«Дидактические игры, как средство развития словаря детей 5-6 лет»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дидактические игры, как средство развития словаря детей 5-6 лет»
Автор: Захарова Анастасия Николаевна
Структурное подразделение детский сад «Тополек» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Бузаевка муниципального района Кинельский Самарской области Открытое занятие на тему: «Дидактические игры, как средство развития словаря детей 5-6 лет» Ф.И.О. педагога: Захарова А.Н.Специальность: ВоспитательМесто работы: СП д/с «Тополек» ГБОУ СОШ с. Бузаевка 2019 г. Значение дидактических игр в работе с детьми Игра является ведущей деятельностью в жизни дошкольников. Этим обусловлено большое значение игр для развития ребенка. Дидактические игры занимают особое место. Разнообразие этого вида игр позволяет применять их в различных условиях, в семье и в детском саду, на прогулках. Дидактические игры могут использоваться в целях развития и коррекции. Содержательная игровая ситуация позволяет стимулировать активность ребенка, проявление инициативы в достижении поставленных целей, а также формировать взаимоотношения в детском коллективе, воспитывая умения действовать в соответствии с установленными правилами, учитывать желания других детей группы, оказывать помощь товарищам. Рассматривая дидактическую игру как игровой метод обучения, следует обратить внимание на роль воспитателя по организации игры. Игры-занятия позволяют не только передавать знания, но и учить детей играть. Дети получают представление о формировании игрового сюжета, возможных действиях с предметами. Умения, приобретенные детьми в ходе дидактической игры, впоследствии переносятся в самостоятельную, творческую игру. Дидактическая игра – метод, комплексно воздействующий на развитие ребенка. В ходе игры происходит ознакомление с цветом, формой, величиной предмета. Восприятие этих признаков позволяет в дальнейшем выделять характерные особенности предметов, находить сходство и различия. Дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, помогают формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь.Дидактические игры выполняют задачи нравственного воспитания. У детей формируется представление о нормах поведения, взаимоотношениях с детьми и взрослыми, воспитывается бережное отношение к предметам. Целям нравственного воспитания служат правила и содержание дидактических игр. В младшем дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет организовать освоение детьми культурно-гигиенических требований. В более старшем возрасте игра способствует воспитанию нравственных чувств и отношений. Дидактические игры содержат элементы трудового воспитания. Игра знакомит с трудовой деятельностью взрослых, вызывает интерес к ней, желание самостоятельно трудиться. Игра не только вызывает эмоциональный подъем, но и тренирует нервную систему ребенка. Особое значение имеют дидактические игры, в ходе которых развивается мелкая мускулатура рук, что позволяет готовить руку ребенка к рисованию, письму, что важно в ходе подготовки ребенка к обучению в школе. Дидактические игры оказывают многоплановое влияние на ребенка. В игре развивается сообразительность, инициатива, находчивость, умение действовать в коллективе, совершенствуются процессы познания, расширяются и закрепляются знания об окружающем мире, тренируется воображение, память, развивается речь. Виды дидактических игр на развитие словаря Дидактические игры позволяют сделать более эффективной работу, направленную на формирование и развитие словаря детей в детском саду. Виды дидактических игр Игры с предметами (игрушками, природным материалом). Целью игр может являться сравнение, поиск сходства и различия предметов, классификация, установление последовательности решения задачи, запоминание количества и расположения предметов, нахождение конкретного предмета, складывание из отдельных частей целого объекта и т.д. В ходе дидактических игр данной группы у ребенка углубляются представления о свойствах и признаках предмета: цвете, величине, форме, качестве. Дидактические игры с предметами усложняют постепенно. Например, для младших дошкольников подбирают предметы, резко отличающиеся друг от друга. По мере взросления детей можно предлагать предметы с менее явными различиями. Для игр выбираются предметы, известные детям, связанные с их жизнью. Особое место занимают игры с природным материалом. Это могут быть семена растений, листья, цветы, камушки и т.