«Игра как форма укрепления здоровья детей.»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игра как форма укрепления здоровья детей.»
Автор: Никитина Людмила Витальевна
Работа по самообразованию Никитиной Л.В. по теме:
Игра как форма укрепления здоровья детей.
Изучаемые вопросы:
Игровые программы и технологии в системе физического воспитания дошкольников с ЗПР.
Воспитание, охрана здоровья ифизическоеразвитие подрастающего поколения - дело государственной важности.
Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических ифизических проблем у детей с З. П. Р. Для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.
Наличие речевого и психологического дефекта удетейпараллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателейпсихофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровеньвосприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот - заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.
Всестороннее обследование двигательной сферыдетей с З.П.Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании ихфизического развития:
-гипер- или гиподинамия;
-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений(лазание, метание)
-общая скованность и замедленность в выполнении движении;
-дискоординация движений;
-несформированность функций равновесия;
-недостаточное развитие чувства ритма;
-нарушение ориентации в пространстве;
-замедленность процесса освоения новых движений;
-нарушение осанки, плоскостопие;
-заметное отставание в показателях основныхфизических качеств: силы, ловкости, скорости.
Поэтому основными задачамифизического воспитания являются:
-забота об охране и укреплении здоровьядетей;
-комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателейпсихофизического развития детей;
-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;
-развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;
-развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;
-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
-построение двигательного режима;
-формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;
-воспитаниепотребности в здоровом образе жизни;
-обеспечениефизическогои психического благополучия.
Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в ДОУ следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно-оздоровительные занятия.Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры ифизическиеупражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке,оздоровительныйбег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3 - 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по 2 - 3 минуты, гимнастика пробуждения - 5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.
Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня.Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза внеделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность - ежедневно под руководствомвоспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.
Очень важны физкультурно- массовыемероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно - спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.
Нельзя забывать и о совместной физкультурно-оздоровительной работе ДОУ и семьи: домашние задания, определяемыевоспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.
Таким образом методыоздоровления таковы:
1. Обеспечение здорового образажизни:
-щадящий режим(адаптация);
- гибкий режим
2.Физические упражнения:
-утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия4
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,
улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
-дозированная ходьба.
3. Гигиенические и водныепроцедуры:
- умывание,
- мытьё рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистой среды.
4. Свето- воздушныеванны:
- проветривание помещений;
- прогулки4
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых:
- развлечения, праздники, игры, забавы;
- дни здоровья.
6. Арома- и фитотерапия:
- ароматизация помещений;
- сеанс фитоаэронизации;
- фитопитание(чай, коктейли, отвары)
7. Диетотерапия:
- рациональное питание;
-индивидуальное меню(аллергия)
8. Свето и цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение учебного процесса.
9. Музыкотерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов;
- музыкальное сопровождение фона занятий;
- музыкально- театральная деятельность.
10. Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие
невротических состояний;
- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;
- коррекция поведения.
11. Спецзакаливание:
- босоножье, игровой массаж;
- дыхательная гимнастика.
12.Физиотерапия:
- люстра Чижевского;
- тубус- кварц;
- солюкс.
Благодаря системе физического воспитания и оздоровительныхмероприятий такие дети с ЗПР быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, ихфизическиеи психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровымифизически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Тем более важно взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.
Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всехдетей, окружающих нас - основная, главная задача.
Таким образом в группе организован и действует в течении всего года клуб для родителей Здоровейка.
Игры в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей.
Создание картотеки по подвижным играм.
Играем вместе с родителями
Подвижные игры
Волшебный мяч
Материал: мяч
Ход игры:
1. Сидя на стуле, прокатывать мяч (диаметр 10 – 15 см.) стопами ног поочерёдно вперёд – назад, вправо – влево, по кругу. Катание босыми ногами деревянных или шипованных мячей (диаметр 4 – 6 см.) в течении 3 минут.
2. Лёжа на спине или сидя на стуле, поднимать и опускать ноги с зажатым между ступнями мячом (диаметр 15 – 20 см.) (5 – 6 раз)
3. Сидя на стуле, перекатывать мячи (диаметр 6 – 8 и 10 – 15 см.) правой и левой ногой от ребёнка к родителю и наоборот.
4. Ходьба и прыжки с продвижением вперёд, зажав мяч между коленями.
Играем со скакалкой
1. Перепрыгнуть вперёд через опущенную скакалку
2. Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в правой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе скакалки об пол.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
ЖУКИ
Ребёнок сидяи на полу по турецки, родитель произносит: Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у .
Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у .Ребёнок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков ж – ж – ж – ж (2 – 3 мин).
МЕДВЕЖОНОК
Ребёнок ложится на спину, руки - под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох похрапывает. Родитель комментирует: Медвежата спят в берлоге… Мишка проснулся, потянулся, перевернулся. Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять засыпает, похрапывая.
ХОМЯЧКИ
Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, как у хомячков ( дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот щёки, как у детей. Игра повторяется 5 – 6 раз.
ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ
Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде запускают самолётики как можно дальше ( можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).
МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ
Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.
Сроки и форма организации в течение года, отчетность в виде открытых заседаний клуба для родителей Здоровейка, создание папок-передвижек для родителей.
Используемая литература
1. Коррекционно- педагогическая работа пофизическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.
2. Дошкольник.Оздоровительная работа в Д. О. У. по программеОстров здоровья. Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.
3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников.
4. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье.