Сценический костюм. Технология Изготовления
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценический костюм. Технология Изготовления
Автор: Королюк Татьяна Леонидовна
Пояснительная записка.ВведениеПредлагаемый курс создан как программное обеспечение социального заказа, связанного с реализацией в гимназии воспитательной технологии «Погружение в эпоху». Структура и содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сценический костюм.Технология изготовления», формы и методы учебной деятельности в ходе ее реализации при личностно-ориентированном обучении направлены на развитие индивидуальных интеллектуальных и профессионально значимых способностей обучающихся.1.2. Актуальность программы в условиях современного социума несомненна– это, прежде всего, формирование художественного вкуса и развитие практических навыков, которые позволяют обучающимся успешно реализовываться в проектировании костюма различной направленности и стиля.1.3. Педагогическая целесообразность применения программы состоит в том, что она обеспечивает углубленное изучение особенностей исторического костюма, развивает у учащихся интерес к истории его возникновения, активизирует познавательную активность к различным видам искусства, формируя условия для самостановления ребенка как свободной и нравственной личности.1.4. Новизна программы заключается в том, что онасоздана как программное обеспечение социального заказа, связанного с реализацией в гимназии воспитательной технологии «Погружение в эпоху». Структура и содержание программы, формы и методы учебной деятельности в ходе её реализации направлены на развитие индивидуальных интеллектуальных и профессионально значимых способностей учащихся.1.5. Цель и задачи программы.Цель: формирование у учащихся специальных компетенций, необходимых для изготовления швейных изделий.Задачи обучения:- освоение специальных знаний, умений и навыков потехнологии изготовления швейных изделий на базовом уровне; - формирование информационной, проектной, исследовательской культуры, умений осуществлять обработку информации за счёт использования различных текстовых, графических баз данных;- развитие умения переноса знаний, умений и навыков в новую образовательно-практическую ситуацию – выполнение индивидуальных творческих работ.1.6. Отличительные особенности программы - в углубленном изучении особенностей изготовления исторического костюма в рамках погружения в эпоху.В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по эстетическому развитию учащихся которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учётом возрастающих требований.Программа выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Программа предполагает существенное изменение методики преподавания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Набор учащихся в группы свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).1.7. Сроки реализации программыПрограмма рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.Программа рассчитана на два года обучения. Количество часов по программе- 420 часов, из них: I год обучения –210 часов, 6 часов в неделю, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа;II год обучения – 210 часов, 6 часов в неделю, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.Основной формой обучения является учебное занятие.Продолжительность учебного занятия 40 минут.Место проведения - учебный кабинет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая.1.8. Планируемые результаты освоения программыОбразовательные результаты обученияв области изготовления костюма:знают:технологию изготовления швейных изделий, технологический подход и конструирование как универсальный алгоритм преобразующей и созидательной деятельности; правила корректировки и моделирования выкройки плечевых изделий;умеют:изготавливать и конструировать швейные изделия с использованием освоенных технологий; распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов и учитывать их в разработке дизайна изделия;интегрировать специальные знания, умения и навыки в новую образовательно-практическую ситуацию – выполнение индивидуальных творческих работ.По окончании обучения владеют:специальными компетенциями, необходимыми для изготовления и конструирования швейных изделий; основными методами и средствами преобразования и использования материалов в творческой деятельности;навыками самоанализа, самоконтроля и самооценки;навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия, выполняя все этапы проекта.