д. Можно предложить следующие игры: «Чьи это детки?», «Собираем букет из осенних листьев», «От какого дерева лист?». Дидактические игры с природным материалом могут быть организованы во время прогулки. При этом достигаются две различные цели: ознакомление детей с окружающим миром, природой и развитие мыслительных процессов (классификация, анализ, синтез). Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Сюжетно-дидактическая игра строится на выполнении детьми определенных ролей (продавец в игре «Магазин», врач в игре «Поликлиника» и пр.) Игры-инсценировки уточняют представления детей о той или иной бытовой ситуации, о литературных произведениях, о правилах поведения. Наиболее распространенной игрой с предметами можно считать «Чудесный мешочек». Для старших дошкольников правила можно усложнять. Например, ввести требование не только называть предмет, но и определить материал, из которого он сделан, форму, качество поверхности (гладкий, скользкий, шершавый, холодный и т.д.). Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание ребят. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем. Дидактические игры с куклами представляют собой целый комплекс развивающих словарь детей игр. В ходе игры закрепляется последовательность действий в ходе известных детям бытовых процессов, развивает речевую активность детей. Содержание игры не должно быть слишком пространным; при этом детали раскрываются максимально полно. Варианты игр могут быть, например, следующими: «Угощение куклы» (совершенствуется культура поведения за столом, повторяются наименования предметов посуды, блюд, совершаемых действий), «Кукла идет гулять» и т.д. Ход игры сопровождается вопросами воспитателя. Желательно, чтобы дети отвечали максимально развернуто. Дидактические игры – настольно-печатные игры. Эти игры отличаются большим разнообразием форм (лото, парные картинки и пр.) и задач, стоящих перед ребенком. Настольно-печатные игры позволяют тренировать узнавание и называние предметов, обобщение и группировку их по определенным признакам, классификацию, выстраивание временной последовательности действий. Словарно-логические задания, реализуемые с помощью настольно-печатных игр, служат активизации словаря детей. Наиболее простое задание по ним – поиск абсолютно аналогичной картинки-пары. В усложненном варианте ребенок подбирает пару по смыслу. Например, нужно найти вторую машину, но формой, цветом она отличается от первой картинки, хотя относится к тому же виду предметов. Формирование умения обобщать можно осуществлять с помощью подбора картинок по общему признаку. Словесные дидактические игры. Значение их для развития словаря дошкольников очень велико. Основная игровая задача в словесных играх состоит в быстром подборе точного ответа. Игры построены на словах и действиях играющих. Словесные игры позволяют закреплять и углублять знания о предметах. В ходе словесных игр дети решают различные мыслительные задачи, описывают предметы, находят сходства и различия, группируют и т.д. Словесные игры можно проводить в любой возрастной группе, однако по мере взросления дошкольников роль словесных игр растет. Это связано с тем, что словесные игры позволяют эффективно готовить дошкольников к обучению в школе, тренируя внимание, умение слушать, формулировать свои мысли, применять знания в новой ситуации.Большую подгруппу словесных игр составляют игры на выделение существенных признаков объектов: «Отгадай-ка», «Магазин» и пр. Другие игры используются для развития умения сравнивать, сопоставлять и делать выводы: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и пр. Игры «Кому что нужно?», «Назови одним словом», «Назови три предмета» развивают умение обобщать и классифицировать по отдельным признакам. Игровой азарт может создаваться путем выдачи фишек за правильные ответы. Можно использовать мяч. Его кидают ребенку, который должен ответить на поставленный вопрос. Словесные игры часто достаточно кратковременны (5-10 минут). Скорость игры увеличивается по мере приобретения детьми опыта в конкретном виде мыслительной и речевой деятельности. Каждая словарная игра содержит до десяти тренируемых слов, причем группа слов постепенно усложняется. Это могут быть глаголы (игра «Кто что делает?»), прилагательные («Что бывает красным, холодным, деревянным?..) и другие части речи. Особую группу составляют игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления. Это, например: «Испорченный телефон», «Краски». Активизации словаря эффективно служат игры в загадывание и отгадывание загадок. На первом этапе дети отгадывают готовые загадки и объясняют свой ответ. На втором этапе детей учат сочинять собственные загадки. Дидактические игры на развитие словаря, как уже упоминалось, преимущественно служат для закрепления и систематизации полученных