Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Автор: Хасан Залимбиевич Сабанов

Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь. Китайская мудрость Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.Н.А.Умов«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС» Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В настоящее время нужны люди оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути. Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны . Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, творчески проявлять себя.  С другой стороны в условиях реализации ФГОС, одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира. В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника: ценностно-ориентационная компетенция; общекультурная компетенция; когнитивная компетенция; информационно-технологическая компетенция; компетенция социального взаимодействия; компетенция личностного саморазвития; коммуникативная компетенция.В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.Поэтому темой августовского выступления стала в этом году «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС» Как отметил Сухомлинский: « Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». Основная причина безделья на уроках - скука. А когда нет интереса к учебному процессу – увы, и знаний ученики не получают. Это приводит к тому, что ученики:не готовы принимать решения в нестандартных ситуациях;снижен интерес к добыче знаний;не владеют навыками самостоятельной работы, появляются проблемы и затруднения в работе с информациейснижается интеллектуальный, духовный и творческий уровни.Исходя из вышесказанного в своей учебной деятельности особое внимание уделяю формированию и развитию учебно-познавательной компетенции, которая представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Формирование этой компетенции возможно только при умелом использовании учителем разнообразных технологий обучения и воспитания. Мной используются те, которые наиболее полно отражают принципы компетентностного подхода и положительно влияют на мотивацию учащихся к учебному труду, на развитие личности, способной к творческой и исследовательской деятельности.Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта).Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).6. Определение последовательности проведения исследования.7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).Целью такой деятельности является развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности, учиться на собственном опыте.Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других. Преимущества данной деятельности во-первых формирование УУД, во-вторых появляется возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, в-третьих формируется умение самостоятельно учиться. Проектная и исследовательская деятельность это разные виды деятельности и имеют отличия между собой: В собственной практике в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности, я внедряю исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке. Технология самостоятельной деятельности учащихся является наиболее эффективной и часто используемой мной на уроках и во внеурочной деятельности, так как, во-первых, наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе самостоятельной деятельности, во-вторых, это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке.Свою работу с обучающимися я веду в двух направлениях:
  • Классно-урочная деятельность, которая включает в себя мини-проекты и мини-исследования . Я считаю, что  организация такой деятельности обеспечивает благоприятные условия и выход на метапредметный результат.  Учащиеся с большим интересом включаются работу.
  • Внеурочная деятельность: здесь мы проводим исследовательские и проектные работы по физике. Для работы привлекаются не только одноклассники, но и единомышленники и родители.
  • Ребята с удовольствием участвуют в мини-исследованиях. Теоретические исследования оформляются печатном виде, где содержится гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик приобретает навыки работы с дополнительной научной литературой, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Такая работа помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета. Методы проектно-исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления. Поектно-исследовательская деятельность положительно влияет на рост интереса к предмету, за счет самостоятельной добычи информации и самоорганизации. Детям интересно самим принимать решения, проявлять творчество.Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
  • исследовательская практика обучающихся;
  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • ученическое научно-исследовательское общество «Сигма» — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования.
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
  • Проектно-исследовательская деятельность даёт положительные результаты:
  • Появляется устойчивый познавательный интерес к предмету.
  • Прослеживается положительная динамика уровня обученности.
  • Повышается качественная динамика мотивации учебной деятельности.
  • Закрепляются прочные навыки проектной деятельности.
  • Так же немаловажно, что появился социальный эффект от реализации опыта работы:-развивается информационная, социальная и коммуникативная компетентность учащихся;- создаются предпосылки для формирования умений работы над проектами;- осознаются ценности творческого открытия учащимися;- появляется высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.Именно когда знания добыты самостоятельно, приложены определенные усилия, именно тогда это ценится, запоминается, и усваивается учащимися. Так сказать получено на собственном опыте, методом проб и ошибок.Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Таким образом, использование исследовательской и проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи исследования или проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Эти методы позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Они активно влияют на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.Мои успехи за прошлый год:
  • Республиканский конкурс «Энергия будущего». Пшибиева Алина, 10 класс, 1 место.
  • Региональный этап олимпиады «Созвездие» учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи. Кудаев Салих, 7 класс, 1 место.
  • Всероссийская олимпиада «Созвездие» учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи. Кудаев Салих, 7 класс, призёр.
  • Региональный этап олимпиады «Созвездие» учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи. Гузеева Г.10 класс, призёр.
  • Всероссийская олимпиада «Созвездие» учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи. Гузеева Г., 10 класс, 3 место.
  • Региональный этап олимпиады «Созвездие» учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи. Пшибиева Алина, 10 класс, 1 место.
  • 1 победитель и 2 призёра на районном этапе предметной олимпиаде по физике.
  • Победители и призёры Всероссийских заочных конкурсов и олимпиад.