Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «Я шью сама»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «Я шью сама»
Автор: Королюк Татьяна Леонидовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Гимназия г. Надыма»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых«Я шью сама»Срок реализации: 1 годСоставитель: Королюк Т.Л., учитель технологииПояснительная запискаПредлагаемый курс создан как программное обеспечение социального заказа по оказанию образовательных услуг в области изготовления женской легкой одежды. Новизна программы заключается в расширенной методической части, представляющей собой подробные рекомендации к каждому этапу образовательной деятельности.Актуальность представленной программы- развитие практических навыков, которые позволяют слушателям успешно реализовываться в проектировании одежды различной направленности и стиля.Цель образовательной программы: формирование специальных компетенций, необходимых при изготовлении изделий и развитие творческого интереса у слушателей.Процесс обучения и воспитания направлен на формирование профессиональных компетентностей, необходимых для создания женской легкой одежды. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие интеллектуальные способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических знаний, формирующие профессиональные компетентности.Структура и содержание учебной программы, формы и методы учебной деятельности в ходе реализации модифицированной образовательной программы направлены на развитие индивидуальных интеллектуальных и профессионально значимых способностей слушателей.Данная образовательная программа разработана на основе типовой образовательной программы «Технология изготовления легкой женской одежды» (авторы: Е.В. Бровина, А.А. Курдыба, 2001г.) для начального профессионального образования по специальности «Портной легкой женской одежды». Образовательная программа согласована с основными нормативными документами, регулирующими функционирование и развитие системы внеурочной деятельности. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач: Образовательные:- формирование трудовой и технологической культуры;- создание системы технологических знаний и умений;- формирование умения использовать знания, умения и навыки, полученные на теоретических и практических занятиях в процессе изготовления изделия.Развивающие:- развитие творческого потенциала и познавательной активности;-развитие различных сторон мышления: наглядно- образного, теоретического, логического;- развитие умения планировать и строить свою работу и ее результаты.Воспитательные: формирование художественно- эстетического вкуса; воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающему, аккуратности при работе с инструментами и материалом;формирование высокой коммуникативной культуры, умение работать в коллективе. Модифицированная образовательная программа «Я шью сама» рассчитана на один год обучения – 68 часов (2 часа в неделю). Режим занятий: один раз в неделю два занятия по 40 минут.Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Форма занятий – групповая. Состав группы постоянный. Набор обучающихся в группу свободный, количество обучающихся в группе– 10 человек. По виду деятельности программа образовательная; по форме реализации – групповая. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слушателей, их потенциальных возможностей.Методическое обеспечение занятий Структурирование занятия производится с учетом двух базовых компонентов: теоретического и практического Теоретическое и практическое изучение учебных дисциплин проходит на занятиях поконструированию, моделированию и технологии изготовления. Обязательное разделение занятий на теоретические и практические продиктовано значительным объемом необходимой для усвоения информации и закреплением полученных знаний. Использование комбинированного типа занятий (сочетание теории с практикой) позволяет успешно усвоить изучаемый материал. Формы и методы обучения различные – словесный, наглядный, практический. Обучение строится на принципах дифференцированного и индивидуального подхода к организации учебного процесса. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по индивидуальному маршруту, уровень самостоятельности. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. На занятиях применяются формы индивидуальной и коллективной работы с использованием индивидуальных заданий. Осуществляется связь обучения с решением практических задач, самостоятельность и активность в процессе обучения, развитие познавательных, профессиональных способностей, формируется профессиональная компетенция. В процессе реализации программы используются следующие формы, методы и приемы работы: Формы: индивидуальная; групповая дифференцированно – групповая; фронтальная.Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические; объяснительно – иллюстративный; работа с литературой( схемы, чертежи, инструкционные карты, журналы мод ); анализ образцов поузловой обработки.Дидактическое обеспечение: инструкционно-технологические карты; журналы мод; справочная литература; мультимедийные источники.Условия реализации программы:наличие современной материально – технической базы (швейные машины различных модификаций, паровой комплекс, манекены); наличие наглядных и методических пособий (схемы, чертежи, специальная литература, журналы мод, образцы поузловой обработки); высокий уровень познавательных интересов слушателей, внимание педагога к их мотивации, решение творческих задач при изучении различных тем; дифференцированный подход к личности слушателей; атмосфера комфорта, доверия, взаимоуважения и взаимопомощи; наличие раскройного стола; наличие индивидуального рабочего места для выполнения ручных и машинных операций; наличие инструментов и приспособлений для выполнения ручных и машинных работ (ножницы, нитки, иголки, булавки, мел, линейки, лекала, сантиметровые ленты ).Планируемые результаты реализации программы.Слушатели научатся: делать эскизы, самостоятельно разрабатывать модели одежды, подбирать и сочетать цвета в изделиях, изготавливать изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры.Слушатели получат возможность научиться: осуществлять дизайнерское решение работы, осуществлять расширенный поиск информации, проявлять познавательную инициативу, преобразовывать познавательную задачу в практическую.Оценка планируемых результатов освоения программы.Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через выполнение творческих работ, которые будут оцениваться «зачет», «незачет».Общая характеристика курса Шитьё давно перестало быть просто формой женского досуга, став разновидностью творчества, отдельные направления которого популярны даже у сильной половины человечества. Данная программа обучает правилам снятия мерок и построения выкроек, выполнять основные швы, оформлять застежки и планки, раскраивать и встрачивать карманы, рукава, выполнять вытачки, вносить изменения в готовые выкройки. В ходе обучения осваивается моделирование и пошив различных видов одежды.Тем, кому такой программы покажется мало, могут перейти к «продвинутому» уровню: моделированию одежды. Тут на основе полученных базовых знаний их обучат не просто шить, а творить эксклюзивную одежду, расскажут о построении выкроек сложных фасонов одежды, приемах, позволяющих скрывать недостатки фигуры, и при этом создавать наряды «от кутюр».Учебно-тематический планСодержание программы1. Вводное занятие. История костюма (2ч.)Знакомство с миром моды и известными брендами моды. Направления курса. Техника безопасности при работе с инструментами, используемые в различных разделах программы. Стили и эпохи костюма.Практическая работа: создание презентации по истории костюма.2. Материаловедение (2 ч.)Классификация текстильных волокон. Виды и свойства смесовых тканей. Свойства смесовых тканей. Способы получения смесовых тканей. Уход за изделиями, изготовленных из смесовых тканейПрактическая работа: составление коллекции смесовых тканей. 3. Бытовая швейная машина (2 ч.)Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Виды приспособлений к современной швейной машине и их использование. Виды и назначение специальных швейных машин. Их использование в швейном производстве.Практическая работа: Выполнение обмётывания среза на оверлоке.4. Технология изготовления швейных изделий (2ч.)Характеристика конструкций одежды. Клеевые соединения. Стежки, строчки и швы. Влажно-тепловая обработка изделия. 5. Поузловая обработка элементов изделий (10ч.)Технологическая последовательность обработки складок, сборок, разрезов, шлиц. Виды застёжек и их обработка. Виды карманов. Технология обработки кармана в шве и прорезного кармана (в рамке).Практическая работа: Выполнение различных видов отделок (складки, рельефы, сборки). Обработка кармана в шве и в «рамке».6. Конструирование и моделирование поясного изделия (8ч.)Виды поясных изделий. Мерки для построения поясного изделия. Особенности построения поясного изделия. Правила копирования выкроек из журналов мод. Особенности моделирование поясного изделия.Практическая работа: Снятие мерок. Построение чертежа поясного изделия. Моделирование поясного изделия.7. Технология изготовления поясного изделия (14 ч.)Правила раскладки выкроек изделия на ткани. Правила раскроя. Обработка боковых срезов, вытачек, верхнего, нижнего среза поясного изделия. Технология обработки застёжки. Особенности влажно-тепловой обработки.Практическая работа: Подготовка кроя к обработке. Обработка боковых срезов и вытачек. Обработка застёжки изделия. Обработка верхнего среза поясного изделия. Обработка нижнего среза. Влажно – тепловая обработка изделия.8. Конструирование и моделирование плечевого изделия (10ч.)Виды плечевых изделий. Мерки для построения чертежа плечевого изделия с втачным рукавом. Расчёт конструкции и построение чертежа. Особенности построения чертежа плечевого изделия прямого и приталенного силуэта. Построения втачного рукава. Различные виды воротников. Построение чертежа воротника. Правила копирования выкроек из журналов мод. Особенности моделирования плечевого изделия прямого и приталенного силуэта. Моделирование втачного рукава.Практическая работа: Снятие мерок. Расчёт конструкции и построение чертежа. Моделирование на основе движения нагрудной вытачки.9. Технология изготовления плечевого изделия с втачным рукавом (16ч.)Технологическая последовательность изготовления плечевого изделия с втачным рукавом. Обработка вытачек, плечевых, боковых и нижнего срезов, рельефных швов. Технологическая последовательность обработки воротников. Технологическая последовательность обработки рукава. Технология втачивание рукава в пройму. Технология обработки застёжки изделия. Влажно-тепловая обработка плечевого изделия.10. Итоговое занятие (2ч.)Демонстрация готовых изделий слушателей курса.Материально - техническое оснащение кабинетаСписок литературыБердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».Блей А. История костюма от фараона до денди. Москва, 2002 , Олма-пресс.Бровина Е.В., Курдыба А.А., Сайганова Е.Ю., Шевчук З.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. Москва,1998, ЭКСМО-пресс.Дашкевич Л.М. Швея, портной. Лабораторный практикум. Ростов н/Д, «Феникс».Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. Минск, 2006, «Полымя».Захаржевская Р.В. История костюма. Москва,2004, РИПОЛ классик.Сунцова Т.А. Легкая женская одежда. Конструирование и моделирование. Ростов н/Д, 2001, «Феникс».ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ТЕХНОЛОГИИТекстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2011.Фигура человека. Снятие мерок. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2011Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2012Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2012Уроки рукоделия [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2012ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ1.Швейных дел мастер 2. Кройка и шитье 3. Изделия миледи 4. Галерея «Человеческая одежда» 5. Журнал «Осинка» 6. Каталог «Кройка и шитье» 7. Модные тренды своими руками 8. Шьем своими руками 9. Частное обучение шитью 10. Художественное оформление швейных изделий