«Основы духовно-нравственного воспитания»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Основы духовно-нравственного воспитания»
Автор: Красняк Раиса Владимировна
Красняк Раиса Владимировна. «Общее начальное образование»МБОУ «Гимназия № 65 имени Н. Сафронова» город УльяновскТема: «Основы духовно-нравственного воспитания» Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих еговзрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Мы воспитываем не поколение сегодняшнего дня, а тех, кто будет главной активной частью нашего общества через десять, пятнадцать лет. И это поколение должно стать культурнее, образованнее, грамотнее, сильнее. Какими мы их воспитаем – такой и быть России. В своей статье я хочу поделиться опытом использования форм и методов духовно-нравственного воспитания в работе классного руководителя, учителя начальных классов.Занятие, проводимые в классе, нацелены на личностное переживание учащимися явлений культуры, решают задачи расширения горизонтов знаний, воздействуют на формирование системы ценностей: самоуважение, нравственное начало, экологическую, эстетическую культуру, культуру отношения к предметному миру.На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства (литературой, живописью, прикладным искусством, скульптурой, музыкой). Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живописца, композитора на близких по тематике литературных, живописных, музыкальных произведениях. Формируя познавательные универсальные учебные действия, учитель вместе с учащимися осуществляет поход в «Музейный дом». Целью таких уроков является поиск и анализ живописных произведений. Это развивает способности переживания пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. Занятие по теме «Портрет» раскрывает роль портрета в формировании интереса к человеку, к миру его чувств, портретный образ и реальный человек, представление о разновидностях портрета – камерный и парадный, романтический и реалистический портреты. Занятие по теме «Историческая живопись и бытовой жанр» раскрывает историю появления исторического и бытового жанров живописи, разнообразие тем и сюжетов, осознание детьми мысли, что исторический и бытовой жанры – это отражение разных сторон жизни человека. Духовно-нравственное развитие гражданина России – одно из ключевых условий модернизации. Инновационная экономика в обход человека невозможна. Характер развития общества находится в прямой зависимости от гражданской позиции, мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Потребность творить, любовь к Отечеству – важнейшее качество гражданина страны для успешного ее развития. В связи с этим я ставлю перед собой ряд задач и целей. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания . Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Задачи:приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.В классе собран теоретический и практический материал:- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);- литература для родителей и педагогов;- видеоматериалы:- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;- игры по духовно-нравственному воспитанию;- иллюстрации;- иконы.Подбираю материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей:- православные праздники в школе;- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;- консультативный и информационный материал для родителей;- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. В организации игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…) Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)- тематические выставки детского творчества.- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы. - экскурсии на природу (красота Божьего мира);- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:- анкетирования по выявлению знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка;- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»;- занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;- совместные мероприятия детей и мам; Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения .Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Развиваясь, ребенок утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. В течение года ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .Дети при желании ставят свечи за здоровье своих близких.Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют ) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.Я и мои коллеги стараемся так организовать жизнь детей в школе, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.