Условия реализации программы: наличие современной материально – технической базы (швейные машины различных модификаций, паровой комплекс, манекены ); наличие наглядных и методических пособий (схемы, чертежи, специальная литература, журналы мод, образцы поузловой обработки); наличие раскройного стола; наличие индивидуального рабочего места обучающегося для выполнения ручных и машинных операций; наличие инструментов и приспособлений для выполнения ручных и машинных работ (ножницы, нитки, иголки, булавки, мел, линейки, лекала, сантиметровые ленты ).Качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем и осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН оцениваются по 4 балльной системе, от 2 -5 баллов.Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.Контроль ОУУиН проводится в следующих формах: практическое занятие; выставка; тест –опрос; презентация творческих работ; защита творческих работ; дефиле; самостоятельная работа.Методы контроля: тестирование; опрос: собеседование; наблюдение; практическое задание; оценивание.Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании первого года обучения в формах: контрольного практического занятия, творческой выставки, защиты проекта. Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по общеразвивающей программе в форме защиты творческого проекта. Тематический план предмета «Сценический костюм. Технология изготовления»Содержание программыИстория сценического костюма.(первый год обучения)Введение Цели, задачи и содержание программы, её связь со смежными дисциплинами. Направления развития техники и технологии в швейной промышленности.1. Костюм как составная сценического образа (28 часов)Эскиз. Костюм как средство выявления характера. Костюм как исторический адресат. Костюм как часть искусства декорации. Костюм-проявление стиля эпохи. Костюм как выражение стиля спектакля. Костюм как произведение театрального искусства. Возможности преображения исторических нормативов костюма. Костюм как символ. Костюм и мода. Линия и силуэт сценического костюма. Гарантия правильной формы - знание кроя. Костюм и актер. Костюм как средство деформации. Конструкции, изменяющие форму костюма. Скульптурная деформация –толщинки -бутафория тела. Психологическая характеристика костюма. «Обживание» костюма. Костюм как характеристика времени. Социальная характеристика костюма. Костюм и технический прогресс. Источники воссоздания исторического костюма. Иконография. Выбор ткани для сценического костюма. Образ костюма. Атрибуты, аксессуары. Цвет в костюме.2. Античный костюм (2 часа)Исторические предпосылки возникновения античного костюма. Три свидетельства античного костюма - скульптура, вазовая живопись, скульптура Танагры. Основы построения античного костюма. Виды античной одежды. Экзомис, экзомида. Хитон. Пеплос. Гиматий. Хламида. Хлена. Тога. Костюм в античных трагедии и комедии. 3. Средние века. Костюм раннего средневековья 9-12 века (1 час)Романский стиль костюма. Туники, плащи, штаны, обувь - постолы. Мантия. Корзно. Декоративные украшения.4. Средневековый костюм 13-15 века (1 час) Влияние крестовых походов. Сближение культур Востока и Европы. Гиперболизация объема. Туника Котарди – платье принцесс. Роб. Сюркот. Плащи. Гупелянд. Пурпуэн. 5. Возрождение- характер эпохи и характеристика костюма эпохи возрождения (1 час) Характеристика эпохи возрождения. Шекспир, Шиллер, Гюго. Общая характеристика костюма эпохи возрождения. Увеличение объема в одежде. Расширение плечевого пояса. Обувь. Деление одежды по имущественному положению. Ткани. 6. Эпоха возрождения вИталияXIV-XVI век (1 час)Женские одеяния. Основное украшение платья – рукав. Прически. Драгоценные украшения. Одежда служанок и простонародья. Мужская одежда.7. Искусство французского костюма- призвание к преобразованию (1 час) Идея подвижности в французском костюме. Времена Ренессанса. Грация в костюме. Появление верхней одежды – марлотт, догалии. Мужской плащ шамарр. Тяготение мужского силуэта к женскому.