знаний. Поэтому, планируя игру, педагог должен ориентироваться на тот уровень развития, который достигнут детьми. Это является условием успешной организации игры в конкретном детском коллективе. Дети должны быть подготовлены к игре. Например, в «чудесном мешочке» могут находиться только те предметы, с которыми ребенок знаком, иначе игра потеряет смысл. В ходе игры важно, чтобы результатов добивались все дети, а не только самые активные участники. Не стоит забывать и о индивидуальной игре. Индивидуальные дидактические игры позволяют устанавливать непосредственный контакт с ребенком, диагностировать уровень его развития, в том числе речевого, выявить причины отставания, побудить к проявлению большей умственной активности в решении поставленных задач. Для большинства дидактических игр важным является оптимальное сочетание наглядности, действий воспитателя и действий самих детей. К наглядности можно отнести предметы, с которыми играют дети, картинки, изображающие предметы, наглядный показ. Наглядный материал позволяет дошкольникам легче справляться с поставленной задачей, привлекает их внимание, поддерживает интерес к игре. Картотека игр, направленная на формирование словаря у старших дошкольников 5-6 лет: Игры с мячом. «Мяч бросай и животных называй»В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или«Мяч бросай, транспорт быстро называй».Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.и т.д.Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи. 3. «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду, а логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, елка.)10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы.)11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).12. Что бывает глубоким? (Канава, овраг, колодец). 4.«Животные и их детеныши».Человеческие дети знают всех зверят на свете.Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.Группа 1. у тигра –тигренок; у льва —львёнок ;у слона – слоненок; у оленя – олененок; у лося —лосенок; у лисы – лисенок. Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок. 5. «Кто как передвигается?»Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.Ход игры. Воспитатель бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Воспитатель: Дети:Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.Ползают: змеи, гусеницы, черви.Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы, зайцы. 6. «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду, а логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)3. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)4. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...). 7. «Кто где живет?»Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.Материал: Мяч.Ход игры: Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.Кто живет в скворечнике? Скворцы.Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.Кто живет в будке? Собака.Кто живет в улье? Пчелы.Кто живет в норе? Лиса.Кто живет в логове? Волк.Кто живет в берлоге? Медведь. 8. «Скажи наоборот» Цель: усвоение образования слов во множественном числе. Примерный речевой материал:шар... (шары); комар... (комары); гриб... (грибы); шкаф... (шкафы); стол... (столы); мяч... (мячи); сапог... (сапоги); петух... (петухи); паук... (пауки); пирог... (пироги); дом... (дома); глаз... (глаза); лес... (леса); окно... (окна); ведро... (ведра); корова... (коровы); роза... (розы); пила... (пилы); лимон... (лимоны); слива... (сливы); тетрадь... (тетради); книга... (книги); кубик... (кубики); ложка... (ложки); мышка... (мышки). 9. «Чего много?» Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.Апельсин — много апельсинов;кукла — много кукол;гриб — много грибов;карандаш — много карандашей;ручка — много ручек;стул — много стульев:дерево — много деревьев;перо — много перьев;колесо — много колес;тетрадь — много тетрадей.10. «Услышь ласковое слово». Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.Примерный речевой материал:лес — лесок; голос — голосок; петух — петушок; старик — старичок; друг — дружок; снег — снежок; бок — бочок; круг — кружок; береза — березка; шуба — шубка; лошадь — лошадка; корова — коровка; капля — капелька; рука — ручка; нога — ножка; береза — березонька; ночь — ноченька; дочь — доченька; Оля — Оленька; рука — рученька; нога — ноженька; подруга — подруженька; лиса — лисичка; вода — водичка; сестра — сестричка; голова — головушка; зима — зимушка; зерно — зернышко; перо — перышко; крыло — крылышко; гнездо — гнездышко; бревно — бревнышко; солнце — солнышко; вода — водица; каша — кашица; кожа — кожица; масло — маслице; кресло — креслице; платье — платьице.