уровень взаимопонимания двух существ: ”Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.” И.С. Тургенев подчеркивает смысл написанного особой мелодичностью, ритмичностью, подбором слов и пунктуацией стихотворения так, что при прочтении оно звучит с личными и даже интимными интонациями рассказчика, обращая внимание читателя на маленькие акценты в описании. Кажется, что невозможно так тонко, точно и необыкновенно сказать о собаке, о внутреннем состоянии ее души, как делает это в своей прозе Иван Сергеевич Тургенев. Вот оно - единство душ.
Мы открываем томик стихотворений Сергея Есенина, в котором сразу обращаем внимание на стихотворение “Дай, Джим, на счастье лапу мне”. Лирический герой стихотворения ведет диалог с собакой, ощущая родство души и рассказывая ему о своих переживаниях, о самом сокровенном, тем самым отмечая, что собака является близким другом героя. Душевно поговорив со псом,в заключение герой берет с друга обещание, которое тот обязательно выполнит. Ведь животные - самые честные, искренние и преданные друзья человека, именно это неоднократно отмечает поэт в своем творчестве. Именно за эту преданность, внутреннюю чистоту и верность необходимо ценить животных, доверять и любить их так, как они любят нас. Сущность всего живого, природного в творчестве многих Великих авторов ведет читателя к пониманию и приобщению к общечеловеческим нормам. Они являются главным в человеческой жизни, ведь на них строится мир. Эти моральные, нравственные качества дают возможность дальше развиваться как отдельному человеку, так и всему человеческому обществу, продолжать жизнь и творить историю этого света.
Но что произойдет, если изолировать человека от животных, природы, если лишить его всех этих прекрас жизни и воспитательных моментов опыта, полученного при взаимодействии со всем живым? В романтической поэме “Мцыри” Михаила Юрьевича Лермонтова главный герой с самого младенчества оказывается в заточении монашеской кельи. Прожив большую часть жизни там, в плену, не видя лучей дневного света за стенами крепости мужского монастыря, молодой человек - Мцыри ни разу не чувствовал жизнь:
“Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.”
Да, он благодарен монаху, который спас его жизнь, но в то же время старик отнял ее, не позволяя увидеть всех красот, существующих на этом прекрасном свете. Только сбежав из стен монастыря, Мцыри по-настоящему понимает, что такое жить: он блуждает по полям, усеянным пышной зеленью; прыгает по каменным грудам; видит великолепные природные гиганты - горы Кавказа; дышит восхитительным по чистоте и освежающей силе воздухом; слышит необычайное своей красотой пение молодой девушки на берегу; испытывает природную стихию, наслаждаясь всеми ее проявлениями и встречается лицом к лицу с опасностью, борясь отважно, преодолевая страх и одерживая победу в сражении с барсом, обретает счастье даже от раны. Проявив необыкновенную смелость в решении сбежать, однако покинув монастырь, он уже ни разу не пожалеет о своем поступке и никогда не захочет вернуться обратно. Увидев весь этот неспокойный мир, который столько лет был для него тайной, Мцыри понимает, что он его часть, он язык природы. Он ценит этот прерасный мир так, как не ценит ни один другой. Его монашеская келья, в которой он жил, является проявлением тоталитарного романтизма. Этот тоталитаризм контролирует жизнь, совершенно исключая из нее какие-то акты проявления свободы и независимости, подавляя интересы, влечения человека. Но пример Мцыри говорит нам о том, что человек обязан воспитать в себе то, что не позволит смириться и поддаться подобному противоволию. Чтобы никто не мог подавить в нас лучшее, что дала природа и не позволить себе самому утерять связь с ней. Для этого может понадобиться серьезный труд, однако человек не должен забывать, что как раз для этого и рожден - чтобы жить без жалости к себе. И именно в те моменты, когда человек отдает себя жизни целиком, жизнь возвращает ему все бумерангом.
Просто необходимо любить жизнь. О том, как она удивительная и необычайная, пишет нам Великий стихотворец - Афанасий Афанасьевич Фет. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом” есть строки о том, чего так хочется передать всему миру через уста героя лирики автору: “Что солнце встало”, “Что лес проснулся”, то, что “Весельем веет отовсюду”. И о том, что наблюдая всю эту красоту, неволей на устах назревает песня любви ко всему вокруг: солнцу, лесам, полям, птицам, зверям, природе и этой восхитительно необыкновенной, чудесной и удивительной жизни.В этом и заключается идея успокоения и умиротворения поэзии А.А. Фета. Словно мать учит ребенка, автор учит читателя замечать все природные красоты, любить и уметь наслаждаться ими.
Среди всей душевной лирики Федора Ивановича Тютчева, есть одно поразительно точное стихотворение о любви. “О, как убийственно мы любим” - так начинается стихотворение, описывая величайшую силу чувств человека искреннего, честного, но порой не догадывающегося, что не всегда и не во всем следует проявлять эти качества. На первый взгляд, можно подумать, что любовь - это признак чего-то хорошего и всегда положительного, однако бывают случаи, когда роль любви в жизни человека в прямом смысле “убийственна”. И пример тому есть в литературе - в драме Анатолия Алексина “Безумная Евдокия”. В которой рассказывается о том, что безумные родители слишком долго шли на поводу у залюбленной дочери. С каким риском мог достаться семье этот ребенок, но он был настолько желанен, что они пошли на этот серьезный шаг. С появлением дочери родители жертвуют своими интересами, увлечениями и любимыми делами - все, чтобы уделять ей больше внимания, вложить в ее воспитание больше заботы и любви. И вот это чрезмерное опекунство, дозволенность во всем, оправдание любого поступка дочери отразилось на воспитании девочки, и в следствии непредвиденным образом отразилось на судьбе всей семьи. Девочка знала, что ей все простят, и все ее поступки будут поняты и приняты - так сильно родители любили ее. Это сыграло решающую роль в развороте событий драмы. Произведение “Безумная Евдокия” это пример того, как чрезмерная любовь родителей к дочери привела к горю и погубила семейное счастье, то, как не следует поступать, если ты действительно любишь.
Русская классическая литература на примерах судеб своих героев, их жизненных событий, природных явлений воспитывала, предоставляя читателю ценный урок, как ему поступить и во что его поступок может вылиться, закрепляла в человеке те общечеловеческие качества, которые когда-то в нем недовоспитали, не объяснили важность, необходимость их присутствия в каждом из нас. Каждый Великий автор в произведениях русской классической литературы брал на себя огромную человеческую ответственность и вскрывал те проблемы, которые были актуальны при его жизни. Мы можем видеть проявление общечеловеческих норм, морали и нравственности в каждом русском классическом литературном произведении. Но помимо этого Великому удавалось посмотреть в будушее и понять, что будет существовать вечно, иметь наибольшую силу влияния на жизнь каждого человека и взаимоотношения в ней с природой, с окружающими. Именно поэтому авторов русской классической литературы, которая стала в последующем мировой, можно назвать “Великими”. Ведь именно они своей силой сочинения, изложения и написания сделали нас такими, какие мы есть сейчас, найдя отклик в наших сердцах и душах, воспитали. Их творения невозможно заставить читать, если они остаются не понятыми - в этом и заключается вся суть диалога, о котором говорится в цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева: чтобы слушающий слышал рассказчика и, понимая его мысль, высказывал свое мнение, позицию, что они могли решить проблему вместе. В данном случае высказать свое мнение возможно тем, продолжит ли человек читать или остановится, так и не осознав Великий Вклад Творца. Как же поступить? В этом и заключается выбор каждого.