Второй год обучения.1. Германия в образе бюргера-горожанина (1 час) Влияние костюмов ландскнехтов на немецкую моду. Период Реформации. Ленточные костюмы. Береты, плащи-тапперты.2. Аристократическая неприступность испанского костюма эпохи возрождения (1 час)Испанская мода-детище королевского двора. Корсеты, кринолины. Фальшивые рукава. Прямолинейный узор. Воротник-фреза.3. Эпоха возрождения в Англии. Национальное самоопределение в костюме (1 час) Английский характер в костюме. Чепцы-турэ. Приоритет английской моды -грандиозность рукавов. Вертугадэн или фартингал.4. Костюм первой половины 17 века-расцвет абсолютизма и дворянской культуры (1 час)Господство испанской моды. Кружева.»Эдикт о роскоши». Брандебуры, венгерки. Отделка лифа.5. Период Мольера-период форм придворного и буржуазного платья (1час)Курьез моды - ринграв. Франция-законодательница моды. Кафтаны и камзолы. Общий силуэт и характер костюма.6. 18 век. Новые идеи в европейском костюме (1 час)Прозрачность цветовой палитры, грация и изящество. Аристократический идеал внешнего облика. Мода- политический барометр.7. Костюм первой половины 18 века-рационализм и сдержанность против придворной экстравагантности (1 час)Период Регентства. Период стиля рококо.8. Костюм второй половины 18 века. Англия-законодательница упрощенных форм в одежде (1 час)Демократизация моды. Изменение формы париков. Строгость фасонов и рисунков тканей. Стейнкерк. «Энциклопедия аксессуаров». 9. Костюм периода Французской революции (1 час) Необходимость художественной пропаганды в моде. Античные традиции во французской моде. Триколор в одежде. Небрежность моды. 10. Костюм эпохи погружения (25 часов)Исторические традиции русского костюма изучаемого периода согласно гимназической технологии «Погружение в эпоху».Технология изготовления.(первый год обучения)Конструирование.Общие сведения об одежде.1. Определение понятия «одежда».(1 час)Основные требования, предъявляемые к одежде. Одежда как совокупность покровов, закрывающих полностью или частично туловище человека, верхние и нижние конечности, а также предохраняющих его тело от воздействия внешней среды. Костюм, туалет. Ансамбль. Платье. Гардероб.Одежда как произведение прикладного искусства. Эстетические, гигиенические, экономические и эксплуатационные требования, предъявляемые к одежде.2. Классификация одежды. Стиль и мода. (1 час)Классификация одежды по целевому назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная ). Деление одежды по возрастным признакам, размерам.Определение понятий «стиль» и «мода». Возникновение стиля и моды. Взаимодействие национальных, бытовых и социально-экономических факторов. Влияние стиля на развитие моды. Мода и ее изменения.Краткая характеристика стилей в искусстве.Основы конструирования и технического моделирования одежды.1. Фигура человека. Конструктивные пояса фигуры человека. (1 час)Характеристика женской, мужской и детской фигур. Основные признаки фигуры человека, учитываемые при конструировании одежды. Строение скелета человека. Рост, связь роста с длиной конечностей и туловища.2. Размеры тела и типы телосложения. (2 часа)Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Условно нормальные фигуры. Фигуры с отклонениями.Лабораторно-практическое занятие. Зарисовка женских фигур и нанесение конструктивных поясов и схемы расположения ориентирных точек торса.3. Мерки для конструирования одежды и правила их снятия. (2 часа)Антропологические измерения фигуры человека. Теория антропометрической стандартизации. Использование манекенов в производстве одежды. Основные точки и линии фигуры человека при конструировании одежды по расчетно-мерочной системе.Правила снятия основных мерок для конструирования легкого женского платья Правила обработки обмерочных данных для конструирования. Техника снятия мерок.Лабораторно-практические занятия. Снятие мерок, их условное обозначение. Зарисовка трех проекций женской фигуры с простановкой снятых измерений.4. Припуски при конструировании одежды. (2 часа)Характеристика припусков, учитываемых при конструировании одежды.Припуски на свободное облегание, их величина, учитываемая при построении чертежа. Припуск на свободное облегание в зависимости от разрабатываемой модели. Величина припусков на толщину ткани. Влияние припусков на общий вид изделия.5. Конструирование основы чертежа платья (5 часов)Фасоны платьев и основные их особенности. Мерки, необходимые для построения чертежа платья. Построение вытачек. Правила расположения лекал на ткани.Лабораторно-практические занятия. Конструирование платья по заданным фасонам и размерам в масштабе 1:1. Описание конструктивных особенностей платья. Изготовление макетов. Проверка на фигуре или манекене. 