Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Зима"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Зима"
Автор: Беляевских Ирина Юрьевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе поТема: «Зима»Воспитатель ; Беляевских Ирина ЮрьевнаРазвитие речи. Тема: «Зима».Задачи:Расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.Оборудование: картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал – схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.Ход занятия Разминка Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.Декабрь, январь, февраль Проходят чередойС морозом, со снежком,С Рождественской звездой. II. Основная часть Отгадайте загадку и узнаете о чем мы будем говоритНаступили холода.Обернулась в лед вода.Длинноухий зайка серыйОбернулся зайкой белым.Перестал медведь реветь:В спячку впал в бору медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? ( Зимой).Воспитатель: Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года – о зиме. Логические игры: (Подбери признак, назови ласково) «Подбери признак».Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:Зима (какая?) - …(холодная, снежная).Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). Игра: «Назови ласково».Лед - …(ледок)Мороз - …(морозец)Санки - …(саночки)Холод - …(холодок)Метель - …(метелица)Зима - …(зимушка)Снег - …(снежок)Солнце - …(солнышко) Дифференциация слова и предложения.Воспитатель: Как вы думаете, что можно составить из слов?Дети: Предложения.Воспитатель: Что нам может помочь составить предложение? Дети: Схема предложения. (вывешиваю на доску схему предложения) Воспитатель: А чем отличается слово от предложения?Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов. Воспитатель: перед вами схема предложения, как думаете, сколько слов в этом предложение?Дети: Одно слово.Воспитатель: Почему?Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.Воспитатель: А сейчас придумайте мне по схеме предложение.Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.Воспитатель: Попробуйте сами составить предложения по вашим схемам по времени года «Зима». ( вывешиваю на доску схему предложений)Физкультминутка «Белые снежинки». Выполнение движений под музыкуБелые снежинки кружатся с утра,Выросли сугробы посреди двора.Стала от снежинок улица светлей,Только одеваться нужно потеплей.Просто невозможно зиму не любить,Скоро будем бабу снежную лепить.Если на прогулке в снег мы упадем,Встанем, отряхнемся и опять пойдем.Привезут из леса елку в детский сад,Дед Мороз поздравит с праздником ребят.Десять раз в неделю мы считаем дни,Чтоб зажглись скорее яркие огниЧтение рассказа «Зима» воспитателем. Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.Работа по содержанию рассказа «Зима». Воспитатель: Какое наступило время года?Дети: Наступила зима.Воспитатель: Что лежит кругом?Дети: Кругом лежит белый снег.Воспитатель: Какие деревья?Дети: Деревья стоят голые.Воспитатель: Куда медведь залез?Дети: Медведь залез в берлогу.Воспитатель: Кто рад зиме?Дети: Рады зиме дети.Воспитатель: Что делают зимой дети?Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.Воспитатель: Я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на план на доске.Составление детьми рассказа о «Зиме».III. Подведение итогов занятияВоспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Дети: Отгадали загадку, играли в разные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.Воспитатель: Все молодцы! А что вам больше всего было тяжелым или трудным на занятие (составлять предложение по схеме)Дополнительный материалИгра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.Зимой метель (что делает?) … (метет).Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.