"Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через общение с природой"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через общение с природой"
Автор: Павлова Наталья Андреевна

Открытое занятие в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха».Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи: Образовательные: -способствовать формированию у детей познавательного интереса;-познакомить детей с понятием воздух, его ролью в жизни человека; -способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; -продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. -активизировать и обогащать словарь детей. Развивающие: -развивать мышление, память, речь, воображение, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности; Воспитательные: -воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; -воспитывать аккуратность при работе. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественноэстетическое развитие. Методы и приемы: беседа, вопросы, показ, практическая деятельность, объяснение, рассматривание, работа со схемами. Словарная работа: невидимка. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям. Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, рисование, чтение.Материалы и оборудование: Раздаточный материал: шапочки и накидки по количеству детей, одноразовый стаканчик с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, острые палочки, воздушные шарики, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь, влажные салфетки, мыльные пузыри. Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон. Содержание образовательной деятельности-Дети заходят, здороваются, встают полукругом около воспитателя и экрана. Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путьОн невидимый, но все же Без него мы жить не можем! Воспитатель: Ребята что это такое? Ответы детей: ….Воспитатель: Да, ребята, это воздух, которым мы дышим и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. -Как вы думаете, воздух нам нужен, для чего? Ответы детей: а, нужен, чтобы жить, играть, дышать, бегать. Воспитатель: А кому еще нужен воздух? Ответы детей: Животным, растениям, и всему живому на нашей земле.Воспитатель: Да ребята, действительно воздух нужен животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей земле. Давайте с вами вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так поступает воздух в наш организм (схема с легкими).-Ребята, у воздуха есть свои секреты и сегодня мы их с вами попробуем раскрыть. Что бы раскрыть секреты воздуха мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию «Почемучка». -Но прежде чем, мы начнем раскрывать секреты воздуха, давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории. Ответы детей: 1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно 2. Приступать к выполнению задания только после показа воспитателя 3. Соблюдать правила гигиены 4. В лаборатории нужно находиться в спец. одежде. Воспитатель: Проходим в экспериментальную лабораторию, надеваем шапочки и накидки. Я буду лаборантом, а вы моими ассистентами. Мы опыты начинам Интересно здесь бывает Постараемся все понять Много нужно нам узнать!-Сели красиво, спинки выпрямили, сосредоточились. Ребята посмотрите внимательно на то, что лежит у вас на столе. -Чтобы раскрыть первый секрет воздуха, возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? Ответы детей: Он пустой. -А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. -Что произошло с пакетом? Ответы детей: Он надулся. Воспитатель: А почему? Ответы детей: В пакете воздух, он полон воздуха. Воспитатель: Давай те проверим, действительно ли внутри пакета находится воздух? -Возьмите острую палочку и осторожно проткните мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. -Что вы чувствуете?Ответы детей: Шипение. Воспитатель: Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. -А что произошло с пакетом? Ответы детей: Пакет сдулся, стал пустой. Воспитатель: Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух? Ответы детей: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть. Воспитатель: Мы раскрыли с вами первый секрет воздуха: он существует, мы его можем почувствовать, но не можем увидеть. Он невидимка (уберем пакеты). Воспитатель: Ребята, мы с вами доказали, что воздух существует, он невидимка. А как вы думаете, что тяжелее воздух или вода? Ответы детей: Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите стакан с водой, и погрузите в него трубочку, подуйте в нее. Что появилось на поверхности воды? Ответы детей: На воде, появились пузырьки. Воспитатель: Откуда взялись пузырьки? Ответы детей: Это воздух, который мы выдыхали. Воспитатель: Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно? Ответы детей: Пузырьки поднимаются вверх.Воспитатель: Ребята, это происходит, потому что воздух очень легкий. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. -Какой мы можем сделать вывод? Ответы детей: Воздух легче воды. Воспитатель: Да ребята, это еще один секрет воздуха, он легче воды. -Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма? Ответы детей: Напомнить детям о поведении в лаборатории! Воспитатель: Ребята, давайте возьмем воздушные шарики и надуем их (наполним воздухом). -Какой формы у вас получились воздушные шарики?Ответы детей: Круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца. Воспитатель: А где же воздух? Ответы детей: Внутри шариков. Воспитатель: А какой же формы стал воздух? Ответы детей: Он стал как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца). Воспитатель: А какой мы можем сделать вывод? Ответы детей: Воспитатель: Да, ребята, мы раскрыли с вами следующий секрет воздуха, он приобретает лишь форму предмета в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика). Воспитатель: Я предлагаю вам выйти из своих столов и немного отдохнуть. Физкультминутка. (дуем, руки вверху)-Ветер лесные деревья качает (качаем руками)-Яркие бабочки всюду порхают (машем руками) -Скачет по веткам белка с бельчонком (прыгаем) -Ходит по лесу медведь с медвежонком (изображаем медведя) -Ест землянику, в лесу детвора (приседаем, встаем, хлопаем одной рукой по другой).Воспитатель: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать, хотите попробовать? -Я приглашаю вас занять свои рабочие места. -Но для того чтобы приступить к рисованию мы проведем пальчиковую гимнастику, на мордовском языке. Пальчиковая гимнастика: Те дедай, те бабай, те тетей, те авай, те мон, те весемонь семьям (дети поочередно перебирают пальцы, сжимают их в замок).Воспитатель: Чтобы приступить к рисованию воздухом, нужно кистью макнуть в гуашь и капнуть ее на середину листа бумаги, взять трубочку, подуть в нее на каплю, создавая любой образ. Приступаем к работе (звучит музыка, воспитатель помогает детям, обсуждает с детьми у кого какие образы получились, хвалит детей). Не забываем о правилах гигиены! Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались красивые и необычные картины получились. Мы украсим ими нашу группу. Наши эксперименты закончились, я предлагаю вам снять шапочки и накидки и подойти ко мне. Ребята, давайте вспомним, какие секреты о воздухе мы узнали (показ слайдов, работа со схемами? Ответы детей: 1. Воздух существует, но он невидим (глаз).2. Воздух легче воды (картинка с пузырьками воды). 3. Воздух не имеет формы (шары). Воспитатель: Молодцы ребята! -А чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории? -С какими трудностями вы столкнулись? Ответы детей: Воспитатель: Вы сегодня хорошо потрудились. -В заключении отгадайте загадку. Он, воздухом надутый, По воздуху плывет, Но и одной минуты, На свете не живет. Нарядный, разноцветный, Он лопнул навсегда, Расплылся незаметно, Растаял без следа. Ответы детей: Мыльные пузыри. Воспитатель: Правильно - это мыльные пузыри, за хорошую работу я хочу вам их подарить. Звучит музыка, стихотворение, дети пускают мыльные пузыри. Воды обыкновенной, В стаканчик набери Пускать из мыльной пены Мы будем пузыри.Соломинку простую, Сейчас возьму я в рот, Воды в нее втяну я, Потом слегка подую, В соломинку - и вот, Сияя гладкой пленкой, Растягиваясь вширь, Выходит нежный, тонкий, Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлиний. Каких цветов в нем нет! Лиловый, красный, синий, Зеленый, желтый цвет. Взлетает шар надутый, Прозрачнее стекла. Внутри его как будто, Сверкают зеркала.Список литературы: 1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, З. А. Логинова В. И., Т. И. Михайлова. Г. Гоберидзе. Издательство Детство-Пресс, 2013г.2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . : ТЦ «Сфера», 2001г. 3.Методическое пособие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» ГУ «Кушмурунская СШ 121 отдела образования акиматааулиекольского района» Бердник И. А., Ярошик Е. В., Кушмурун 2014г. 4.Савенко А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. амара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоровка» 2010г.