6. Конструирование платьев с цельновыкроенными рукавами (3 часа)Фасоны платьев с цельновыкроенными рукавами, их сравнительная характеристика.Применение основной схемы чертежа типового платья с цельновыкроенными рукавами и дополнительные расчеты для построения рукава. Особенности построения платьев с цельновыкроенными рукавами с ластовицей и без нее. Особенности построения платья с комбинированными рукавами. Построение чертежей из журналов мод.Лабораторно-практические занятия. Расчет и построение платья с цельновыкроенными рукавами согласно модели и в натуральную величину. Разработка лекал и расположение их на ткани. Изготовление макетов. Примерка на фигуре или манекене.7. Принципы моделирования на основе движения нагрудной вытачки (5 часов)Правила движения нагрудной вытачки. Моделирование различных фасонов блузы на основе движения нагрудной вытачки.Лабораторно-практические занятия. Перевод вытачки на основе или ткани. Создание новых моделей одежды. Выполнение макетов.8. Конструирование платьев различных силуэтов и моделей ( со складками, кокетками, фалдами ). (14 часов)Линии, определяющие основную схему расчета. Расчет и построение чертежа. Расчет припусков на свободу облегания. Построение контурных линий. Особенности конструирования платьев с отрезным лифом и цельновыкронных платьев.Дополнительные расчеты для платьев различных фасонов из журналов мод.Виды подрезов, рельефов, складок, фалд, кокеток в плечевом изделии. Особенности построения подрезов, рельефов, складок, фалд, кокеток. Особенности конического расширения плечевого изделия.Лабораторно-практические занятия. Построение основной схемы платья и разработка на этой основе конструкций платьев различного силуэта согласно рисункам моделей.9. Построение основы втачных рукавов. (4 часа)Виды рукавов, их форма и основные размеры. Условия, влияющие на размеры и форму рукавов. Связь рукава с проймой спинки и полочки. Способы построения рукавов.Лабораторно-практические занятия. Построение основы втачного рукава по различным методикам .10. Конструирование и моделирование различных видов рукавов. (3 часа)Принципы технического моделирования рукавов. Рукав, расширенный сверху. Рукав, расширенный снизу. Двухшовный рукав. Рукава «фонарик» , «крылышко». Комбинированные рукава. Узкие рукава. Способы расположения лекал рукавов на ткани.Лабораторно-практические занятия. Моделирование рукавов на конструктивной основе. Оформление форм рукавов с помощью наколки на манекенах. Создание новых форм рукавов на основе чертежей. Зарисовка различных видов рукавов.11. Конструирование и моделирование воротников и манжет. (2 часа)Виды воротников и манжет. Форма и основные размеры воротников и манжет. Соответствие воротников линиям горловины и лацканов. Соответствие манжет фасонам рукавов и общей модели изделия.Особенности моделирования воротников и манжет. Способы моделирования. Лабораторно-практические занятия. Моделирование воротников на основе чертежей. Оформление форм воротников с помощью наколки на манекене. Создание новых форм рукавов на основе чертежей. Зарисовка различных видов рукавов.Выполнение работ, связанных с моделированием воротников и манжет .Технология изготовления изделия.1. Ручные стежки и строчки. (3 часа)Виды работ, применяемых при изготовлении одежды.Понятие о стежках и строчках. Виды ручных стежков и строчек. Классификация стежков и область их применения. Строение ручных стежков и строчек, их свойства, процесс выполнения и область применения.Технические условия выполнения ручных стежков и строчек. Терминология, применяемая для характеристики ручных работ.Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ.Ручные иглы. Нумерация ручных игл. Подбор игл в зависимости от работы.Нумерация ножниц, подбор их в зависимости от выполняемой работы. Форма и размеры ножниц. Способы определения их качества.Сантиметровая лента и линейка. Приспособления: колышек, кольцо с ножом, резец, манекен, лекала, булавки.Лабораторно- практические занятия. Зарисовка схем ручных стежков. Воспроизведение стежков на образцах ткани.2. Машинные строчки. (1 час)Преимущества машинной строчки перед ручной. Виды строчек и их выполнение. Терминология, применяемая для характеристики работ, выполняемых на универсальных и специальных машинах. Технические условия на машинные строчки и швы.Лабораторно-практические занятия. Ознакомление с устройством основных механизмов швейной машины. Регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек.3. Виды машинных швов, их выполнение. (5 часов)Соединительные, краевые и отделочные швы, их назначение и способы выполнения.Виды соединительных швов: стачные, расстрочные, настрочные( с открытыми и закрытыми срезами ), накладные, встык, запошивочные, в замок и двойные швы.Виды краевых швов: шов вподгибку( с открытым, закрытым или окантованным срезами ), окантовочный шов ( с открытым срезом окантовки, с закрытым срезом окантовки и с тесьмой ), обтачной шов ( простой обтачной, в кант, в рамку и с втачнымкнтом ).Виды отделочных швов: настрочные, выстрочные, рельефные, со шнуром. Технические условия выполнения машинных строчек и швов.Виды приспособлений, применяемых при выполнении различных швов. Назначение приспособлений. Правила пользования приспособлениями. Выполнение различных видов швов на специальных машинах.Подбор швейных ниток для различных тканей и машинных строчек. Подбор машинных игл в зависимости от обрабатываемой ткани.Пороки стежков, строчек, швов, их причины, меры предупреждения.Лабораторно-практические занятия. Зарисовка схем машинных стежков, строчек и швов. Выполнение отдельных машинных швов на образцах тканей.4. Влажно-тепловая обработка деталей и швейных изделий. (4 часа)Назначение и сущность влажно-тепловой обработки деталей одежды. Факторы , влияющие на этот процесс. Взаимосвязь между ними. Параметры влажно-тепловой обработки. Общие сведения о применяемом оборудовании и приспособлениях.Методы и операции влажно-тепловой обработки: выравнивание поверхности ( глажение ), утончение материалов ( прессование ), изменение размерных признаков и формы деталей (формование ), сгиб тканей и выдавливание линий ( фальцевание ), снятие напряжений с поверхности волокон ( отпарка ), их сущность и режимы выполнения.Применение паровоздушных манекенов.Виды колодок и подушек, применяемых при ручной влажно-тепловой обработке деталей одежды и изделий в готовом виде. Способы увлажнения ткани.Терминология, используемая для характеристики влажно-тепловых работ.Лабораторно-практические работы. Определение степени нагрева платформы утюга. Упражнения в пользовании утюгом и увлажнителями ткани. Освоение приемов влажно-тепловых работ ( разутюживание шва, заутюживание шва и края детали, приутюживание шва, складок и края детали, сутюживание и оттягивание, снятие ласс с детали ).Упражнения в выполнении влажно-тепловых работ на различных тканях (хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и содержащих химические волокна ).Соединение деталей с использованием клеевых соединений.5. Детали платья. Подготовка кроя к шитью. (3 часа)Общие сведения об ассортименте швейных изделий. Классификация моделей женского легкого платья по назначению, конструкции, размерам и росту. Влияние ткани и фасона на технологический процесс изготовления изделия.Наименование деталей кроя, линий и срезов на них.Подготовка кроя к шитью. Проверка деталей и качества кроя. Нанесение линий вытачек, карманов, контрольных надсечек, подгонка деталей по рисунку и т.д. направление нитей основы на отдельных деталях кроя и отклонения, допускаемые от основного направления.6. Обработка кокеток. (7 часов) Назначение кокеток. Виды кокеток. Способы соединения кокеток с деталями спинки и полочек. Правила обработки прямых, овальных и фигурных кокеток с притачными и отлетными краями. Обработка кокеток с различными отделками ( кантом, сборкой, кружевом и т.д.).технология изготовления накладных кокеток с фигурными краями. Виды отделочных строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек.Лабораторно-практические работы. Обработка и монтаж различных кокеток: притачных, настрочных( прямых и овальных ), комбинированных.7. Обработка и сборка бортов и застежек.Соединение спинки с передом изделия. (10 часов)Обработка бортов. Соединение частей подбортов. Обработка внутренних срезов подбортов. Соединение различных прокладок с подбортами. Соединение подбортов с полочками. Обработка бортов подбортами, цельновыкроенными с полочками, настрочными и притачными планками. Обработка застежек. Виды и формы застежек.Обработка застежек: притачными планками, одной обтачкой, двумя обтачками с образованием канта, втачными планками, тесьмой «молния» на цельной полочке или спинке, тесьмой «молния», расположенной в шве. Обработка застежки обтачками-подбортами. Обработка застежки в бантовой складке переда лифа.