"Картотека дидактических игр на прогулке"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Картотека дидактических игр на прогулке"
Автор: Булгакова Татьяна Ивановна

Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное (в кругу с мячом). Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл«Закончи предложение».Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»«Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.«Летает – не летает».Цель: развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».«Мое облако».Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.«Не ошибись».Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.«Найди листок, как на дереве».Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.«Угадай, что в мешочке?»Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.Дидактический материал:  Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.Оборудование: Мешочек.Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать.«Найди листок, как на дереве».Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.Задачи: Учить детей распознавать растения по признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.«Осенние слова».- А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.- А что осенью опадают?- Как называется явление природы, когда падают листья?- И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.- А теперь подбросим вверх листочек.- Какой замечательный листопад у нас с вами получился.«Кто что делает?»Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным.Ход.Воспитатель показывает детям разные картинки – дети подбирают к ним глаголы действия.Муха – летала, жужжала, надоедала.Машина – ехала, остановилась, везла.Морковь – росла, зеленела.Макароны – варились, лежали, жарились.Мышка — бежала, пищала.Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.
  • врач - …
  • учитель -…
  • пожарный -… - экскаваторщик -…
  • электрик -… и т.д.
  • «Вспомни и назови»Цели: Развитие понимания слов с обобщающим значением, развитие пониманияродовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспектазначения слова)Оборудование: МячСодержание: Дети и взрослые стоят в кругу. Взрослый даёт задание: «Раз, два, три,ягоды назови. Клубника!» - и бросает (передаёт) мяч стоящему слева игроку.Ребёнок, поймавший мяч, называет другой объект заданной взрослым группы:«Черника» - и перебрасывает мяч следующему игроку, стоящему в кругу. Ребёнок,не сумевший назвать предмет, выходит из круга (выбывает из игры). Победителемстановиться игрок, оставшийся в игре последним.Варианты заданий: обобщающие слова (мебель, транспорт, игрушки,инструменты); признаки предметов (признаки цвета, формы, размера, вкуса, др);действия предметов (по характеру движения : бегает, ползает, летает, прыгает,ходит; по характеру издаваемых звуков: мяукает, каркает, хрюкает; по родупрофессиональной деятельности: варит, шьёт, учит, строит)«Кто больше назовет действий»Цель: Учить детей соотносить действия людей с различными профессиямиЗадачи:Учить детей уважать труд взрослых. Продолжать развивать память детейРазвивать связную речь.Воспитывать дружелюбиеИгровые правила: называть действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ловит мяч и бросает назад ведущему.Игровые действия: бросание и ловля мяча.  Материал: МячПредварительная работа: Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях.Ход игрыСегодня мы с вами окунемся в мир профессий и поиграем в новую увлекательную игру «Кто больше назовет действий? »Я буду называть профессии, а вы вспомните все действия этой профессии“Кто чем занимается”.Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.Когда это бывает.Цель: - Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последователь-ности, о изменениях в живой и неживой природе; формировать представления детей о труде взрослых и детских забавах, праздниках, соответствующих времени года;развивать зрительную память, логическое мышление;развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.Задачи:учить определять время года по его характерным признакам; закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года; упражнять детей в составлении короткого рассказа:«Что изображено на картинке и когда это бывает»; - воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней; - учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.«Летает, плавает, ходит»Цель: Формировать знания детей о приспособлении животного мира к среде обитания.Задачи:Закрепить знания о птицах, животных, насекомых и рыбах, умении их классифици-ровать по способу передвижения.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.Развивать наблюдательность, замечать различия между птица-ми, животными, насекомыми и рыбами.Закрепить знания о птицах, которые не только летают, но и плавают; о животных, которые не только ходят, но и плавают; насекомых, которые только ползают; животных, птицах, которые не летают, а ходят и плавают.Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.Описание игры.Дать детям рассмотреть картинки, назвать, что на них нарисовано; показать 3 коробочки, на которых изображены картинки: земля, вода, воздух и 4-я коробочка на которой все три картинки, объяснить правила.1 вариант: задать детям вопрос: Кто ходит, летает, плавает? И отобрать картинки, которые можно положить в коробку с картинкой «земля», «вода», «воздух»2 вариант: найдите картинки с изображением птиц, которые не только летают, но и плавают ; найти картинки с изображением насекомых, которые не летают, а ползают; найти картинки с изображением животных, которые не только ходят, но и плавают.«Кто больше вспомнит?»Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.«Третий лишний».Цель: закрепить представление детей о домашних и диких животных, умение дифференцировать обобщающие понятия. Учить различать и называть характерные особенности диких и домашних животных.Материал: набор картинок.Ход игры.Вариант 1.Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по три картинки. Одну из них они должны убрать. Первая пара детей меняется картинками и так далее. Пока все дети не выполнят задание.Например: кошка, корова, волк.Медведь, заяц, собака.Вариант2.Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.Метель — метет, вьюжит, пуржит.Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.«Где что можно делать?»        Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.        Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.        Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).        Что можно делать на реке? Что делают в больнице?«Кому что нужно для работы»Цель: расширять знания детей о разнообразии профессий.Задачи: развивать умение соотносить рабочую одежду, орудия труда с профессией человека; называть соответствующие профессии; закреплять умения составлять рассказ о профессии.Материал для игры: наборы атрибутов, инструментов, спецодежды для профессий - врача, пожарного и повара.Правила игры:- подобрать орудия труда для заданной профессии- подобрать для профессии соответствующую спецодежду, одеть её на себя- назвать профессию и рассказать о ней1). Рассматривание атрибутов для игры, выбор для себя понравившейся профессии, определение детьми что кому надо для работы.Для игры подбор инструментов, атрибутов, спецодежды может быть разным, это зависит от профессий. Также дети могут выбрать самостоятельно, всё то что им будет нужно для игры.«О чем я сказала»Цель этой игры совершенствование понимания детьми многозначности слов, сопоставления их значения.Есть слова близкие по смыслу, есть и противоположные, есть слова, которые обозначают много разных предметов. Головка – так можно ласково назвать голову ребенка. А можно так назвать утолщенную часть чего-то: головка лука, головка чеснока….Звонок – у велосипеда, в школе, дверной звонок.Нос – у человека, у животных, у самолета, у корабля, у чайника.Ножка – у стула, у гриба, у ребенка.Можно предложить рассмотреть такие слова: ручка, молния, глазок, крыло, язычок, румяный, слабый, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и другие.Потом дети составляют предложения с названными словами.«Вчера. Сегодня. Завтра». Цель: В игровой форме упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».Задача: Действовать по сигналу воспитателя. Во время бега не наталкиватьсядруг на друга.Правила. Выигрывает тот, который первым добежал до домика. Проигрывает тот, кто начинает действовать раньше сигнала, поданного воспитателем.Материалы: три модели-линейки с тремя вертикальновырезанны-ми(нарисованными) кругами. На модели, обозначающей «вчера»,нижний круг разделен на четыре цветных сектора: розовый, белый, синий,черный, что соответствует четырем частям суток, два верхних круга белого цвета. На модели, обозначающей «сегодня», средний круг четырехцветный,а верхний и нижний-белого цвета. На модели, обозначающей «завтра»,верхний круг четырехцветный, два нижних-белые.Содержание игры: По углам группы (зала, участка) рисуют на полу три домика: «вчера»,«сегодня», «завтра». В каждый домик помещается соответствующая модель. Дети образуют круг, берутся за руки и, водя хоровод, начинают читать стихотворение. Поокончании чтения воспитатель подает сигнал. Дети бегут в определенный домик. Выйтииз домика можно лишь в том случае, когда кто-то из играющих придумает предложение, вкотором встречаются слова «утро», или «сегодня», или «вчера» и т. д. Победитель поощряется фишкой.«Каким бывает ветер?»Цель: - обогащать словарный запас, расширять и углублять знания о неживой природе;формировать интерес к природным явлениям.Подобрать прилагательные, каким бывает ветер: сильным, теплым, шквалистым,…Ветер дул всю ночь, шумели ели, морщинилась вода. Сосны старые скрипели, ивы гнулись у пруда,Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет,Ветра будто не бывало, будто не было и нет.Задать детям вопросы:
  • Какая сегодня погода?
  • Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом – поземкой)
  • С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?
  • Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
  • «Природа и человек».Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.Материалы: мяч.Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.«Что растет в родном краю»Цель: обучать детей понимать происходящие в природе процессы, давать им представления о значении растений, чтобы показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Обогащать словарь детей новыми названиями деревьев. Ход игры: Воспитатель: – Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в России. Если растут хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак: – Яблоня. Груша. Малина. Мимоза. – Ель. Саксаул. Облепиха. Береза. – Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин. – Липа. Клен. Баобаб. Мандарин. Теперь быстро: – Слива. Осина. Каштан. – Кофе. Рябина. Плантан. – Дуб. Кипарис. Алыча. – Тополь. Сосна. Каланча.«Посчитай»Цель: упражнять в согласовании существительных с числительнымиПредложить детям пересчитать грибы, деревья, листья: один мухомор, два мухомора … пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки … пять сыроежек«Это верно или нет, поскорее дай ответ»Цель. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы. Развивать: произвольное внимания и слухового восприятия; активизация: памяти, мышления, внимания.Я поэт зовусь НезнайкаСнова начал сочинятьТолько страшно мне опятьВдруг чего то, я напуталВдруг, я что то перепуталПомогите мне друзьяЧто здесь верно, что здесь нет?Дайте мне на все ответ***Всех приглашаю я поигратьИ на вопросы мои отвечатьСобирайтесь скорее в кружокЯ начинаю читать вам стишокА вы ребята не зевайтеИ на вопросы отвечайте***Волки все живут в кореА жучки все в конуреА весною из берлогиВыползают носорогиЧто здесь верно, что здесь нет?Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми кто где живёт)***Любят рыбу лоси естьДа так много, что не счестьИх детишки прямо в речкеСъели сразу две овечкиЭто правда или нет?Поскорее дай ответ (ответы детей)***Если снег в лесу растаялИ везде видна траваЗначит, к нам пришла зимаЭто верно или нет?Поскорее дай ответ (ответы детей; можно задать дополнительные вопросы)***Если солнце ярко светитРечки скованы все льдомА на улице морозЩиплет каждого за носОтвечайте на вопросПравду люди говорятЧто к нам гуси прилетят? (высказывания детей с объяснением своего ответа)***Если листья пожелтелиФрукты, ягоды созрелиДождик льет как из ведраЭто тоже ведь весна (ответы детей)***А теперь я вам скажуИ возможно покажуКто родился у кого.Родила свинья котятУ нее их целых пятьА у лошади вчераРодилось аж два ежаЧто здесь верно, а что нетПосмотри и дай ответ(карточки с изображениями животных и их детёнышей и ответы детей)***Это вовсе не секретДней в неделе ровно шестьСнова, снова не зевайПоскорее отвечайЕсли сможешь, сосчитайНазови и отвечай (обсуждение с детьми, повторение названий дней недели)***Начинаю я считать: раз, два, три и пятьШесть, семь восемь, десятьА теперь ты дай ответЭто правильно или нет? (ответы детей)***Птицы сели к нам на грядкуСосчитаем по порядкуДве вороны, два грачаЗайца два и три стрижаПолучилось ровно пятьИль считать мне все опятьСнова - снова не зевайтеПроверяйте, отвечайтеЭто верно или нетДайте мне скорей ответ (ответы детей с полным объяснением)***И опять не зевайЧто здесь лишнее отвечайЧайка, ворон, воронятаВоробей и лягушата (ответы детей)Будь внимательным дружокСлушай дальше мой стишокЭто правда или нетЧто звезды падают с небес (падают метеориты)***А теперь ты мне ответьПингвин птица или нет? (ответ детей)***Каждый грамотный ребёнокДолжен твердо знать с пелёнокСветофор наш лучший другОн всегда укажет путьЕсли красный свет горитТы дорогу - переходиЖелтый свет тебе подскажетА зеленый стоп нам скажетЭто верно или нет?Поскорее дай ответ (обсуждение с детьми)***Вот спасибо вам ребятаПомогли найти ответЧто здесь верно, а что нетЯ пойду все исправлятьА вы, можете гулять.«Где я был?».Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.)А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели в большом количестве. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.  «Это правда или нет?».Цель: находить неточности в тексте.Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.«Говори, не задерживай».Цель: развивать речевую активность, словарный запас.Ход игры. Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит слово по частям, стоящий рядом должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Например: ва-за, за-ря, ря-би-на и т. д. Дети, которые ошиблись или не смогли назвать слово, становятся за круг.Отгадай мое словоВоспитатель:-Я задумала слово, которое начинается со звука [Ш] (или слога). Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка на картинке, которая лежит у меня на столе. Я ее покажу в конце игры.Дети называют разные слова. Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-нибудь отгадает слово в начале игры. Заканчивая ее, воспитатель показывает картинку. «Кто отгадал мое слово?»Укрась словоК любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д. Подобрать как можно больше определений к данному слову. Зима (какая?) Снежинка (какая?) Мороз (какой?) Снег (какой?) Метель (какая?) Снегурочка (какая?) Сугробы (какие?) «Стук да стук, найди слово, милый друг». Цель: закрепить полученные навыки выделения слогов. Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель в середине. В руках у него бубен. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать растения (животных), в названии которых 2 слога, затем ударяет 3 раза (животные с тремя слогами и т. д.).«Третий лишний»(растения) Цель: развивать умение обобщать по существенным признакам. Береза, смородина, тополь; Роза, гвоздика, ромашка;Колокольчик, василек, ромашка;Яблоня, осина, дуб; Тюльпан, нарцисс, роза;Мать-и-мачеха, ромашка, роза; и т.д. (ОД – метание, бег) Цель: развивать меткость, ловкость. «О чем еще так говорят?». Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать: Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.Играет - девочка, радио...Горький - перец, лекарство... и т. д.«Какая, какой, какое?»Цели:учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …«Добавь слог»Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.Ход: Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)Слоги:СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те -! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! - ток, му -! - мор,ба -! – бан и т. д. «Охотник» Цель:упражнять в умении классифицироватьи называть животных, рыб, птиц и т.д. Ход игры:Дети становятся перед чертой, в конце участка стульчик. Это «лес», «озеро», «пруд». Сюда отправляется один из играющих – «охотник». Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на…». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «…Зайцев», делает второй шаг…При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя повторяться. Победителем считается тот, кто дошел до указанного места первым или прошел дальше. «Найдите, что опишу».Цель: развивать умение искать растение по описанию.Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.«Отгадайте, что за растение»Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. «Да — нет»Цель: развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.Материал: карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.«Назови три предмета».Цель: упражнять детей в классификации предметов.Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д. «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».«Путешествие по городу»Цель:   формирование основ краеведения.Задачи: систематизировать представления детей 5-7 лет о родном городе; высказывать суждение по теме, используя личный опыт, впечатления; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города; воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам);Количество игроков: подгруппа детей от 2-х до 4-х человек.В комплекте: поле-карта города Орска, карточки - вопросы 25 штук, жетоны, фишки, игровая кость.Правила игры:Поставьте фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Цифры на игровом поле соответствуют номерам карточек с вопросами по теме игры. Игрок отвечает на вопрос, возвращает карточку и передает ход другому.  За правильный ответ зарабатывает жетон.  Если фишка остановилась на шаге "изменение траектории" - игрок двигается дальше по указанному направлению. Побеждает тот, кто за время игры соберет больше жетонов.«Найди предмет той же формы».Цель: уточнить представление о форме предметов.Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы. «Найди предмет той же формы» (2-й вариант) Цель: уточнить представление о форме предметов. Ход игры: Воспитатель или один из играющих называет предметы живой или неживой природы и просит назвать геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет: гора – треугольник, дождевой червяк – кривая и т.д. «Угадай, что в мешочке?»Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.Дидактический материал:  Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.Оборудование: Мешочек.Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать. «Что это за птица?» Цель: учить описывать птиц по характерным признакам, привычкам и по описанию узнавать их. Ход игры: Ведущий называет один яркий признак птицы, дети должны по нему угадать, что это за птица. Например: птица любит сало (синичка), у птицы красный берет (дятел) и т.д. «Загадай, мы отгадаем». Цели: уточнить и расширить знания о деревьях и кустарниках; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию. Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, количество стволов, рост, окраска. Водящий по описанию должен узнать растение. Фишки получает отгадавший и загадавший ребенок. Если ребенок вспомнит или придумает свою загадку, он получает дополнительные фишки. «Похож — не похож?»Дидактическая задача. Учить детей сравнивать животных, находить в них признаки различия, сходства, узнавать животных по описанию.Игровые правила. Для сравнения животных по представлению брать только двух животных; отмечать их признаки сходства, так и различия.Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать двух животных, отгадав их по описанию товарища.Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож?».- Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает не два предмета, а двоих животных, вспомнит, чем они отличаются друг от друга, и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.Получивший камешек загадывает загадку, например такую:Два животных, у одного тонкие ветвистые рога, у другого рога широкие, у одного длинные ноги, а другого короткие, один живет в лесу, другой в тундре, оба питаются травой. (олень, лось)Два животных, один рыжего цвета, другой белого цвета, один живет в тундре, другой живет в лесу. Один охотится за мышами, зайцами, другой охотится за птицами, леммингами. У обоих пушистая шерсть, пушистый хвост. (лиса, песец)Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры. «Бывает – не бывает»Цель игры: закрепить знания явлений природы в раз-ные времена года.Оборудование: мяч.Ход игры: дети встают в круг, в центре – ведущий смячом. Он называет явления природы и бросает ребёнкумяч. Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Бывает» или«Не бывает» и возвращает мяч ведущему.Иней летом (не бывает), снег зимой (бывает), морозлетом (не бывает), ледоход осенью (не бывает), капельлетом (не бывает), листопад весной (не бывает), метельосенью (не бывает), заморозки весной (бывают), дождьлетом (бывает), гроза весной (бывает), роса зимой (не«Придумай сам».Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.«Загадки».В о с п и т а т ел ь . За правильные ответы ваши команды получают лучики или звездочки.1) Когда петушок Раньшевсех встает, Голосисто поет, Солнышковстречать зовет?(Утром.) Стало за окном темнеть,Птицы стали тише петь.Убирать игрушки нужно, Мамавсех зовет на ужин. Когда этобывает?(Вечером.)3) Звезды на небе зажглись. Спатьребята улеглись. Вечер, деньумчались прочь. Им пришла насмену... (ночь). 4) Солнце в небе ярко светит. Напрогулку вышли дети. Когдаэто бывает?(Днем.)«Лесник».Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.«Ищи».Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.«Кто больше слов придумает».Цели: активизировать словарь; расширять кругозор.Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова на определенную тематику (например, «Осень»), в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший должен сказать слово с условным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.