Соединение спинки с полочками. Последовательность соединения боковых и плечевых срезов. Контрольные знаки и правила их совмещения при соединении спинки с полочками. Нормы их с учетом особенностей фасона. Влажно-тепловая обработка плечевых и боковых швов в зависимости от вида ткани. Виды приспособлений и правила их использования при обработке боковых и плечевых швов.Лабораторно-практические работы. Упражнения в выполнении различных застежек: на крючки и петли, тесьмой «молния», планкой и т. д. обработка петель: обтачных, в раку, с одной и двумя обтачками, из вытачного и плетеного шнура, ручных обметных петель. Изготовление петель на специальной петельной машине.8. Обработка воротников и соединение их с изделиями. (5 часов) Виды воротников. Характеристика воротников по конструкции, методам и последовательности сборки. Типовые конструкции и их варианты. Детали воротника, направление нитей основы и утка на них.Последовательность операций по изготовлению различных воротников: двойного с острыми концами, двойного круглого, одинарного, стойки втачной , с завязывающимися концами, воротника цельнокроеного с полочками типа «апаш», воротника «шаль» и т. д.9. Выполнение творческих проектов (92 часа). Творческие проекты выполняются по социальному заказу в рамках реализации в гимназии воспитательной технологии «Погружение в эпоху».Второй год обученияКонструирование1. Конструирование и моделирование платьев по рисункам журналов мод (13 часов)Фиксирование точек и участков, определяющих отклонение базисных конструкций, числовое выражение этих отклонений. Разработка модели, представленной изделием или рисунком, установление прибавок на свободное облегание по всем участкам конструкции. Декоративное оформление изделия.Лабораторно-практическое занятие. Просмотр журналов мод. Отбор моделей. Построение конструкции модели согласно рисункам из журналов мод. Обсуждение точности воспроизведения модели. Изготовление макета изделия с проверкой на фигуре или манекене. Заполнение таблицы на разработку конструкции.2. Расчет и построение конструкций прямых юбок. (7часов)Виды и фасоны юбок. Художественное оформление юбок. Мерки, необходимые для построения основы прямой юбки. Прибавки, учитываемые при построении прямой юбки. Базисная сетка чертежа юбки. Построение базисной сетки прямой юбки. Построение вытачек в прямой юбке. Оформление чертежа прямой юбки. Правила расположения лекал на ткани при построении и раскрое деталей юбки.Лабораторно-практические занятия. Построение чертежей юбок различного фасона по заданным моделям. Изготовление макета, проверка на фигуре или манекене.3. Конструирование юбок (конические, клиньевые, клешевые). (6 часов)Особенности конструирования прямой юбки, расширенной книзу. Построение чертежа со встречными складками. Моделирование юбок на кокетках и с различными складками.Характеристика конических юбок. Построение чертежей юбок «солнце» и «полусолнце». Конструирование юбки «клеш». Особенности конструирования юбок.Лабораторно-практические занятия. Изготовление юбок различных фасонов.Технология изготовления.Обработка воротников и соединение их с изделиями. (15 часов)Обработка горловины в изделиях без воротника.Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с отворотами, изготовленными из различных тканей.Различные способы соединения воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верху и без застежки. Обработка и соединение воротника-стойки с горловиной.Способы соединения одинарных воротников с горловиной.Возможные дефекты при обработке и соединении воротников с горловиной, их предупреждение и устранение.Лабораторно-практические работы. Обработка и сборка манжет и воротников. Обработка бортов. Выполнение влажно-тепловых работ.2. Соединение лифа с юбкой. Обработка низа. Отделка платья. (7 часов) Обработка вытачек, складок и карманов в юбках. Соединение полотнищ юбок.Соединение лифа с юбкой. Обработка изделия по линии талии. Соединение лифа с юбкой стачным и накладным швом. Соединение лифа с юбкой, имеющей складки (плиссе, гофре сборки, оборки, воланы; прокладывание резинки по линии талии изделия.Обработка низа. Осноровка низа платьев. Способы оформления нижнего края с учетом вида ткани ( хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ) и модели. Подшивка низа платья потайными фигурными стежками на универсальной и специальной машинах.Отделка платья. Отделочные работы и влияние их на внешний вид изделия. Виды отделок, применяемых при изготовлении платьев. Съемные отделочные детали. Оформление платья кружевами и другими отделочными материалами. Последовательность утюжки платья в зависимости от модели. Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок. Чистка изделия. Контроль качества изделия. Дефекты изделий в процессе производства, их причины и способы устранения. Лабораторно-практические работы. Описание внешнего вида моделей. Рассмотрение и изучение технологической документации на изготовление легкого платя.3. Особенности изготовления женского легкого платья сложных фасонов (13 часов)Особенности изготовления легкого платья с рукавами покроя «реглан». Обработка переда изделия с рукавами покроя «реглан». Виды рукавов покроя «реглан». Обработка рукавов покроя «реглан». Соединение рукавов покроя «реглан» с проймами.Конструктивные особенности платья с цельнокроеными рукавами. Обработка цельнокроеного рукава с ластовицей. Обработка верхнего и нижнего срезов рукавов. Обработка платья с цельнокроеными рукавами и втачным бочком.Особенности обработки платья комбинированного покроя.Лабораторно-практические работы. Упражнения в стачивании и влажно-тепловой обработке различных вытачек. Обработка подрезов и складок.Упражнения в настрачивании тесьмы, сутажа, оборок. Обработка воланов, рюшей, беек, соединение их с деталями.Стачивание, вметывание и влажно-тепловая обработка пояса без прокладки, с прокладкой, одинарного пояса и банта.Обработка карманов накладных, прорезных ( с прямой и фигурной прорезью ), прорезных с листочкой и клапаном, в швах основных деталей изделий и др.4. Особенности изготовления блузок различных конструкций. (8 часов)Характеристика блузок по внешнему виду, конструкции и назначению. Отличие блузок от моделей платья. Детали кроя. Наименование деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей. Технологическая последовательность обработки блузок различных фасонов. Обработка блузок по линии талии и нижних срезов ( с поясом, с резинкой,).Лабораторно-практические работы. Проверка деталей кроя и подготовка их к пошиву. Изучение конструкции блузок и их составных деталей по готовым образцам или рисункам. Подготовка деталей кроя к шитью. Проверка контрольных точек ( надсечек ) по лекалам. Разметка на деталях кроя мест расположения вытачек, складок, буф и других видов отделки. Обработка отдельных деталей и сборочных единиц блузки. Обработка вытачек рельефов, складок на деталях блузки. Выполнение различных швов при обработке блузки. Обработка воротника.Соединение срезов рукавов. Обработка низа рукавов.Соединение спинки с передом. Сметывание и стачивание боковых срезов. Сметывание и стачивание плечевых срезов.Соединение воротника с блузкой. Вметывание и втачивание воротника в горловину. Обработка шва втачивания воротника в горловину. Обработка горловины без воротника. Обработка низа блузки. Заметывание и прострачивание низа на машине или подшивка его ручным способом в зависимости от фасона блузки и вида ткани. Обработка блузки по линии талии, втачивание эластичной тесьмы, притачивание полосок ткани и т. Соединение рукавов с проймами. Подготовка верхнего среза рукава к соединению с проймой. Сутюжка рукавов до соединения их с проймами. Вметывание рукавов в проймы.Проверка правильности соединения рукавов с проймами. Втачивание рукавов в проймы. Обработка пройм.Отделка блузки. Обметывание петель для застежки. Обработка застежки на воротнике и вырезе горловины. Влажно-тепловая обработка готовой блузки.Разметка и пришивание пуговиц, кнопок и т. д. Прикрепление пояса к блузке.Особенности обработки блузок из различных видов тканей.8. Выполнение творческих проектов. (110 часов)Список литературыБердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».Блей А. История костюма от фараона до денди. Москва, 2002 , Олма-пресс.Бровина Е.В., Курдыба А.А., Сайганова Е.Ю., Шевчук З.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. Москва,1998, ЭКСМО-пресс.Дашкевич Л.М. Швея, портной. Лабораторный практикум. Ростов н/Д, «Феникс».Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. Минск, 2006, «Полымя».Захаржевская Р.В. История костюма. Москва,2004, РИПОЛ классик.Сунцова Т.А. Легкая женская одежда. Конструирование и моделирование. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».